Социальная ситуация развития как одно из основных условий формирования творческих стратегий детей

531

Аннотация

Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений личности. Проведен анализ литературы авторов, работавших ранее и работающих на сегодняшний момент в данной проблематике, а также очерчен круг поднимаемых ими вопросов, имеющих точки пересечения с данным исследованием. В статье анализируются предварительные результаты формирующего эксперимента, который проходит на протяжении двух лет на базе творческой студии «Арт–Зебра» учебного центра Московского зоопарка. Изменения в творческих работах 20 детей возрастом от 4 до 10 лет отражены в индивидуальных листах, дающих представление о том, как шел прирост выразительных средств создаваемых детьми образов животных и птиц. В данной работе приведены характеристики индивидуальной динамики формирования творческих новообразований и выразительных средств у трех детей — одни из самых ярких примеров уникального пути становления творческого почерка каждого ребенка в одной социальной среде на занятиях скульптурой. Особое внимание уделяется переживанию, которое имеет прочную связь со всеми этапами творческой деятельности детей. Предварительные результаты показали, что изначально дети владели не более чем 2 выразительными средствами, а за период эксперимента большинство из них овладели еще 4—5, и в процессе становления находятся еще 2 выразительных средства. Делается вывод о том, что именно овладение творческими стратегиями как средствами трансформации психики является ключом к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: Социальная ситуация творческого развития, творческое новообразование, формирующий эксперимент, выразительные средства, творческие стратегии, переживание, зона ближайшего развития, Выготский Л.С.

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110106

Для цитаты: Тимошенко Н.В. Социальная ситуация развития как одно из основных условий формирования творческих стратегий детей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 70–84. DOI: 10.17759/psyedu.2019110106

Фрагмент статьи

Известно, что социальная ситуация развития (т.е. отношение между ребенком и окружающей социальной средой) представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, определяющий последовательность приобретения ребенком новых свойств личности, когда социальное становится индивидуальным. О взаимосвязи внутренних и внешних условий развития способностей писали многие авторы. С.Л. Рубинштейн отмечал, что развитие способности совершается по спирали: реализация возможности, представляющей способность одного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня.

Литература

  1. Басов М.Я. Проблема развития человека [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. . URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. Проблемы возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-2810638-pall.html (дата обращения: 5.04.2019).
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 1998. С. 40.
  4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  5. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  6. Кравцов Л.Г. Материалы лекции «Психологические средства».
  7. Красило Т.А. Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/Krasilo.phtml (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 14.04.2019).
  9. Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников // Вестник РГГУ. № 2. Серия «Психология. Педагогика. Образование». М., 2015. С. 87.
  10. Леонтьев А.Н. Индивид и личность [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  11. Леонтьев А.Н. О формировании способностей [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  12. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  13. Мелик–Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание. 1981. № 1. С. 81, 95.
  14. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–25.
  15. Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. С. 96–98.
  16. Пузырей А.А. Культурно–историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд–во МГУ, 1986. 115 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  18. Рубинштейн С.Л. Направленность личности [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:
  19. http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  20. Теплов Б.М. Способность и одаренность речи [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  21. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).
  22. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе речи [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата обращения: 10.04.2019).

Информация об авторах

Тимошенко Наталья Валерьевна, педагог скульптуры, ИЗО, дизайна, Творческая студия Арт-Зебра учебный центр Московского зоопарка, Москва, Россия, e-mail: natali-decor@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1846
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 531
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5