Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза

527

Аннотация

В статье анализируются компоненты психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза на примере факультета дистанционного обучения МГППУ. Показано, что основой психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в вузе может стать проактивная модель инвалидности (active model of disability), направленная на активность самих студентов. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью включает разнообразные формы помощи (педагогическая, социальная, психологическая поддержка, самоподдержка), направленные на обогащение психолого-педагогических условий образовательной среды за счет: 1) организации и деятельности групп поддержки; 2) групп самоподдержки; 3) создания оптимально доступной образовательной среды с использованием дистанционных технологий. Система психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью может быть выстроена на основе «понимающих отношений», предполагающих безбарьерность понимания в преодолении стереотипов инвалидности; преодоление попыток ошибочных интерпретаций многомерного мира людей с инвалидностью; сопричастность, вовлеченность в опыт инвалидности. Приводятся данные поисковых эмпирических исследований, которые проводились студентами с инвалидностью в рамках магистерских диссертаций и которые позволили обнаружить наиболее проблемные и ресурсные зоны в: 1) группах поддержки (родители студентов с инвалидностью); 2) готовности самих обучающихся с инвалидностью к самопомощи, их ресурсах, самоактивации и жизнестойкости; 3) роли инклюзивной дистанционной образовательной среды в развитии мотивации и психологическом благополучии студенчества в целом.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, студенты с инвалидностью, инклюзивная образовательная среда вуза, проактивная модель инвалидности, безбарьерность понимания

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110310

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 19-013-00904 «Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения».

Благодарности. Авторы выражают благодарность за помощь в организации и проведении исследования руководителю проекта «Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения», к.п.н., профессору кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Айсмонтасу Б.Б.

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 114–127. DOI: 10.17759/psyedu.2019110310

Фрагмент статьи

Высшее образование считается одним из самых перспективных в продвижении идей инклюзии. В научных разработках в соответствии с разнообразными моделями инвалидности (социальной, медицинской, психологической и др.) обозначаются направления работы с обучающимися с инвалидностью по их успешной интеграции в образовательное пространство вузов.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 29–41. doi:10.17759/pse.2018230204
  2. Александрова Л.А., Лебедева А.А. Роль личности родителей в преодолении травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. № 2. С. 97–102.
  3. Гурова Е.В. К вопросу о повышении информационно-коммуникативной компетенции преподавателей дистанционного обучения // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2013. С. 180–183.
  4. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IV Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2014. С. 327–333.
  5. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Дистанционные технологии в обучении студентов с ОВЗ в высшей школе // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. III Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Кемерово, 2016. С. 148–152.
  6. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Инклюзия в вузе: проблема готовности преподавателей // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. С. 45–49.
  7. Знаков В.В. Постижение в понимании мира человека // Человек. 2017. № 3. С. 33–47.
  8. Кузьмина Е.И. Формирование позитивного мышления у студентов с ОВЗ с помощью дистанционных технологий // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2013. С. 195.
  9. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 30–42. doi:10.17759/psyedu.2019110204
  10. Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-партнерами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 7–18. doi:10.17759/pse.2018230202
  11. Levitt J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people // Disability & Society. 2017.Vol. 32. P. 735–747. doi:10.1080/09687599.2017.1324764

Информация об авторах

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого–педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3539-8058, e-mail: ladaleksandrova@mail.ru

Кузьмина Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3488-2622, e-mail: kuzminaei@mgppu.ru

Лазарева Валерия Михайловна, руководитель Центра сопровождения и поддержки электронно-образовательной среды, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: lazarevavm@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1540
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 527
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 11