Соловьева Ю. кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx
Кинтанар Л. кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx
Согласно концепции Л.С. Выготского, психологическое развитие детей происходит в процессе культурной деятельности. Каждая форма деятельности может быть выражена как своего рода повествование или личная эмоциональная вовлеченность, испытываемая ребенком в разные периоды детства. Одним из важнейших видов такого опыта является игровая деятельность, вовлекающая участников коллектива в глобальную социальную ситуацию: детей и взрослых. Игровая деятельность с разнообразием типов и видов игр, которые также отличаются в зависимости от социально-исторических условий, может дать возможность изучить содержание, структуру и этапы одной и той же деятельности. Игры могут отличаться по самым разным параметрам. В данном исследовании представлено два вида проявления игровой деятельности: организованные игры с внешней направленностью, предлагаемые взрослыми. Такие виды игр предполагают общение и сотрудничество внутри групп дошкольников в дошкольных учреждениях. В статье представлены этапы введения игровой деятельности, виды средств внешней ориентации, предложенной взрослыми, и примеры конкретных игр с процедурой их реализации. Также обсуждаются качественные достижения в психологическом развитии дошкольников в результате участия в игровой деятельности. Авторы приходят к выводу, что культурно-историческая концепция развития должна использоваться наряду с концепцией активности психологических структур. Такой подход может быть использован для качественного понимания содержательного развития в дошкольном возрасте.
Asmolov A.G. On the other side of consciousness:
methodological problems of non-classical psychology. Moscow: Sense, 2002. 480
p.
Asmolov A.G. Psicology of Personality. Principles of
general psychological analysis. Moscow: Sense, Academia, 2002. 430 p.
Bonilla M., Solovieva Yu., Jiménez N. Valoración del nivel
de desarrollo simbólico en la edad preescolar // Revista CES Psicología. 2012.
Vol. 5. № 2. P. 56–69.
Bonilla R., Solovieva Yu. Evidencia de la formación de la
función simbólica a través de la actividad de juego de roles sociales //
Cuadernos Hispanoamericanos de Psicología. 2016. Vol. 16. № 1. P. 29–40.
Bredikyte M., Hakkarainen P. Self-regulation and narrative
intervention in children’s play // The Routledge International Handbook of
Early Childhood Play / Eds. T. Bruce, P. Hakarainen, M. Bredikyte. London:
Taylor & Francis, 2017. P. 246–258.
Brėdikytė M. The Act of Cultural Mediation in Children’s
Play // Forum Oświatowe. 2012. Vol. 2. № 47. P. 81–100.
Davidov V.V. Sessions of general psychology. Moscow:
Academia, 2008. 176 p.
Davidov V.V. Types of generalization in teaching. Moscow:
Pedagogical Society of Russia, 2001. 480 p.
Elkonin D. Psicología de Juego. Madrid: Pablo del Río,
1980. 281 p.
Galperin P.Ya. Four Lectures about Psychology. Moscow:
Book House «University», 2000. 112 p.
Galperin P.Ya. Psychology as an objective science. Moscow:
Education, 1988. 480 p.
Gonzáles C., Solovieva Yu. Impacto de juego de roles
sociales en la formación de la función simbólica en preescolares // Revista de
Psicología de la Universidad de Antioquía. 2016. Vol. 8. № 2. P. 49–70.
González C., Solovieva Yu., Quintanar L. Actividad
reflexiva en preescolares: perspectivas psicológicas y educativas //
Universitas Psychologica. 2011. Vol. 10. № 2. P. 423–440.
Ilienkov E.V. School should teach to think. Moscow:
Russian Academy of Education, 2009. 112 p.
Leontiev A.N. Actividad, conciencia, personalidad. México:
Cartago, 1984. 240 p.
Leontiev A.N. Genesis of activity // Formation of
psychology of activity / Ed. A.N. Leontiev. Moscow: Sense. Serie: Living
Classics, 2003. P. 373–385.
Leontiev A.N. Lectures about general psychology. Moscow:
Sense, 2000. 511 p.
Lotman Yu.M. Pushkin. Dame of the Pique and the topic of
game of cards // Russian literature of the beginning of 19-th century.
Saint-Petersburg: Art S. Petersburg, 2003. P. 786–814.
Luria A.R. El desarrollo de la actividad constructiva en
el preescolar // Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad
preescolar / Eds. Yu. Solovieva, L. Quintanar. México: Trillas, 2013. P.
138–167.
Obukhova L.F. Age Psychology: Textbook for universities.
Moscow: Superior Education, MGPPU, 2006. 460 p.
Salmina N.G., Filimonova O.G. Diagnóstico y corrección de
la actividad voluntaria en niños preescolares y escolares. México, Universidad
Autónoma de Tlaxcala, 2001. 71 p.
Salmina N.G. La function semiótica y el desarrollo
intelectual // Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad
preescolar / Eds. Yu. Solovieva & L. Quintanar. México: Trillas, 2013. P.
75–86.
Salmina N.G. Sign and symbol in education. Moscow: Moscow
State University, 1988. 288 p.
Solovieva Yu., Garvis S. Vygotsky’s conception of
preschool development: play with orientation and narration // Vygotsky’s Theory
in Early Childhood Education and Research / Eds. Veraksa N., Sheridan S.
London: Taylor & Francis, 2018. P. 8–14.
Solovieva Yu., Gonzáles C. Indicadores de la adquisición
de la función simbólica en el nivel de acciones verbales en preescolares //
Rev. Fac. Med. 2016. Vol. 64. № 2. P. 257–265.
Solovieva Yu., Quintanar L. Drawing in preschool children
as a strategy for preparation for School // British Journal of Education,
Society and Behavioral Science. 2015. Vol. 9. № 1. P. 1–14.
Solovieva Yu., Quintanar L. Evaluación del desarrollo
simbólico en niños preescolares mexicanos // Cultura y Educación. 2013. Vol 25.
№ 2. P. 167–182.
Solovieva Yu., Quintanar L. La actividad de juego en la
edad preescolar. México: Trillas, 2016. 158 p.
Solovieva Yu., Quintanar L. La metodología formativa en la
psicología histórico cultural. Madrid: GIUNTI-EOS, 2019. 204 p.
Solovieva Yu., Quintanar L. Organization of playing
activity at preschool age // The Routledge International Handbook of Early
Childhood Play / Eds. T. Bruce, P. Hakarainen, M. Bredikyte. London: Taylor
& Francis, 2017. P. 340–354.
Solovieva Yu., Gonzáles C., Quintanar L. Indicators of
reflection during acquisition of symbolic actions in Colombian preschool
children // Psychology in Russia: State of Art. 2015. Vol. 8. № 2. P.
61–72.
Talizina N.F. La teoría de la actividad aplicada a la
enseñanza. México: Universidad Autónoma de Puebla, 2009. P. 73–126.
Tomasello M. Los orígenes de la comunicación humana.
Madrid: Katz Editores, 2013. 275 p.
Vigotsky L.S. Arte e imaginación en el desarrollo del
niño. México: Akal, 2003. 128 p.
Vigotsky L.S. Obras Escogidas. Tomo 3. Createspace
Independent Publishing Platform, 2016. 572 p.
Vigotsky L.S. Obras Escogidas. Tomo 4. Createspace
Independent Publishing Platform, 2016. 676 p.