Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы 45

Ускова С.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, факультет психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4750-8832
e-mail: USA1807@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен анализ введения профессионального стандарта педагога (далее — Стандарт), проанализированы риски формального осуществления требований Стандарта, ситуации, когда педагог не может систематизировать и выстроить взаимосвязи в рамках функциональной карты вида профессиональной деятельности и сводит свою деятельность к реализации отдельных требуемых трудовых функций, что не позволяет обеспечить выполнение одной из основных функций Стандарта — повышение результативности образовательного процесса. Автором представлена теоретическая модель современного образовательного процесса (далее — ОП); предложен механизм системной реализации Стандарта; доказана важность рассмотрения необходимых умений и знаний как трудовых действий; показана вариативность реализации Стандарта в соответствии с возникающими проблемами проектирования и реализации ОП в профессиональной деятельности учителя; рассмотрена специфика системного осуществления Стандарта на примере разработки модели трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования». Апробация показала эффективность предложенного инструмента в системной реализации Стандарта как методического средства в процессе повышения профессиональной квалификации педагога. Эмпирическая проверка результативности была осуществлена на основе анализа итоговых работ 98 слушателей курсов повышения квалификации (учителя начальных классов). 78% учителей проектировали ОП, выделяли в нем основные компоненты и соотносили их с основными трудовыми функциями. 83% учителей перешли от формального следования стандарту к осознанному проектированию ОП.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вопросы оценки и повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя являются наиболее обсуждаемыми в психолого-педагогическом международном и отечественном научном пространстве. Об этом свидетельствуют результаты международного исследования TALIS (2008), активное обсуждение профессионального стандарта педагога и разработка Национальной системы учительского роста в России.

Литература
  1. Алексеев С.В., Ускова С.А. Сопровождение профессионально-педагогической деятельности учителя: понятийное поле и сущностные характеристики [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–17. С. 3807–3811. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37862 (дата обращения: 31.07.2019).
  2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988. 500 с.
  3. Главный смысл системы профессионального роста в том, чтобы дать учителю возможность карьерной самоидентификации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 7–9. DOI:10.17759/pse.2017220402.
  4. Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека. СПб.: Астерион, 2016. 288 с.
  5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  6. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 22–34. DOI:10.17759/pse.2016210204.
  7. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101.
  8. Морозова О.П., Сластенин В.А., Сенько Ю.В. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.
  9. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 58–61. DOI:10.17759/pse.2017220408.
  10. Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 5–6. DOI:10.17759/pse.2017220401.
  11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Профессиональный стандарт педагога. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога (дата обращения: 31.07.2019).
  12. Рыжова Н.И., Ускова С.А., Залялютдинова З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 115–119.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  14. Ускова С.А. Профессионально-педагогическая деятельность учителя: самоопределение в пространстве образовательных стандартов // Человек и образование. 2018. № 2. С.140–145.
  15. Ускова С.А. Развитие профессионально-личностных качеств учителя как основа обеспечения результативности современного образовательного процесса // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 1. С. 81–89.
  16. Ускова С.А. Система повышения качества профессионально–педагогической деятельности учителя в образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14152 (дата обращения: 31.07.2019).
  17. Чупрова Л.В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования» (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 167–170.
  18. Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 35–43. DOI:10.17759/pse.2016210205.
  19. Ямбург Е.Ш. Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 5–6. DOI: 10.17759/pse.2017220401.
  20. Gorshkova V.V., Uskova S.A, Tonkonogaya E.P. Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design. [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019. P. 2096–2107 DOI:10.15405/epsbs.2019.03.02.243.
  21. Teacher Evaluation: a Conceptual Framework and Examples of Country Practices. OECD. Paris: OECD, 2009. 37 p.
  22. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD. Paris: OECD publishing, 2013. 124 p.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика