Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью 94

|

Доний Е.И.
аспирант кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2180-7060
e-mail: kido06_86@mail.ru

Шумакова Н.Б.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055
e-mail: n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Работа направлена на выявление специфических проявлений креативности и базовых когнитивных характеристик у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о когнитивных проявлениях разных видов одаренности в младшем подростковом возрасте, в котором часто решается вопрос о специализации обучения. Участниками исследования стали 54 интеллектуально одаренных подростка (М=11,4 лет) и 32 художественно одаренных сверстника (М=11,2 лет). В исследовании использовались методики: компьютеризированная батарея тестовых заданий для изучения базовых когнитивных характеристик («чувство числа», визуальная рабочая память и скорость переработки информации), «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методика «Образная и вербальная креативность», рисуночный тест Урбана, «Линия Горизонта». Полученные результаты подтверждают гипотезу о специфичности проявления креативности у младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью. Интеллектуально одаренные младшие подростки демонстрируют более высокие показатели дивергентной вербальной креативности по сравнению с их художественно одаренным и сверстникам и; а художественно одаренные младшие подростки превосходят своих интеллектуально одаренных сверстников по показателям рисуночной (образной) креативности и отличаются ее качественным своеобразием, обнаруживая высокую эмоциональную выразительность и творческий подход к реализации замысла. Статистически достоверных межгрупповых различий в базовых показателях когнитивного развития и общего интеллекта не обнаружено, хотя художественно одаренные подростки лучше своих интеллектуально одаренных сверстников сравнивают несимволически выраженные количества («чувство числа»), но уступают им по скорости переработки информации.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19.

Фрагмент статьи

Вопрос о когнитивных проявлениях и ранних предикторах разных видов одаренности по-прежнему актуален для разных специалистов в области психологии, образования и медицины. Изучению интеллекта и интеллектуальной одаренности уделялось и до сих пор уделяется много внимания со времен Ф. Гальтона , А. Бине , В. Штерна.

Литература
  1. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Том. 1. № 2. С. 54–65.
  2. Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С., Чижова В.А., Щеглова А.В. Связь вербальной памяти и пространственной рабочей памяти с интеллектом у детей 10–11 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 43–50. DOI:10.17759/psyedu.2017090405
  3. Григорьев А.А., Козьяков Р.В., Лаптева Е.М., Смирнова О.М. Эстетическая одаренность и интеллект [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Том 14. № 2. С. 377–386. DOI:10.17323/1813-8918-2017-2-377-386
  4. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования. М. : Просвещение , 2008. 175 с.
  5. Мелик-Пашаев А.А. и др. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна : Феникс+, 2009. 272 с.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014. 184 с.
  7. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В., Богданова О.Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С. 35–46.
  8. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. 2-е изд. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. 95 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.10.2020).
  9. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Малахова С.И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их об учения [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-svyazi-intellektualnyh-i-lichnostnyh-harakteristik-studentov-suspeshnostyu-ih-obucheniya (дата обращения: 20.05.2020).
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  11. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Роль когнитивных показателей учащихся старшего школьного возраста в успешности решения математических заданий [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kognitivnyhpokazateley-uchaschihsya-starshego-shkolnogo-vozrasta-v-uspeshnosti-resheniya-matematicheskihzadaniy (дата обращения: 20.05.2020).
  12. Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б . Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 2. С. 55–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-vzaimosvyazey-kognitivnyhharakteristik-i-akademicheskoy-uspeshnosti-v-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.05.2020).
  13. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные ос новы индивидуальных различий в успешности об учения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 312 с.
  14. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школь ном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2018. Tом 39. № 6. C. 47–58. DOI:10.31857/S020595920000831-0
  15. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. 212 с.
  16. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 108–117. DOI:10.17759/psyedu.2017090411
  17. Шумакова Н. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальным и способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. DOI:10.17759/psyedu.2019110105
  18. Эфроимсон В.А. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М. : Тайдекс Ко, 2003. 375 с.
  19. Barbot B., Besancon M., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture // Education. 2015. Vol. 43. № 4. P. 1–11. DOI:10.1080/03004279.2015.1020643
  20. Davis G.A., Rimm S.B., Siegle D. Education of the gifted and talented (6th Ed). Essex (UK): Pearson, 2014. 576 p.
  21. Dweck C.S. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Ballantine Books, 2008.
  22. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  23. Guilford J.P. The analysis of intelligence. New York: McGraw-Hill, 1971.
  24. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  25. Shumakova N. Creativity in Intellectually gifted primary school children and gifted children in art // ICPE 2018. International Conference on Psychology and Education. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. P. 629–635. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2018F072.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
  26. Spearman C. The abilities of man. Their nature and measurement. London: Macmillan and Co, 1926. URL: https://ia800800.us.archive.org/5/items/b29816920/b29816920.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
  27. Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 2724. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02724
  28. Urban K.K. Assessing Creativity: The Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCTDP): the concept, application, evaluation, and international studies // Psychology Science. 2004. Vol. 46. № 3. P. 387–397. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.536.8590&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02. 11.2020).
  29. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCTDP) // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.11. 2020).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика