Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью

697

Аннотация

Работа направлена на выявление специфических проявлений креативности и базовых когнитивных характеристик у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о когнитивных проявлениях разных видов одаренности в младшем подростковом возрасте, в котором часто решается вопрос о специализации обучения. Участниками исследования стали 54 интеллектуально одаренных подростка (М=11,4 лет) и 32 художественно одаренных сверстника (М=11,2 лет). В исследовании использовались методики: компьютеризированная батарея тестовых заданий для изучения базовых когнитивных характеристик («чувство числа», визуальная рабочая память и скорость переработки информации), «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методика «Образная и вербальная креативность», рисуночный тест Урбана, «Линия Горизонта». Полученные результаты подтверждают гипотезу о специфичности проявления креативности у младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью. Интеллектуально одаренные младшие подростки демонстрируют более высокие показатели дивергентной вербальной креативности по сравнению с их художественно одаренным и сверстникам и; а художественно одаренные младшие подростки превосходят своих интеллектуально одаренных сверстников по показателям рисуночной (образной) креативности и отличаются ее качественным своеобразием, обнаруживая высокую эмоциональную выразительность и творческий подход к реализации замысла. Статистически достоверных межгрупповых различий в базовых показателях когнитивного развития и общего интеллекта не обнаружено, хотя художественно одаренные подростки лучше своих интеллектуально одаренных сверстников сравнивают несимволически выраженные количества («чувство числа»), но уступают им по скорости переработки информации.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные характеристики, интеллектуальная одаренность, креативность, младшие подростки, художественная одаренность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120307

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19.

Для цитаты: Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123. DOI: 10.17759/psyedu.2020120307

Фрагмент статьи

Вопрос о когнитивных проявлениях и ранних предикторах разных видов одаренности по-прежнему актуален для разных специалистов в области психологии, образования и медицины. Изучению интеллекта и интеллектуальной одаренности уделялось и до сих пор уделяется много внимания со времен Ф. Гальтона , А. Бине , В. Штерна.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Том. 1. № 2. С. 54–65.
  2. Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С., Чижова В.А., Щеглова А.В. Связь вербальной памяти и пространственной рабочей памяти с интеллектом у детей 10–11 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 43–50. DOI:10.17759/psyedu.2017090405
  3. Григорьев А.А., Козьяков Р.В., Лаптева Е.М., Смирнова О.М. Эстетическая одаренность и интеллект [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Том 14. № 2. С. 377–386. DOI:10.17323/1813-8918-2017-2-377-386
  4. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования. М. : Просвещение , 2008. 175 с.
  5. Мелик-Пашаев А.А. и др. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна : Феникс+, 2009. 272 с.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014. 184 с.
  7. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В., Богданова О.Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С. 35–46.
  8. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. 2-е изд. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. 95 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.10.2020).
  9. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Малахова С.И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их об учения [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-svyazi-intellektualnyh-i-lichnostnyh-harakteristik-studentov-suspeshnostyu-ih-obucheniya (дата обращения: 20.05.2020).
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  11. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Роль когнитивных показателей учащихся старшего школьного возраста в успешности решения математических заданий [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kognitivnyhpokazateley-uchaschihsya-starshego-shkolnogo-vozrasta-v-uspeshnosti-resheniya-matematicheskihzadaniy (дата обращения: 20.05.2020).
  12. Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б . Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 2. С. 55–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-vzaimosvyazey-kognitivnyhharakteristik-i-akademicheskoy-uspeshnosti-v-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.05.2020).
  13. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные ос новы индивидуальных различий в успешности об учения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 312 с.
  14. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школь ном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2018. Tом 39. № 6. C. 47–58. DOI:10.31857/S020595920000831-0
  15. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. 212 с.
  16. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 108–117. DOI:10.17759/psyedu.2017090411
  17. Шумакова Н. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальным и способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. DOI:10.17759/psyedu.2019110105
  18. Эфроимсон В.А. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М. : Тайдекс Ко, 2003. 375 с.
  19. Barbot B., Besancon M., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture // Education. 2015. Vol. 43. № 4. P. 1–11. DOI:10.1080/03004279.2015.1020643
  20. Davis G.A., Rimm S.B., Siegle D. Education of the gifted and talented (6th Ed). Essex (UK): Pearson, 2014. 576 p.
  21. Dweck C.S. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Ballantine Books, 2008.
  22. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  23. Guilford J.P. The analysis of intelligence. New York: McGraw-Hill, 1971.
  24. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  25. Shumakova N. Creativity in Intellectually gifted primary school children and gifted children in art // ICPE 2018. International Conference on Psychology and Education. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. P. 629–635. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2018F072.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
  26. Spearman C. The abilities of man. Their nature and measurement. London: Macmillan and Co, 1926. URL: https://ia800800.us.archive.org/5/items/b29816920/b29816920.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
  27. Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 2724. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02724
  28. Urban K.K. Assessing Creativity: The Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCTDP): the concept, application, evaluation, and international studies // Psychology Science. 2004. Vol. 46. № 3. P. 387–397. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.536.8590&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02. 11.2020).
  29. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCTDP) // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.11. 2020).

Информация об авторах

Доний Екатерина Игоревна, аспирант кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), координатор проектов, ООО ТОСТ Руссия Проектменеджмент, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2180-7060, e-mail: kido06_86@mail.ru

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 981
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 697
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 28