![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психолого-педагогические исследования Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью 438Доний Е.И. Шумакова Н.Б. АннотацияРабота направлена на выявление специфических проявлений креативности и базовых когнитивных характеристик у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о когнитивных проявлениях разных видов одаренности в младшем подростковом возрасте, в котором часто решается вопрос о специализации обучения. Участниками исследования стали 54 интеллектуально одаренных подростка (М=11,4 лет) и 32 художественно одаренных сверстника (М=11,2 лет). В исследовании использовались методики: компьютеризированная батарея тестовых заданий для изучения базовых когнитивных характеристик («чувство числа», визуальная рабочая память и скорость переработки информации), «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, методика «Образная и вербальная креативность», рисуночный тест Урбана, «Линия Горизонта». Полученные результаты подтверждают гипотезу о специфичности проявления креативности у младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью. Интеллектуально одаренные младшие подростки демонстрируют более высокие показатели дивергентной вербальной креативности по сравнению с их художественно одаренным и сверстникам и; а художественно одаренные младшие подростки превосходят своих интеллектуально одаренных сверстников по показателям рисуночной (образной) креативности и отличаются ее качественным своеобразием, обнаруживая высокую эмоциональную выразительность и творческий подход к реализации замысла. Статистически достоверных межгрупповых различий в базовых показателях когнитивного развития и общего интеллекта не обнаружено, хотя художественно одаренные подростки лучше своих интеллектуально одаренных сверстников сравнивают несимволически выраженные количества («чувство числа»), но уступают им по скорости переработки информации. Ключевые слова: когнитивные характеристики, интеллектуальная одаренность, креативность, младшие подростки, художественная одаренность Рубрика: Психология развития Тип: научная статья DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120307 Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19. Фрагмент статьи
Вопрос о когнитивных проявлениях и ранних предикторах разных видов одаренности по-прежнему актуален для разных специалистов в области психологии, образования и медицины. Изучению интеллекта и интеллектуальной одаренности уделялось и до сих пор уделяется много внимания со времен Ф. Гальтона , А. Бине , В. Штерна. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|