Психологические изменения состояния личности в депривационных условиях режима самоизоляции

959

Аннотация

В 2020 году в мировом сообществе произошло событие, повлекшее за собой колоссальные изменения в обществе, – пандемия коронавируса, отразившаяся на всех сферах жизни человека (от экономической до социальной), приведшая к кризису не только финансовому, но и экзистенциальному. Введенный режим самоизоляции затронул все слои общества, а создавшиеся депривационные условия негативно повлияли на психологическое состояние личности, что усиливает актуальность научного изучения данной проблемы. В целом работа направлена на анализ подходов к феномену депривации, рассмотрение его видов и влияния на организм человека; выделение последствий режима самоизоляции, отразившихся на психологическом состоянии людей. В качестве методологии был использован теоретический анализ литературы по проблеме исследования (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализы, методы обобщения, систематизации). В статье отмечается, что режим самоизоляции порождает социальную депривацию личности, описанную психологической и смежными с ней науками, и влечет за собой множество изменений в состоянии людей, для минимизации которых необходимо следовать предложенным рекомендациям.

Общая информация

Ключевые слова: депривация, режим самоизоляции, COVID-19, психологическое состояние личности, потребности, депривационные условия

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120406

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Власенко А.И. Психологические изменения состояния личности в депривационных условиях режима самоизоляции [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. С. 88–103. DOI: 10.17759/psyedu.2020120406

Фрагмент статьи

Пандемия коронавируса, произошедшая в 2020 году, несомненно, повлияла на всю жизнедеятельность мировой общественности. Данная ситуация влечет за собой формирование кризисного фона в экономическом и геополитическом плане, что однозначно отражается и на психологическом состоянии общества.

Литература

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2009. 96 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 282 с.
  3. Андриянова Н.А. Феномен социальной депривации в военно-профессиональной деятельности: опыт осмысления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 67–72.
  4. Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. Субъективный опыт психических состояний в условиях семейной депривации // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 160. Кн. 4. С. 998–1004.
  5. Белинская Е.П., Агадуллина Е.Р. Переживание относительной депривации как фактор копинг-стратегии избегания в сетевой коммуникации [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 92–106. DOI:10.17759/sps.2020110106
  6. Власенко А.И. Особенности реального «Я-образа» в структуре самосознания депривированной личности // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 4. С. 291–296.
  7. Власенко А.И. Особенности терминальных ценностей и временной перспективы личности в условиях пространственно-временной депривации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2(24). С. 208–212.
  8. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года [Электронный ресурс] / Первичко Е.И. [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 119–146. DOI:10.17759/cpse.2020090206
  9. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. С. 403–419.
  10. Горюнов О. Соцопрос [Электронный ресурс]. URL: https://newizv.ru/news/society/10-04-2020/sotsopros-u-21-respondentov-vo-vremya-samoizolyatsii-voznikli-psihologicheskie-problemy (дата обращения: 10.07.2020).
  11. Джеймс У. Психология. СПб.: Питер, 2001. 150 с.
  12. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Ениколопов С.Н. [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 108–126. DOI:10.17759/psyedu.2020120207
  13. Золотарева О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 17 с.
  14. Качаева М.А., Крюков В.В. [и др.] Психическое здоровье жертв бытового насилия в условиях самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19: информационное письмо [Электронный ресурс]. М., 2020. 18 с. URL: https://serbsky.ru/wp-content/uploads/2020/05/Психическое-здоровье-жертв-бытового-насилия-в-период-самоизоляции-2020.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
  15. Козловская Г.В. Психическая депривация и ее психогенная роль в нарушении психического развития и формировании личности у детей в возрастном аспекте [Электронный ресурс] // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. URL: https://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/68979_full.shtml
  16. Кокорина В.А., Гордеева О.В. Кратковременная сенсорная депривация как метод изучения актуалгенеза измененных состояний сознания [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. 2010. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34517_full.shtml
  17. Комалова Л.Р. Вербальная реализация агрессии как продукт социально-когнитивной депривации // Вопросы психолингвистики. 2016. № 3. С. 103–113.
  18. Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Факторы депривации пожилых людей в социально-трудовой сфере: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Вып. 19. № 3. С. 481–493.
  19. Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 61–74.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995. 326 с.
  21. Мазурова Н.Э. Изучение синдрома тюремной социальной депривации подростка в условиях изоляции // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 2. С. 75–77.
  22. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
  23. Мецлер А.В. Социальная депривация как основной социальный дискурс вторичной социализации лиц с ментальными нарушениями в условиях стационарного учреждения // Социология. 2020. № 2. С. 153–159.
  24. Мохнаткина К.В. Депривация в современном российском обществе: социально-экономические практики и последствия: Автореф. дисс. …. канд. социол. наук. Саратов, 2018. 17 с.
  25. Найденова Л.И., Барсукова С.А., Сеидов Ш.Г. Методология исследования депривации малообеспеченных слоев регионального социума // Известия Высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 4(52). С. 118–125.
  26. Ноянзина О.Е., Максимова С.Г., Омельченко Д.А. Депривация социальной инклюзии населения зрелого возраста как угроза социальной безопасности // Society and Security Insights. 2019. № 3. С. 161–176.
  27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. М., 2006. 431 с.
  28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2001. 500 с.
  29. Пищелко А.В. Социальная депривация и суицидальное поведение молодежи в современной России // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 15–18.
  30. Пронина А.Н. Проектирование пространства социализации-индивидуализации личности в условиях депривации // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 106–113.
  31. Ранняя психосоциальная депривация: лонгитюдные исследования (кейс румынских сирот) [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 167–177. DOI:10.17759/cpp.2019270211
  32. Раянова Э.Т. Социально-педагогические условия предупреждения образовательной депривации будущих юристов в морском вузе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. Великий Новгород, 2017. 24 с.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 420 с.
  34. Рубченко А.К., Гончар И.В. Роль эпизодической семейной депривации в формировании самоотношения и отношения к родителям в поздней юности // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 43–50.
  35. Самохвалова А.Г., Котова С.В. Коммуникативные деформации личности в условиях социальной депривации. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. 256 с.
  36. Скибо Т.Ю. Опыт осмысления проблемы социально-психологической депривации курсантов военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. № 3. С. 129–136.
  37. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности [Электронный ресурс] / Гриценко В.В. [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 99–118. DOI:10.17759/cpse.2020090205
  38. Спесинцева О.И. Социально-экономические изменения как генезис депривации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14(152). С. 84–86.
  39. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 70–89. DOI:10.17759/cpp.2020280204
  40. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.
  41. Хребина С.В., Власенко А.И. Гендерные особенности самосознания личности условно осужденных в ситуации социальной депривации: электронное учебное пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. 204 с.
  42. Шаблина С.А. Педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением: дисс. … канд. педагог. наук. Великий Новгород, 2017. 341 с.
  43. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002. 136 с.
  44. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 190–196. DOI:10.17759/cpp.2020280211
  45. Bland A.M. Existential Givens in the COVID-19 Crisis [Электронный ресурс] // Journal of Humanistic Psychology. 2020. № 60(5). P. 710–724. DOI:10.1177/0022167820940186
  46. Decancq K. Measuring cumulative deprivation and affluence based on the diagonal dependence diagram [Электронный ресурс] // METRON. 2020. № 78. P. 103–117. DOI:10.1007/s40300-020-00173-7
  47. Matias T., Dominski F.H., Marks D.F. Human needs in COVID-19 isolation [Электронный ресурс] // Journal of Health Psychology. 2020. № 25(7). P. 871–882. DOI:10.1177/1359105320925149
  48. Silver R.C. Surviving the trauma of COVID-19 [Электронный ресурс] // Science. 2020. № 369. P. 11. DOI:10.1126/science.abd5396
  49. Vercelli M., Lillini R., Stracci F. [et al.] Cancer Mortality and Deprivation: Comparison Among the Performances of the European Deprivation Index, the Italian Deprivation Index and Local Socio-Health Deprivation Indices [Электронный ресурс] // Social Indicators Research. 2020. DOI:10.1007/s11205-020-02396-7

Информация об авторах

Власенко Анастасия Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (ФГБОУ ВО ПГУ), Пятигорск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8991-5503, e-mail: vlasenkoai@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 728
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 959
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8