Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления 188
Каргина А.Е. ассистент, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6246-6998 e-mail: nstsjkrgn@yandex.ru
Морозова И.С. доктор психологических наук, директор Института образования, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0862-7225 e-mail: ishmorozova@ya.ru
Крецан З.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8177-028X e-mail: z.kretsan@gmail.com
В статье рассматривается проблема специфики представлений студентов выпускных курсов университета о способах преодоления трудных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Цель статьи состоит в предъявлении профессиональному сообществу результатов исследования особенностей представления обучающихся гуманитарных и технических направлений подготовки о трудных жизненных ситуациях, возникновение которых может прогнозироваться в будущей профессиональной деятельности, и о способах их преодоления. Выборку составили 75 человек, 36 человек – студенты выпускного курса по направлению «Техносферная безопасность», 39 человек – студенты выпускного курса по направлению «Педагогическое образование». Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Способы преодоления негативных ситуаций» (С.С. Гончарова), «Способы совладающего поведения» (R. Lazarus), «Индекс жизненного стиля» (Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев и др.), незаконченные предложения. Установлено, что для выпускников вуза понятие «трудная жизненная ситуация» определяется как некоторое состояние беспокойства о результате. Доказано, что у них имеются особенности представлений о способах преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Выявленные особенности могут быть использованы при составлении программы обеспечения безопасности труда и охраны здоровья.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кемеровского государственного университета.
Ссылка для цитирования
Литература
Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и
стратегиях совладающего поведения в них // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.
2015. № 4. С. 147–152.
Алипханова Ф.Н., Сердюкова Е.Ф. Теоретические основы проблемы
поведения человека в трудных жизненных ситуациях в рамках
психолого-педагогической науки // Проблемы современного педагогического
образования. 2016. № 53–9. С. 3–9.
Белогай К.Н., Морозова И.С., Медовикова Е.А., Сахарчук Н.Ю.,
Тупикина Г.Г. Особенности временной перспективы личности студентов с
различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник
Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5.
С. 57–72. DOI:10.15293/2226-3365.1805.04
Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных
событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения
[Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94–106. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39207112 (дата обращения: 25.05.2020).
Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика факторов копинга:
апробация опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психологический
журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 97–111. DOI:10.31857/S020595920007902-8
Головей Л.А., Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова
М.В.Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной
ситуации безработными и работающими взрослыми// Консультативная
психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 27–49.
DOI:10.17759/cpp.2019270203
Епишин В.Е., Корнилова Т.В.Составляющие
интеллектуально-личностного потенциала как предикторы стратегий
совладания с неопределенностью[Электронный ресурс] // Материалы V
Международной научной конференции«Психология стресса и
совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие»(г.
Кострома, 26-28 сентября 2019 г.). Кострома. Т.1.
2019.С. 59–64. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41180991 (дата обращения:
26.05.2020)._
Калинина Н.В. Трудные жизненные ситуации с позиции
современных школьников: содержание и преодоление // Известия Саратовского
университета. 2013. Т. 2. № 3(7). С. 245–250.
Кибальник А.В. Модель обучения студентов конструктивным стратегиям
преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Бурятского государственного
университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 59–65.
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в
вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018.
Т. 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
Манакова М.В. Психологические механизмы формирования и развития
педагогического сознания у будущих педагогов // Проблемы современного
педагогического образования. 2019. № 62–1. С. 379–383.
Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и
рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и
психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 50–68. DOI:10.17759/cpp.2019270204
Муругова А.О., Морозова И.С. Возрастная изменчивость способов
преодоления негативных ситуаций в период ранней юности [Электронный ресурс] //
Вестник Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2018. Т.
23. С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32714547 (дата
обращения: 27.05.2020).
Симаева И.Н., Бударина А.О., Шатохина В.А. Экзистенциальные
проблемы и психологическое здоровье будущих педагогов в условиях инклюзивного
образования // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 1. С. 41–50.
Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А.
Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной
информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5.
С. 80–90. DOI:10.17759/pse.2019240508
Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В.
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент
будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы //
Культурно-историческая психология. 2019. Т. 16. № 4. С. 109–118.
DOI:10.17759/chp.2019150411
Arguel A. et al. Seeking optimal confusion: A review on epistemic
emotion management in interactive digital learning environments // Interactive
Learning Environments. 2018. Vol. 27(2), pp. 200–210.
DOI:10.1080/10494820.2018.1457544
Jarrell A. et al. The regulation of achievements emotions:
Implications for research and practice // Canadian Psychology.
Psychologiecanadienne. 2017. Vol. 58(3), pp. 276–287.
DOI:10.1037/cap0000119
Masiran R. et al. Associations Between Coping Styles and
Psychological Stress Among Medical Students at University Putra Malaysia //
Current Psychology. 2018. Vol. 37. DOI:10.1007/s12144-018-0049-7
Schäfer A.et al. Coping strategies as mediators within
the relationship between emotion-regulation and perceived stress in teachers //
International Journal of Emotional Education. 2020. Vol. 12, no. 1, pp 35–47.
URL: https://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0011/433793/v12i1p3b.pdf
(Accessed 06.01.2020).
Soares A. B.et al. Construction and validity evidence of a scale for
coping with difficult social academic interpersonal situations // Psicologia:
Reflexão e Crítica. 2018. Vol. 31(24). DOI:10.1186/s41155-018-0103-2