Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9853Новости 1927Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления 70

|

Каргина А.Е.
ассистент, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ), Кемерово, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6246-6998
e-mail: nstsjkrgn@yandex.ru

Морозова И.С.
доктор психологических наук, директор Института образования, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0862-7225
e-mail: ishmorozova@ya.ru

Крецан З.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8177-028X
e-mail: z.kretsan@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается проблема специфики представлений студентов выпускных курсов университета о способах преодоления трудных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Цель статьи состоит в предъявлении профессиональному сообществу результатов исследования особенностей представления обучающихся гуманитарных и технических направлений подготовки о трудных жизненных ситуациях, возникновение которых может прогнозироваться в будущей профессиональной деятельности, и о способах их преодоления. Выборку составили 75 человек, 36 человек – студенты выпускного курса по направлению «Техносферная безопасность», 39 человек – студенты выпускного курса по направлению «Педагогическое образование». Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Способы преодоления негативных ситуаций» (С.С. Гончарова), «Способы совладающего поведения» (R. Lazarus), «Индекс жизненного стиля» (Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев и др.), незаконченные предложения. Установлено, что для выпускников вуза понятие «трудная жизненная ситуация» определяется как некоторое состояние беспокойства о результате. Доказано, что у них имеются особенности представлений о способах преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Выявленные особенности могут быть использованы при составлении программы обеспечения безопасности труда и охраны здоровья.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кемеровского государственного университета.

Литература
  1. Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 147–152.
  2. Алипханова Ф.Н., Сердюкова Е.Ф. Теоретические основы проблемы поведения человека в трудных жизненных ситуациях в рамках психолого-педагогической науки // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–9. С. 3–9.
  3. Белогай К.Н., Морозова И.С., Медовикова Е.А., Сахарчук Н.Ю., Тупикина Г.Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57–72. DOI:10.15293/2226-3365.1805.04
  4. Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39207112 (дата обращения: 25.05.2020).
  5. Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика факторов копинга: апробация опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 97–111. DOI:10.31857/S020595920007902-8
  6. Головей Л.А., Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 27–49. DOI:10.17759/cpp.2019270203
  7. Епишин В.Е., Корнилова Т.В. Составляющие интеллектуально-личностного потенциала как предикторы стратегий совладания с неопределенностью[Электронный ресурс] // Материалы V Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие» (г. Кострома, 26-28 сентября 2019 г.). Кострома. Т. 1. 2019. С. 59–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41180991 (дата обращения: 26.05.2020)._
  8. Калинина Н.В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 2. № 3(7). С. 245–250.
  9. Кибальник А.В. Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 59–65.
  10. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
  11. Манакова М.В. Психологические механизмы формирования и развития педагогического сознания у будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–1. С. 379–383.
  12. Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 50–68. DOI:10.17759/cpp.2019270204
  13. Морозова И.С., Евсеенкова Е.В. Жизненные стратегии студентов-психологов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 20–24. DOI:10.24158/spp.2017.6.3
  14. Муругова А.О., Морозова И.С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности [Электронный ресурс] // Вестник Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2018. Т. 23. С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32714547 (дата обращения: 27.05.2020).
  15. Симаева И.Н., Бударина А.О., Шатохина В.А. Экзистенциальные проблемы и психологическое здоровье будущих педагогов в условиях инклюзивного образования // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 1. С. 41–50.
  16. Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80–90. DOI:10.17759/pse.2019240508
  17. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 16. № 4. С. 109–118. DOI:10.17759/chp.2019150411
  18. Arguel A. et al. Seeking optimal confusion: A review on epistemic emotion management in interactive digital learning environments // Interactive Learning Environments. 2018. Vol. 27(2), pp. 200–210. DOI:10.1080/10494820.2018.1457544
  19. Jarrell A. et al. The regulation of achievements emotions: Implications for research and practice // Canadian Psychology. Psychologiecanadienne. 2017. Vol. 58(3), pp. 276–287. DOI:10.1037/cap0000119
  20. Masiran R. et al. Associations Between Coping Styles and Psychological Stress Among Medical Students at University Putra Malaysia // Current Psychology. 2018. Vol. 37. DOI:10.1007/s12144-018-0049-7
  21. Schäfer A.et al. Coping strategies as mediators within the relationship between emotion-regulation and perceived stress in teachers // International Journal of Emotional Education. 2020. Vol. 12, no. 1, pp 35–47. URL: https://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0011/433793/v12i1p3b.pdf (Accessed 06.01.2020).
  22. Soares A. B.et al. Construction and validity evidence of a scale for coping with difficult social academic interpersonal situations // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2018. Vol. 31(24). DOI:10.1186/s41155-018-0103-2
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика