Развитие эмпатии семиклассников на основе музыкально-сценических образов

298

Аннотация

Цель нашего исследования заключается в выявлении развивающего потенциала музыкально-сценических образов с точки зрения развития эмпатии семиклассников. В ходе исследования нами разработан алгоритм развития эмпатии подростков, в котором основной идеей является создание условий для проявления субъектности позиции школьников. В основу данного алгоритма легла теория поэтапного усвоения умственных действий П.Я. Гальперина, где приемы развития эмпатии (эвристическая беседа, синквейн, сценические диалоги и монолог героя) подчинены ее этапам (формирование мотивации, создание ориентировочной основы действия, формирование материализованного действия, этапы формирования умственных действий во внешней и внутренней речи, автоматизация действия). Представлены результаты эксперимента, в котором приняли участие 47 обучающихся 7 классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 65 в возрасте 13–14 лет. Для определения исходного уровня эмпатии семиклассников мы применили стандартизированный тест «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, включающий в себя шесть компонентов (рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы; установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность; идентификация). Для развития эмпатии в экспериментальной группе (7 «а») было проведено 6 уроков, на которых с учетом осознанного, прочувствованного отношения обучающихся к теме, идеям и образам были изучены два музыкально-драматических произведения: опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности алгоритма развития эмпатии семиклассников на основе музыкально-сценических образов, что подтверждено методом статистической проверки гипотез при помощи t-критерия Стьюдента.

Общая информация

Ключевые слова: эмпатия, музыкальное образование, подростковый возраст, возрастная психология, алгоритм развития эмпатии, музыкально-сценические образы

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130103

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования учителя музыки МБОУ г. Иркутска СОШ № 65 Е.К. Волошину.

Для цитаты: Кирьянов И.Е., Липкань Н.В. Развитие эмпатии семиклассников на основе музыкально-сценических образов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 40–56. DOI: 10.17759/psyedu.2021130103

Литература

  1. Бирюков А.А. Право интеллектуальной собственности: просто о сложном [Электронный ресурс]. М.: Проспект, 2017. 142 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468667 (дата обращения: 23.04.2020).
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Габышева Т.Е., Николаева И.И. Формирование эмпатии детей среднего дошкольного возраста // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 4-2. С. 118–120.
  5. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сборник статей / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. М.: Издательство Московского университета, 1968. 135 с.
  6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. М.: Русский язык, 2000. 1209 с. URL: https://gufo.me/dict/efremova (дата обращения: 23.04.2020).
  7. Жданова Л.Г. Взаимосвязь стиля конфликтного поведения и уровня эмпатии в подростковом возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012. С. 145–150.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства // Серия «Мастера психологии». СПб: Питер, 2001. 752 с.
  9. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/jevoljucija-ponjatija-jempatija-v-psihologii.html (дата обращения: 23.04.2020).
  10. Кисова В.В., Белякова Е.А. Экспериментальное исследование проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22252 (дата обращения: 23.04.2020).
  11. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 156–163. DOI:10.17759/psyedu.2017090316
  12. Колосунин И.А., Савочкина М.Г., Родин О.В., Токарева Н.Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности [Электронный ресурс] // Материалы XIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» (г. Москва). Том 19(12). 2007. С. 141–143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empaticheskih-sposobnostey-v-professionalnom-stanovlenii-lichnosti/viewer (дата обращения: 23.04.2020).
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издание Московского университета, 1972. 576 с.
  14. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Классика-XXI, 2008. 632 с.
  15. 15. Нещадимова Ю.Г. Развитие эмпатии у старшеклассников // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2015. № 1. С. 64–66.
  16. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 100–113. DOI:10.17759/jmfp.2018070210
  17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  18. 18. Сергеева Г.П. Музыка. 5–8 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ // Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 5-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2017. 127 с.
  19. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы // Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1–4 классы: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 7-е изд. М.: Просвещение, 2017. 64 с.
  20. Соломенникова Л.П. Изучение эмпатии школьников подросткового возраста, проживающих в городских и сельских условиях // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Барнаул: Изд-во АГУ, 2015. С. 2172–2175.
  21. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 1974. 509 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=278387&p=15 (дата обращения: 23.04.2020).
  22. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 29–38.
  23. Allemand M., Gruenenfelder-Steiger A.E., Fend H. Empathy Development in Adolescence Predicts Social Competencies in Adulthood // Journal of Personality. 2014. Vol. 83. № 2. P. 229–241. DOI:10.1111/jopy.12098
  24. Jefferson O.F., Siqueira M., Cordeiro de Souza A., Biazzi S., Zukowsky-Tavares C. Relações humanas interpessoais: um perfil da literatura em habilidades sociais Research // Society and Development. 2021. Vol. 10. № 2. P. 1–14. DOI:10.33448/rsd-v10i2.12066
  25. Llorent V.J., González-Gómez A.L., Farrington D.P., Zych I. Social and emotional competencies and empathy as predictors of literacy competence // Psicothema. 2020. Vol. 32. № 1. P. 47–53. DOI:10.7334/psicothema2019.106

Информация об авторах

Кирьянов Иван Евгеньевич, учитель музыки, учитель музыки, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 с УИОП), старший лаборант кафедры музыкального образования, Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (ПИ ФГБОУ ВО ИГУ), магистрант 2 курса направления «Педагогическое образование», направленность «Филологическое образование» отделения гуманитарно-эстетического образования Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (ПИ ФГБОУ ВО ИГУ), Иркутск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8664-846X, e-mail: muzobr01@mail.ru

Липкань Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (ПИ ФГБОУ ВО ИГУ), Иркутск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5806-7529, e-mail: nlipkan@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 679
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 298
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11