Зиновьева М.Е.М. аспирант кафедры психологии личности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова),, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5992-6727 e-mail: zinoveva.m.e@gmail.com
Ениколопов С.Н. кандидат психологических наук, заведующий отделом клинической психологии, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7899-424X e-mail: enikolopov@mail.ru
В работе представлен результат изучения актуального уровня авторитаризма и интолерантности к неопределенности у студентов-педагогов. Цель исследования состояла в определении характера связи между авторитаризмом правильного толка и интолерантностью к неопределенности у студентов педагогических вузов. Предполагалось наличие этой связи, варьирующейся в зависимости от года обучения, специализации и географического положения. В статье представлены материалы корреляционного исследования, проведенного на выборке студентов двадцати одного педагогического вуза России (N=870; респонденты в возрасте от 16 до 34 лет (M=19,92; SD=2,04), из которых 90% были женского пола). Взаимодействие с респондентами проходило в онлайн-формате. Использовались «Шкала авторитаризма правильного толка» Б. Альтмейера (под редакцией Н.А. Дьяконовой) и «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой. Полученные результаты демонстрируют значимое увеличение уровня авторитаризма от первого к последнему году обучения, а также среднюю статистическую корреляционную взаимосвязь авторитаризма с интолерантностью к неопределенности.
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос.
н. В.П. Култыгина / Т. Адорно, Р.Н. Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик, Д.Дж.
Левинсон. М.: Серебряные нити, 2001. 416 c.
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и
разнообразия // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015.
Т. 8. №. 40. С. 1.
Дьяконова Н.А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными
ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов: дис. …
канд. психол. наук. М., 2001. 170 с.
Ениколопов С.Н. Направления исследования предубежденности в западной
психологии межгрупповых отношений / С.Н. Ениколопов, Н.В. Мешкова // Вопросы
психологии. 2007. № 1. С. 148–158.
Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности–интолерантности к
неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 74–86.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и
креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии. 2012. № 2. С.
117–126.
Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.; Нальчик, 1996. 367 с.
Лазюк И.В. Исследование толерантности к неопределенности у студентов //
Reflexio. 2020. Т. 13. № 1. С. 21–31.
DOI:10.25205/2658-4506-2020-13-1-21-31
Малахова С.И. Связь психометрического интеллекта с личностной
саморегуляцией студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 227 с.
Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ
социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973. С.
45–53.
Резник С. «Face building» и другие составляющие образа современного
руководителя в образовании // Лидеры образования. 2005. № 8–9. С. 123–124.
Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на
академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и
практика. 2015. № 3 (19). C. 34–54.
Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии
учащихся к педагогу // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII /
Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С.
137–147.
Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных
тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1.
С. 1.
Altemeyer B., Hunsberg B. Authoritarianism, Religious Fundamentalism,
Quest, and Prejudice // The international journal for the psychology of
religion. 1992. No. 2(2). P. 113–133.
Altemeyer B. Right-wing authoritarianism. Winnipeg: Publ. University of
Manitoba Press, 1981. 352 p.
Altemeyer B. The Authoritarians. Winnipeg: Publ. University of Manotoba.
Free edition, 2006. URL:
https://drive.google.com/file/d/0BxxylK6fR81rckQxWi1hVFFRUDg/view (Accessed
24.05.2021).
Cohen A.R., Stotland E., Wolfe D.M. An experimental investigation of need
for cognition // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1955. Vol. 51. No 2. P. 291–294.
Duriez B., Van Hiel A. The march of modern fascism. A comparison of social
dominance orientation and authoritarianism // Personality and Individual
Differences. 2002. No. 32(7). P. 1199–1213.
DOI:10.1016/s0191-8869(01)00086-1
Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable
// The American Psychologist. 1948. No. 3. P. 268–272.
Fromm E. Escape from freedom. New York: Publ. Farrar & Rinehart, Inc,
1941. 305 p.
Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity //
Journal of Humanistic Psychology. 1963. No. 3(1). P. 14–27.
İci A., Öksüz Y. The Relationship between Authoritarian Personality and
Liking of Children Levels of Teacher Candidates // Procedia - Social and
Behavioral Sciences. 2014. No. 116. P. 3203–3207.
DOI:10.1016/j.sbspro.2014.01.735
Kestere I., Kalke B. Controlling the image of the teacher’s body under
authoritarianism: the case of Soviet Latvia (1953–1984) // Paedagogica
Historica. 2017. No. 54(1-2). P. 184–203.
DOI:10.1080/00309230.2017.1358289
Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Aggressive Behavior in
Experimentally Created “Social Climates” // The Journal of Social Psychology.
1939. No. 10(2). P. 269–299. DOI:10.1080/00224545.1939.9713366
Nicol A.A.M. Social Dominance Orientation, Right-Wing Authoritarianism, and
their relation with leadership styles // Personality and Individual
Differences. 2009. No. 47(6). P. 657–661. DOI:10.1016/j.paid.2009.06.004
Rokeach M. Political and religious dogmatism: An alternative to the
authoritarian personality // Psychological Monographs: General and Applied.
1956. No. 70(18). P. 1–43. DOI:10.1037/h0093727
Rubinstein G. Two Peoples in One Land: A Validation Study of Altemeyer’s
Right-Wing Authoritarianism Scale in the Palestinian and Jewish Societies in
Israel // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1996. No. 27. P. 216–230.
Sidanius J., Pratto F. Social dominance: An intergroup theory of social
hierarchy and oppression. Publ. Cambridge University Press, 2001. 401 p.
Sidanius J., Pratto F., Sinclair S., van Laar C. Mother teresa meets
Genghis Khan: The dialectics of hierarchy-enhancing and hierarchy-attenuating
career choices // Social Justice Research. 1996. No. 9(2). P. 145–170.
DOI:10.1007/bf02198077
Silveira R.T. The Teacher-Student Relationship from a Gramscian Perspective
// Educação & Realidade. 2017. Vol. 43. No. 1. P. 97–114.
Shashkov A.V., Maznichenko M.A., Kravchenko L.V., Ivanova M.N. Students’
Social-Perceptive Attitudes toward the Chosen Pedagogical Profession and the
Correlation between these Attitudes and their Personal Characteristics //
European Journal of Contemporary Education. 2020. No. 9(1). P. 145–159.
Thompson M.M., Naccarato M.E., Parker K.C.H., Moskowitz G.B. The personal
need for structure and personal fear of invalidity scales: Historical
perspectives, present applications and future directions // Cognitive social
psychology: The Princeton symposium on the legacy and future of social
cognition. Ed. G. Moskowitz – Mahwah. N. J.: Erlbaum, 2001. P. 19–39.