Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10012Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Авторитаризм и интолерантность к неопределенности у студентов педагогических вузов России 111

|

Зиновьева М.Е.М.
аспирант кафедры психологии личности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5992-6727
e-mail: zinoveva.m.e@gmail.com

Ениколопов С.Н.
кандидат психологических наук, заведующий отделом клинической психологии, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7899-424X
e-mail: enikolopov@mail.ru

Аннотация

В работе представлен результат изучения актуального уровня авторитаризма и интолерантности к неопределенности у студентов-педагогов. Цель исследования состояла в определении характера связи между авторитаризмом правильного толка и интолерантностью к неопределенности у студентов педагогических вузов. Предполагалось наличие этой связи, варьирующейся в зависимости от года обучения, специализации и географического положения. В статье представлены материалы корреляционного исследования, проведенного на выборке студентов двадцати одного педагогического вуза России (N=870; респонденты в возрасте от 16 до 34 лет (M=19,92; SD=2,04), из которых 90% были женского пола). Взаимодействие с респондентами проходило в онлайн-формате. Использовались «Шкала авторитаризма правильного толка» Б. Альтмейера (под редакцией Н.А. Дьяконовой) и «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой. Полученные результаты демонстрируют значимое увеличение уровня авторитаризма от первого к последнему году обучения, а также среднюю статистическую корреляционную взаимосвязь авторитаризма с интолерантностью к неопределенности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В.П. Култыгина / Т. Адорно, Р.Н. Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик, Д.Дж. Левинсон. М.: Серебряные нити, 2001. 416 c.
  2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. №. 40. С. 1.
  3. Дьяконова Н.А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 170 с.
  4. Ениколопов С.Н. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений / С.Н. Ениколопов, Н.В. Мешкова // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 148–158.
  5. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности–интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 74–86.
  6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 117–126.
  7. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.; Нальчик, 1996. 367 с.
  8. Лазюк И.В. Исследование толерантности к неопределенности у студентов // Reflexio. 2020. Т. 13. № 1. С. 21–31. DOI:10.25205/2658-4506-2020-13-1-21-31
  9. Малахова С.И. Связь психометрического интеллекта с личностной саморегуляцией студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 227 с.
  10. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973. С. 45–53.
  11. Резник С. «Face building» и другие составляющие образа современного руководителя в образовании // Лидеры образования. 2005. № 8–9. С. 123–124.
  12. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). C. 34–54.
  13. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 137–147.
  14. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 1.
  15. Altemeyer B., Hunsberg B. Authoritarianism, Religious Fundamentalism, Quest, and Prejudice // The international journal for the psychology of religion. 1992. No. 2(2). P. 113–133.
  16. Altemeyer B. Right-wing authoritarianism. Winnipeg: Publ. University of Manitoba Press, 1981. 352 p.
  17. Altemeyer B. The Authoritarians. Winnipeg: Publ. University of Manotoba. Free edition, 2006. URL: https://drive.google.com/file/d/0BxxylK6fR81rckQxWi1hVFFRUDg/view (Accessed 24.05.2021).
  18. Cohen A.R., Stotland E., Wolfe D.M. An experimental investigation of need for cognition // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1955. Vol. 51. No 2. P. 291–294.
  19. Duriez B., Van Hiel A. The march of modern fascism. A comparison of social dominance orientation and authoritarianism // Personality and Individual Differences. 2002. No. 32(7). P. 1199–1213. DOI:10.1016/s0191-8869(01)00086-1
  20. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist. 1948. No. 3. P. 268–272.
  21. Fromm E. Escape from freedom. New York: Publ. Farrar & Rinehart, Inc, 1941. 305 p.
  22. Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // Journal of Humanistic Psychology. 1963. No. 3(1). P. 14–27.
  23. İci A., Öksüz Y. The Relationship between Authoritarian Personality and Liking of Children Levels of Teacher Candidates // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 116. P. 3203–3207. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.01.735
  24. Kestere I., Kalke B. Controlling the image of the teacher’s body under authoritarianism: the case of Soviet Latvia (1953–1984) // Paedagogica Historica. 2017. No. 54(1-2). P. 184–203. DOI:10.1080/00309230.2017.1358289
  25. Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created “Social Climates” // The Journal of Social Psychology. 1939. No. 10(2). P. 269–299. DOI:10.1080/00224545.1939.9713366
  26. Nicol A.A.M. Social Dominance Orientation, Right-Wing Authoritarianism, and their relation with leadership styles // Personality and Individual Differences. 2009. No. 47(6). P. 657–661. DOI:10.1016/j.paid.2009.06.004
  27. Rokeach M. Political and religious dogmatism: An alternative to the authoritarian personality // Psychological Monographs: General and Applied. 1956. No. 70(18). P. 1–43. DOI:10.1037/h0093727
  28. Rubinstein G. Two Peoples in One Land: A Validation Study of Altemeyer’s Right-Wing Authoritarianism Scale in the Palestinian and Jewish Societies in Israel // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1996. No. 27. P. 216–230.
  29. Sidanius J., Pratto F. Social dominance: An intergroup theory of social hierarchy and oppression. Publ. Cambridge University Press, 2001. 401 p.
  30. Sidanius J., Pratto F., Sinclair S., van Laar C. Mother teresa meets Genghis Khan: The dialectics of hierarchy-enhancing and hierarchy-attenuating career choices // Social Justice Research. 1996. No. 9(2). P. 145–170. DOI:10.1007/bf02198077
  31. Silveira R.T. The Teacher-Student Relationship from a Gramscian Perspective // Educação & Realidade. 2017. Vol. 43. No. 1. P. 97–114.
  32. Shashkov A.V., Maznichenko M.A., Kravchenko L.V., Ivanova M.N. Students’ Social-Perceptive Attitudes toward the Chosen Pedagogical Profession and the Correlation between these Attitudes and their Personal Characteristics // European Journal of Contemporary Education. 2020. No. 9(1). P. 145–159.
  33. Thompson M.M., Naccarato M.E., Parker K.C.H., Moskowitz G.B. The personal need for structure and personal fear of invalidity scales: Historical perspectives, present applications and future directions // Cognitive social psychology: The Princeton symposium on the legacy and future of social cognition. Ed. G. Moskowitz – Mahwah. N. J.: Erlbaum, 2001. P. 19–39.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика