Авдеева Н.Н. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой" , ФБОУ ВО МГГПУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181 e-mail: nnavdeeva@mail.ru
Егорова М.А. кандидат педагогических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858 e-mail: egorovama@mgppu.ru
Кочетова Ю.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X e-mail: kochetovayua@mgppu.ru
Работа направлена на анализ новой социокультурной ситуации развития детей и подростков в информационном обществе в условиях социализации, предполагающей освоение виртуальной реальности и новых компьютерных технологий. Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. Риски и вызовы при использовании новых информационных технологий обусловливают необходимость психологического просвещения детей и подростков по вопросам безопасности, негативного влияния, этических норм общения в интернете. Представлены материалы, касающиеся: 1) направлений повышения компетентности педагогов по вопросам особенностей развития и воспитания современных детей и подростков, траекторий и рисков развития; 2) просвещения подростков в вопросах позитивного развития (саморегуляции, эмоционального интеллекта, эффективной коммуникации, безопасности в интернете); 3) теоретических оснований, форм и технологий психологического просвещения родителей, повышения родительской эффективности. Указаны методы, формы и технологии просветительской работы с педагогами, подростками и родителями.
Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития //
Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С.
3–20.
Белькова И.А. Современные подходы к проблеме развития
профессиональной компетентности педагога // Наука и перспективы. 2019. № 2. С.
1–8.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Издательство
Прогресс, 1986. С. 30–66.
Водяха С.А. Особенности психологического благополучия
старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С.
114–120.
Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439
с.
Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается
личность: Сборник / Введ. и общ. ред. Р.И. Косолаповой. М.: Политиздат, 1979.
С. 109–140.
Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя
в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и
образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. DOI:10.17759/pse.2017220407
Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: учебное
пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 140 с.
Егорова М.А., Емельянова И.В., Голованова Н.В. Психологические
ресурсы и риски эмоционально-личностной сферы обучающихся 10-11 классов в
период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии
образования. 2020. Том 17. № 3. С. 32–43. DOI:10.17759/bppe.2020170303
Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического
благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019.
Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте //
Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой всероссийской
научно-практической конференции по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обухова,
И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 55–63.
Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в
зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3.
С. 29–36.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025
года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351)
/ ФСО России, 2007. 16 с.
Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные,
субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6.
С. 86–95. DOI:10.31857/S020595920012592-7
Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых
ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего
поведения в современном российском обществе: материалы II Международной
научно-практической конференции (г. Кострома, 23-25 сентября 2010 г.).
Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Том 2. С. 40–42.
Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал //
Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37.
DOI:10.17223/17267080/62/3
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего.
М.: Академический проект, 2013. 495 с.
Манакова И.П. Модель повышения профессиональной компетентности
педагога // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии:
Сборник результатов научных исследований. Киров: Межрегиональный центр
инновационных технологий в образовании, 2018. С. 464–473.
Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по
модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.)
// Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24.
DOI:10.17759/pse.2018230101
Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность
Интернет» / О.В. Селиванова, И.Ю. Иванова, Е.А. Примакова, И.В. Кривопалова.
Тамбов: ИПКРО, 2012. 37 с.
Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.:
Издательство «Наука», 1988. 430 с.
Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения
подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая
наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35.
DOI:10.17759/pse.2019240402
Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность
в компьютерной интерактивной среде // Социальная психология и общество. 2020.
Том 11. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/sps.2020110102
Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2018. 384
с.
Пахальян В.В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии.
2002. № 1. С. 38–44.
Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная
психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие
школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 26–34.
DOI:10.17759/chp.2020160403
Позитивная психология личности / Р.М. Шамионов [и др.]. Саратов:
Издательство Саратовского университета, 2018. 200 с.
Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. 528
с.
Приказ об утверждении Положения о психологической службе в системе
народного образования от 19.09.1990 № 616 / Государственный комитет СССР по
народному образованию. АО «Кодекс». 6 с.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24
июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] /
Министерство труда и социальной защиты. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения:
10.09.2021).
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.:
Знание, 1990. 80 с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис
тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей к третьей
Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23–25 ноября 2011 г.)
М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С.
14–22.
Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования
(Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С.
117–124. DOI:10.17759/chp.2019150312
Солдатова Г.У. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного
использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод.
руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Федеральный институт развития
образования, 2012.
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической
парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и
общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.201809030
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение
России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
[Электронный ресурс] / М., 2012. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата
обращения: 10.09.2021).
Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика
// PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164–241.
Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture.
Oxford: Wiley Blackwell, 1996. 656 p.
OECD guidelines on measuring subjective well-being. Paris: OECD Publishing,
2013. 265 р. DOI:10.1787/9789264191655-en
OECD PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’
Lives. Paris: OECD Publishing, 2019. DOI:10.1787/acd78851-en