Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования 392

|

Авдеева Н.Н.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой" , ФБОУ ВО МГГПУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181
e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Егорова М.А.
кандидат педагогических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858
e-mail: egorovama@mgppu.ru

Кочетова Ю.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X
e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Аннотация

Работа направлена на анализ новой социокультурной ситуации развития детей и подростков в информационном обществе в условиях социализации, предполагающей освоение виртуальной реальности и новых компьютерных технологий. Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. Риски и вызовы при использовании новых информационных технологий обусловливают необходимость психологического просвещения детей и подростков по вопросам безопасности, негативного влияния, этических норм общения в интернете. Представлены материалы, касающиеся: 1) направлений повышения компетентности педагогов по вопросам особенностей развития и воспитания современных детей и подростков, траекторий и рисков развития; 2) просвещения подростков в вопросах позитивного развития (саморегуляции, эмоционального интеллекта, эффективной коммуникации, безопасности в интернете); 3) теоретических оснований, форм и технологий психологического просвещения родителей, повышения родительской эффективности. Указаны методы, формы и технологии просветительской работы с педагогами, подростками и родителями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 3–20.
  2. Белькова И.А. Современные подходы к проблеме развития профессиональной компетентности педагога // Наука и перспективы. 2019. № 2. С. 1–8.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Издательство Прогресс, 1986. С. 30–66.
  4. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114–120.
  5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  6. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность: Сборник / Введ. и общ. ред. Р.И. Косолаповой. М.: Политиздат, 1979. С. 109–140.
  7. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. DOI:10.17759/pse.2017220407
  8. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 140 с.
  9. Егорова М.А., Емельянова И.В., Голованова Н.В. Психологические ресурсы и риски эмоционально-личностной сферы обучающихся 10-11 классов в период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 32–43. DOI:10.17759/bppe.2020170303
  10. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
  11. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 55–63.
  12. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 29–36.
  13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) / ФСО России, 2007. 16 с.
  14. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6. С. 86–95. DOI:10.31857/S020595920012592-7
  15. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Кострома, 23-25 сентября 2010 г.). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Том 2. С. 40–42.
  16. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI:10.17223/17267080/62/3
  17. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2013. 495 с.
  18. Манакова И.П. Модель повышения профессиональной компетентности педагога // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: Сборник результатов научных исследований. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 464–473.
  19. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101
  20. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет» / О.В. Селиванова, И.Ю. Иванова, Е.А. Примакова, И.В. Кривопалова. Тамбов: ИПКРО, 2012. 37 с.
  21. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Издательство «Наука», 1988. 430 с.
  22. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI:10.17759/pse.2019240402
  23. Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/sps.2020110102
  24. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2018. 384 с.
  25. Пахальян В.В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.
  26. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
  27. Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 26–34. DOI:10.17759/chp.2020160403
  28. Позитивная психология личности / Р.М. Шамионов [и др.]. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018. 200 с.
  29. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. 528 с.
  30. Приказ об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования от 19.09.1990 № 616 / Государственный комитет СССР по народному образованию. АО «Кодекс». 6 с.
  31. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 10.09.2021).
  32. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 80 с.
  33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23–25 ноября 2011 г.) М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 14–22.
  34. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117–124. DOI:10.17759/chp.2019150312
  35. Солдатова Г.У. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
  36. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.201809030
  37. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  38. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] / М., 2012. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.09.2021).
  39. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164–241.
  40. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Wiley Blackwell, 1996. 656 p.
  41. OECD guidelines on measuring subjective well-being. Paris: OECD Publishing, 2013. 265 р. DOI:10.1787/9789264191655-en
  42. OECD PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing, 2019. DOI:10.1787/acd78851-en
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика