Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10333Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности 50

|

Декина Е.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Тула, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071
e-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Шалагинова К.С.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X
e-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности мотивационно-личностной сферы сельских подростков, обучающихся в поликультурной среде, предлагаются психолого-педагогические технологии для изучения и профилактики негативных явлений. Описаны материалы эмпирического исследования, полученные на выборке подростков 8-9 классов в количестве 30 учащихся, обучающихся на базе трех сельских школ Тульской области. Использовались авторская анкета, методики «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М. Орлов), «Мотивация к успеху» (Т. Элерс), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте). Для профилактики негативных явлений сельских подростков в поликультурной среде разработана и апробирована программа «Стремись к переменам», включающая следующие направления работы: самопознание и саморазвитие, развитие детского коллектива, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, привлечение к различным видам деятельности с учетом потребностей и интересов подростков, актуализация профессионального самоопределения, взаимодействие с семьей, классным руководителем, социальным педагогом, формирование интереса к представителям различных национальностей; составлены рекомендации педагогам, родителям по формированию мотивационно-личностной среды сельских подростков. Отмечено, что формирование мотивационно-личностной сферы сельских подростков в поликультурной среде будет проходить более успешно, если психолого-педагогическое воздействие направлено на воспитание качеств члена сельской общины, имеет место интеграция воспитательных воздействий семьи и школы, направленная на развитие традиций, преобразование сельского социума; профилактическая программа и ее методическое обеспечение будут базироваться на психолого-педагогических технологиях, учитывающих социальные и индивидуально-личностные особенности сельских подростков; взаимодействие с воспитанниками будет осуществляться в условиях включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе интересов и способностей детей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алмазова И.Г. Специфика организации деятельности сельской школы в современных условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 40(4). С. 166.
  2. Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. 2011. № 17. С. 23–37.
  3. Безрукавный О.С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 1–11. DOI:10.17759/psyedu.2018100301
  4. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 86–104. DOI:10.17759/psyedu.2020120107
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. С. 95.
  6. Гребешкова О.Ю. Особенности ценностного самоопределения сельских старшеклассников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 116–125.
  7. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. 447 с.
  8. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности в условиях сельской школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29857 (дата обращения: 16.07.2021).
  9. Драндров А.Г., Драндров Д.А. Особенности современной сельской школы // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 2(6). С. 24–27.
  10. Ермолаева М.В., Смирнова О.В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 51–62. DOI:10.17759/pse.2020250105
  11. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Портрет российской сельской школы // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1–16.
  12. Заоева Н.К. Характеристика и тенденции развития современной сельской школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12(4). С. 34–37.
  13. Исаев Е.И. Педагогическая психология. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 285.
  14. Камнев А.Н., Михайлова Т.А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 57–71. DOI:10.17759/psyedu.2021130104
  15. Карымова О.С., Романова Э.С. Особенности системы ценностей современных старших школьников, проживающих в селе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22615 (дата обращения: 16.07.2021).
  16. Косогова А.С., Дьякова М.Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=735 (дата обращения: 14.07.2021).
  17. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1996. № 4. С. 35–44.
  18. Мартемьянова Е.Е., Конышева А.В. Патриотическое воспитание подростков в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 28. С. 47–48.
  19. Озорнина А.Т. Профильная подготовка старшеклассников в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S25. С. 26–30.
  20. Пешкина Ю.А., Конышева А.В. Специфика социализации подростков в условиях сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 28. С. 55–57.
  21. Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. 2016. № 2(22). С. 84–93.
  22. Селюкова Е.А. Поликультурное воспитание как проблема современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 15. С. 2336–2340.
  23. Lulzim Murtezani. The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities [Электронный ресурс] // European Journal of Social Sciences Education and Research. Sep. Dec. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 34–38. URL: journals.euser.org/index.php/ejser/article/view/2742/2683 (дата обращения: 14.07.2021).
  24. Molero Jurado M.D.M. et al. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 1480. DOI:10.3389/fpsyg.2016.01480
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика