Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности

171

Аннотация

В статье рассматриваются особенности мотивационно-личностной сферы сельских подростков, обучающихся в поликультурной среде, предлагаются психолого-педагогические технологии для изучения и профилактики негативных явлений. Описаны материалы эмпирического исследования, полученные на выборке подростков 8-9 классов в количестве 30 учащихся, обучающихся на базе трех сельских школ Тульской области. Использовались авторская анкета, методики «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М. Орлов), «Мотивация к успеху» (Т. Элерс), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте). Для профилактики негативных явлений сельских подростков в поликультурной среде разработана и апробирована программа «Стремись к переменам», включающая следующие направления работы: самопознание и саморазвитие, развитие детского коллектива, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, привлечение к различным видам деятельности с учетом потребностей и интересов подростков, актуализация профессионального самоопределения, взаимодействие с семьей, классным руководителем, социальным педагогом, формирование интереса к представителям различных национальностей; составлены рекомендации педагогам, родителям по формированию мотивационно-личностной среды сельских подростков. Отмечено, что формирование мотивационно-личностной сферы сельских подростков в поликультурной среде будет проходить более успешно, если психолого-педагогическое воздействие направлено на воспитание качеств члена сельской общины, имеет место интеграция воспитательных воздействий семьи и школы, направленная на развитие традиций, преобразование сельского социума; профилактическая программа и ее методическое обеспечение будут базироваться на психолого-педагогических технологиях, учитывающих социальные и индивидуально-личностные особенности сельских подростков; взаимодействие с воспитанниками будет осуществляться в условиях включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе интересов и способностей детей.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, сельская молодежь, поликультурная среда , личностные особенности, профилактика , проектирование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140102

Получена: 10.11.2020

Принята в печать:

Для цитаты: Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. С. 17–31. DOI: 10.17759/psyedu.2022140102

Полный текст

Введение

Сельская школа занимает особое положение в структуре села, во многом определяет его жизнь, является не только образовательным, но и культурным центром, оказывает влияние на духовно-нравственный облик подрастающего поколения, отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельским жителям [12]. Специфика территорий определяет необходимость использования различных технологий для повышения качества образования сельских школьников [11]. Важным этапом развития сельской школы, по мнению И.Г. Алмазовой, является внимание к организации ее деятельности в условиях укрупнения образовательных организаций [1]. Л.В. Байбородова подчеркивает влияние сельского социума на организацию образовательного процесса школы [2]. А.Д. Драндров, Д.А. Драндров выделяют такие особенности современной сельской школы, как ограниченность социально-культурных связей, малочисленность школьного коллектива, хорошее знание учителями детей, их семей, близость к природе, народным традициям и т.д. [9]. Например, близость к природе учащихся можно активнее использовать при организации образовательного процесса, поиске новых психолого-педагогических подходов для развития личности учащихся [14]. М.П. Гурьянова отмечает, что общеобразовательные учреждения в сельской местности разнообразны по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу и работают на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей [7]. Социокультурная среда села носит более консервативный, устойчивый, традиционный характер, поэтому влияние семьи, семейных традиций, педагога на воспитание ребенка очень высоко [10]. Общение ребенка, с одной стороны, ограничено численностью, с другой – отличается углубленностью, хорошим знанием друг друга. Дети с детства видят примеры трудовой жизни односельчан. Обучающийся рассматривается как главная ценность образовательного процесса [3].

А.С. Косогорова, М.Б. Дьякова пишут, что результатом функционирования поликультурной образовательной среды школы является выпускник, который готов и способен сделать осознанный выбор своего дальнейшего образования в зависимости как от личных устремлений, так и от особенностей развития региона, адаптироваться в любой национальной среде, трудоустроиться и т.д. [16]. Важно обратить внимание на то, существует ли у сельской молодежи психологическая готовность жить и трудиться в постоянно меняющихся условиях, в ситуации неопределенности и риска. Д.А. Леонтьев подчеркивает, что «личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба» [17]. Система ценностных ориентаций определяет, прежде всего, содержательную сторону направленности личности, составляет основу его отношений и с самим собой, и с другими. Отмечается, что при видимом росте знаниевого компонента современным детям довольно сложно решать практические (жизненные) задачи. К тому же этническое разнообразие населения сельской местности требует разработки мер по гармонизации межнациональных отношений на территории села.

В основе поликультурного образования лежит приобщение учащихся к многонациональному образовательному процессу. Особое внимание обращается на развитие навыков взаимодействия в поликультурной среде, принятие особенностей разных культур и традиций, уважение к культуре и ее многообразию, патриотическое воспитание подрастающего поколения [18]. Е.А. Селюкова обращает внимание на проблемы поликультурного воспитания современного поколения, необходимость подготовки педагога к работе в поликультурном образовательном пространстве [22]. Поликультурный компонент в школьном образовании связан с целенаправленностью и системностью воспитательных мероприятий, использованием научных и культурных достижений разных народов в воспитательных целях, развитием социально-нравственных качеств, взаимопонимания людей и т.д. Организуя воспитательную деятельность в поликультурном образовании, необходимо оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся, наладить общение между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, способствовать развитию интереса к представителям разных национальностей.

Мотивационно-личностная сфера сельских подростков

Формирование мотивационно-личностной сферы подростка во многом определяется спецификой социальной ситуации, так как происходят глубокие изменения в сферах деятельности, сознания, общения [20]. Важно помочь подростку сформировать представление о себе как о достойной личности, обладающей позитивной «Я-концепцией» [5]. К.Н. Белогай, Н.А. Бугрова в своем исследовании делают вывод о том, что в настоящее время имеют место низкая личностная активность, рассогласованность отдельных сторон субъективного отношения к себе и факторов осмысленности жизни подростков [4]. По мнению А.Т. Озорниной, наблюдается тенденция совершенствования подготовки выпускников школы с целью развития их способностей и удовлетворения профессиональных интересов [19].

Мотивационная сфера человека определяется его индивидуальными и личностными особенностями, средой, в которой человек воспитывается и живет. В образовательных учреждениях важно проектировать такую воспитательную среду, в условиях которой учащийся мог бы получить опыт познания и развития себя, взаимодействия с другими, проявления активной жизненной позиции [13]. К особенностям мотивационной сферы обучающихся сельской школы относят низкую ресурсность в плане развития личности и индивидуальности, источника психолого-педагогических инноваций. В свою очередь, ведущими мотивационными линиями в подростковом возрасте выступают самовыражение, самопознание и самоутверждение, для этого важно включение подростков в совместную деятельность, использование инновационных технологий [8]. А.И. Подольский,
О.А. Идобаева отмечают важность целенаправленной работы по формированию социально желательного комплекса ценностей, проводя работу не только с подростками, но и с учителями и родителями [21]. Согласно О.С. Карымовой, Э.С. Романовой, L. Murtezani, для подростков наиболее значимыми являются ценности высокого материального положения и достижения, менее значимыми – ценности сохранения собственной индивидуальности и духовного удовлетворения [15; 23].

О.Ю. Гребешкова пишет, что сельские учащиеся способны проявлять большую толерантность по отношению к окружающим и себе, ориентироваться на традиционные, патриархальные ценности и образ жизни, нежели меняться под воздействием средств массовой коммуникации [6]. Проблемы в индивидуально-личностном развитии могут опосредоваться сниженной значимостью для субъекта как собственного Я, так и традиций общества, в котором живет человек, что не противоречит данным зарубежных исследований о вероятности девиантного поведения у подростков с повышенным уровнем индивидуальных ценностей и снижением ценностей социального фокуса [24].

Таким образом, в работе с подростками сельской школы важными являются взаимосвязь и взаимовлияние культур, осознание ценности самобытности этнокультур, воспитание личности в духе взаимопонимания и взаимоуважения, развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, формирование духовно-нравственных ценностей, всестороннее развитие личности, этнокультурное и гражданское самоопределение на основе ценностей российской и мировой культуры.

Методы и методики исследования

Исследование было проведено на базе трех сельских школ Тульской области: МКОУ «Рылевская СОШ» (13 чел.), МКОУ «Стрелецкая СОШ» (4 чел.), МКОУ «Апухтинская СОШ» (13 чел.). Причем в МКОУ «Рылевская СОШ» преобладает поликультурная среда, в остальных двух школах – русский этнос. В силу специфики исследования, предполагающего наличие в выборке сельских подростков, обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды, даже при условии согласия всех обучающихся трех образовательных организаций принять участие в исследовании, выборка составила 30 респондентов.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, тестирование, эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Цель диагностической программы: изучение мотивационно-личностных особенностей обучающихся в поликультурной среде сельской местности. Диагностическая программа включала авторскую анкету, методики: «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М. Орлов), «Мотивация к успеху» (Т. Элерс), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте). Гипотеза исследования: мотивационно-личностная сфера сельских подростков, обучающихся в поликультурной среде, имеет свою специфику, обусловленную такими характеристиками, как потребность в достижениях, целеполагание и целереализация, мотивация к успеху, используемые механизмы психологической защиты; активизация мотивационно-личностной сферы через использование специально разработанной программы, направленной на самопознание и познание другого, развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, привлечение к различным видам деятельности с учетом потребностей и интересов подростков, формирование интереса к представителям различных национальностей.

В качестве мишеней психолого-педагогического воздействия определены: направленность на воспитание качеств члена сельской общины; интеграция воспитательных воздействий семьи, школы и других учреждений села, учебной и внеучебной деятельности; расширение связей детей с окружающим миром, нравственное обогащение подростков через включение в совместную деятельность; стимулирование развития мотивационной сферы личности, потребности в самоактуализации и самореализации; организация созидательной творческой деятельности в школе, направленной на сохранение и обогащение традиций, преобразование сельского социума.

Программа призвана минимизировать риски возникновения негативных явлений в поликультурной среде. Программа включает различные направления работы. Так, в рамках направления «Я – сельский житель» рассматриваются особенности самореализации в условиях конкретного села, осуществляется знакомство с историей, достопримечательностями и традициями (краеведческие часы «Путешествие по улицам родного села», стенд «История села в лицах» и др.). Направление «Сельский социум. Я в коллективе. Мы в одной команде» направлено на формирование готовности и способности к построению отношений с другими на принципах уважения, помощи людям старшего поколения, работу с биографиями известных односельчан, ветеранов ВОВ (дискуссия «Проблемы в классе и пути их решения», «Мой друг», интерактивные занятия на развитие коммуникативных способностей, командные игры, патриотический проект и др.). В рамках направления «Я и моя будущая профессия» проходят игра «Я выбираю профессию», экскурсия на агропромышленный комплекс «Мираторг», беседа «Возможности трудоустройства на селе» и др. Направление «Кто Я?» включает различные интерактивные площадки, в рамках которых подростки демонстрировали мастерство самопрезентации, создавали образ себя и проявляли свои индивидуальные способности. Направление «Дорогою добра» направлено на развитие добровольческой деятельности на селе («Уроки добра» по направлениям добровольческой деятельности, включение учащихся в социально значимую деятельность («Мой двор», «Моя улица», «Мое село»)). Мероприятия направления «Мотивационно-личностная сфера»: проект «Запишись!» – мастер-класс от футбольного тренера, игра по станциям «Всей семьей вокруг села» и т.д. По направлению «Я знаю другую культуру» проводятся квест-игра «Ярмарка национальной культуры», творческая презентация «Моя национальность» и др. Направление «Узнаю, пробую, создаю» направлено на целеполагание и целереализацию, активизацию направлений для дальнейшего развития обучающихся, формирование школьной и социальной успешности.

Результаты исследования

Представим результаты констатирующего этапа исследования. Анализ результатов методики «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М. Орлов) между исследуемыми группами выявил значимые различия по некоторым шкалам. Потребность в достижении успеха в различной степени присутствует у учащихся контрольной (преобладает русский этнос) и экспериментальной (преобладает поликультурная среда) групп. Коэффициент корреляции между уровнем потребности в достижении успеха и особенностями образовательной организации (преобладание русского этноса/преобладание поликультурной среды) показал наличие слабой корреляционной связи (r=0,366 при p≤0,05). По материалам тестирования в школе с поликультурной средой преобладает низкий уровень мотивации достижения (54%), в школах с преобладанием русского этноса подростки показали средний уровень мотивации достижения (75% и 62% соответственно), что в целом свидетельствует об отсутствии выраженной тенденции в стремлении к успеху. С данными подростками необходима работа, направленная на целеполагание и целереализацию, осознание своих положительных качеств, проектирование направлений самореализации, поощрение к использованию новых приемов работы в обычных делах, создание ситуаций успеха.

При анализе теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева использован критерий Манна-Уитни. Статистических различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено, что свидетельствует о равнозначности выраженности осмысленности жизни в обеих группах.

Корреляционные связи по Спирмену – наличие целей в жизни в будущем, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу, имеет прямую связь с позитивной оценкой пройденного отрезка жизни (Cr=0,592, р=0,002) и удовлетворенностью самореализацией (Cr=0,474, р=0,019).

На основе анализа результатов исследования по методике «Мотивация к успеху»
(Т. Элерс) можно отметить, что у подростков, обучающихся в поликультурной среде и в условиях одного этноса, результаты практически совпадают. При использовании критерия Манна-Уитни статистических различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено. Эмпирическое значение U-критерия больше критического (U>Uкр), гипотеза H0 о равенстве средних принимается, различия не существенны, что свидетельствует о равнозначности выраженности мотивации к успеху у подростков, обучающихся в поликультурной среде и в условиях одного этноса.

При проведении опросника Плутчика-Келлермана-Конте было выявлено, что в школе с преобладанием поликультурной среды (см. рисунок) компенсация и проекция занимают позицию 1:1 (по 30% соответственно), что свидетельствует о том, что в основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим и, следовательно, становятся как бы вторичными. Компенсация как механизм психологической защиты проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка другим качествам, чаще всего с помощью присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

По результатам анкетирования подростки при описании одноклассников-друзей отмечают отзывчивость, доброту, щедрость. 13% учащихся, если была бы такая возможность, закончили школу в настоящее время, что свидетельствует об их небольшой заинтересованности учебным процессом и продолжением образования, что подтверждается мнением педагогов. Счастье и успех большинтво учащихся связывают с материальным обеспечением, хотя не всегда понимают, на что потратили бы имеющиеся у них средства в настоящее время, также затрудняются в описании собственых усилий для достижения своих целей.

На основе анализа результатов исследования была составлена программа с целью профилактики негативных явлений сельских подростков в поликультурной среде «Стремись к переменам». Описание программы приведено выше.

После апробации профилактической программы был проведен контрольный этап исследования. Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М. Орлов) показали, что потребность в достижении цели у подростков увеличилась, они стали ставить перед собой цели и продумывать план их реализации. В школе с поликультурной средой на констатирующем этапе преобладал низкий уровень мотивации достижения (54%), на контрольном этапе на низком уровне осталось 22% учащихся. 78% учащихся показали средний уровень мотивации достижения, что свидетельствует о том, что подростки стали эффективнее планировать свое будущее, причем уже на значительные промежутки времени, ставить перед собой достижимые цели, корректировать их.

Анализ методики «Мотивация к успеху» (Т. Элерс) показал, что подростки стали ответственнее подходить к выбору способов достижения поставленной цели. В школе с поликультурной средой 15% испытуемых показали низкий уровень мотивации к достижению успеха, средний уровень – 54% подростков, у 31% испытуемых умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. Учащимся с такими результатами обычно характерны настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым, желание сделать что-то лучше, причем для этого преодолеть трудности.

Анализ результатов по методике «Смысложизненные ориентации» свидетельствует об изменении показателей у всех участников программы, что связано с их желанием иметь цели в жизни, осмыслением жизненной перспективы, представлением о себе как об активной личности, которая может самостоятельно выстраивать свою жизнь. В школе с поликультурной средой высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций имеют 15% подростков, средний уровень – 70% и низкий – 15%. Наличием сформированных целей в жизни обладают 38% подростков, 50% считают, что удовлетворены своей жизнью, представление о себе как о сильной и независимой личности имеют 31% учащихся. Таким образом, в группе имеет место растущий показатель осмысленности собственной жизни. Вследствие реализации профилактической программы учащиеся более эффективно стали ставить цели и добиваться их. Низкий показатель остался у 15% подростков, что говорит о том, что учащиеся живут сегодняшним днем. По субшкале «Процесс жизни» преобладают высокие и средние показатели, что означает, что большинство подростков считают свою жизнь эмоционально насыщенной, интересной. По субшкале «Результативность жизни» преобладает средний показатель (54%), что свидетельствует о том, что большинство учащихся удовлетворены собственной самореализацией. Низкий показатель по данной субшкале выявлен у 23% учащихся, что говорит об их неудовлетворенности прожитой жизнью. По субшкалам «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь» преобладает средний показатель. Таким образом, большинство подростков имеют средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций.

Анализ результатов с использованием методов математической статистики (критерий U Манна-Уитни) позволяет говорить о статистически достоверных отличиях в выборке после проведения программы. На контрольном этапе выявлены достоверные статистически значимые различия практически по всем методикам. Причем по подавляющему большинству контрольных измерений достоверность различий достигла достаточно высокой статистической значимости (различия показателей являются статистически достоверными при Р≤0,05).

 

Таблица

Оценка различий показателей на констатирующем и контрольном этапах исследования с использованием критерия Манна-Уитни

Методика

Критерий U Манна-Уитни

Р (вероятность ошибки)

1

«Шкала оценки потребности в достижении» (М.Ю. Орлов)

14,5

Р<0,01

2

«Мотивация к успеху» (Т. Элерс)

28,5

Р<0,05

3

«Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев)

29,0

Р<0,05

 

Выводы

Проведенное исследование позволяет вывести работу по формированию мотивационно-личностной сферы сельских подростков, обучающихся в поликультурной среде, на качественно новый уровень. Для профилактики негативных явлений, создания эмоционального благополучия подростков в качестве мишеней психолого-педагогического воздействия следует выделить: направленность на воспитание качеств члена сельской общины; интеграцию воспитательных воздействий семьи, школы и других учреждений села, учебной и внеучебной деятельности; расширение связей детей с окружающим миром, нравственное обогащение подростков через включение в совместную деятельность; стимулирование развития мотивационной сферы личности, потребности в самоактуализации и самореализации; организацию созидательной творческой деятельности в школе, направленной на сохранение и обогащение традиций, преобразование сельского социума.

Опытно-экспериментальная работа показала эффективность программы «Стремись к переменам», направленной на предупреждение негативных явлений сельских подростков в поликультурной среде. Работа по вовлечению учащихся в процесс формирования мотивационно-личностной сферы сельских подростков, обучающихся в поликультурной среде, с учетом их личности и индивидуальности показала свою актуальность и значимость. Результаты контрольного этапа исследования, проведенного по итогам профилактической программы, свидетельствуют о положительной динамике. Изучение мотивационно-личностных особенностей обучающихся в поликультурной среде необходимо для проектирования психолого-педагогической, воспитательной работы с детьми и молодежью.

Заключение

К мотивационно-личностным особенностям обучающихся в поликультурной среде сельской местности можно отнести следующие: потребность в достижениях, целеполагание и целереализация, мотивация к успеху, используемые механизмы психологической защиты и др. Отмечается низкая ресурсность в плане развития личности и индивидуальности. В работе с обучающимися в поликультурной среде сельской местности важными являются взаимосвязь и взаимовлияние культур, осознание ценности самобытности этнокультур, воспитание личности в духе взаимопонимания и взаимоуважения, развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, всестороннее развитие личности, этнокультурное и гражданское самоопределение на основе ценностей российской и мировой культуры.

Профилактическая программа способствует позитивному принятию подростками межэтнического разнообразия своего образовательного учреждения, села; формированию готовности к сотрудничеству; уважительному взаимодействию с представителями разных этнических групп. Формирование мотивационно-личностной сферы сельских подростков в поликультурной среде будет проходить более успешно, если психолого-педагогическое воздействие направлено на воспитание качеств члена сельской общины, имеет место интеграция воспитательных воздействий семьи и школы, направленная на развитие традиций, преобразование сельского социума; профилактическая программа и ее методическое обеспечение будут базироваться на психолого-педагогических технологиях, учитывающих социальные и индивидуально-личностные особенности сельских подростков; взаимодействие с воспитанниками будет осуществляться в условиях включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе интересов и способностей детей. На уровне психолого-педагогической работы: происходит развитие личности и индивидуальности учащихся, способности к самоопределению, взаимодействия с другими в поликультурной образовательной среде; учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков с девиантным поведением, специфики ведущего вида деятельности подростков – общение со сверстниками. На уровне учебно-воспитательной работы осуществляется формирование гражданской ответственности, духовности, толерантности через систему воспитательных мероприятий и проектов; создание условий для самовыражения; стимулирование интереса к изучению разных культур; взаимодействие с различными этносами; вовлечение подростков в социально значимую деятельность, которая содержит для них личностный смысл и курируется наставником, задающим нормы и образцы ее социально одобряемого осуществления. Профилактическая программа «Стремись к переменам», включающая разнообразные направления работы, может быть использована в работе педагога, классного руководителя, организатора воспитательной работы с учащимися сельских школ.

Литература

  1. Алмазова И.Г. Специфика организации деятельности сельской школы в современных условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 40(4). С. 166.
  2. Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. 2011. № 17. С. 23–37.
  3. Безрукавный О.С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 1–11. DOI:10.17759/psyedu.2018100301
  4. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 86–104. DOI:10.17759/psyedu.2020120107
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. С. 95.
  6. Гребешкова О.Ю. Особенности ценностного самоопределения сельских старшеклассников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 116–125.
  7. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. 447 с.
  8. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности в условиях сельской школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29857 (дата обращения: 16.07.2021).
  9. Драндров А.Г., Драндров Д.А. Особенности современной сельской школы // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 2(6). С. 24–27.
  10. Ермолаева М.В., Смирнова О.В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 51–62. DOI:10.17759/pse.2020250105
  11. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Портрет российской сельской школы // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1–16.
  12. Заоева Н.К. Характеристика и тенденции развития современной сельской школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12(4). С. 34–37.
  13. Исаев Е.И. Педагогическая психология. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 285.
  14. Камнев А.Н., Михайлова Т.А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 57–71. DOI:10.17759/psyedu.2021130104
  15. Карымова О.С., Романова Э.С. Особенности системы ценностей современных старших школьников, проживающих в селе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22615 (дата обращения: 16.07.2021).
  16. Косогова А.С., Дьякова М.Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=735 (дата обращения: 14.07.2021).
  17. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1996. № 4. С. 35–44.
  18. Мартемьянова Е.Е., Конышева А.В. Патриотическое воспитание подростков в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 28. С. 47–48.
  19. Озорнина А.Т. Профильная подготовка старшеклассников в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S25. С. 26–30.
  20. Пешкина Ю.А., Конышева А.В. Специфика социализации подростков в условиях сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 28. С. 55–57.
  21. Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. 2016. № 2(22). С. 84–93.
  22. Селюкова Е.А. Поликультурное воспитание как проблема современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 15. С. 2336–2340.
  23. Lulzim Murtezani. The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities [Электронный ресурс] // European Journal of Social Sciences Education and Research. Sep. Dec. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 34–38. URL: journals.euser.org/index.php/ejser/article/view/2742/2683 (дата обращения: 14.07.2021).
  24. Molero Jurado M.D.M. et al. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 1480. DOI:10.3389/fpsyg.2016.01480

Информация об авторах

Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Доцент Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Эксперт-практик Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения. Эксперт интернет-проекта «Электронная научно-образовательная библиотека «Современные образовательные технологии в социальной сфере, Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071, e-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Председатель Тульского регионального отделения Федерации психологов образования России. Профессор Российской академии естествознания., Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X, e-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 676
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 171
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8