Тест Урбана (TCT-DP) как инструмент выявления специфики проявления креативности у младших подростков с разными видами одаренности

347

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования теста Урбана как инструмента выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В литературе отмечается специфика проявления креативности у младших подростков с данными видами одаренности. Автор отмечает, что анализ показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя позволяет предположить, что они могут выявить специфику проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В исследовании приняли участие 196 младших подростков, из которых 63 интеллектуально одаренных (М=11,6 лет, 30 мальчиков и 33 девочки), 34 художественно одаренных (М=12,1 лет, 5 мальчиков и 29 девочек) и 99 из контрольной группы (М=11,6 лет, 46 мальчиков и 53 девочки). Анализ средних значений показателей теста Урбана выявил статистически значимые межгрупповые различия по таким категориям, как юмор, нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком; любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка; любое использование символов и знаков, а также скорость. Впервые предпринята попытка анализа показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя в контексте выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Результаты расширяют инструментарий специалистов, уточняя возможности уже знакомого теста и позволяя оптимизировать процесс диагностики.

Общая информация

Ключевые слова: интеллект, креативность, младшие подростки, тест Урбана, художественная одаренность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140109

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19.

Получена: 21.04.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Доний Е.И. Тест Урбана (TCT-DP) как инструмент выявления специфики проявления креативности у младших подростков с разными видами одаренности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. С. 122–135. DOI: 10.17759/psyedu.2022140109

Подкаст

Полный текст

Введение

Своевременное выявление креативности дает возможность ребенку реализовать свои способности и увеличивает его шанс на счастье и благополучие. Кроме того, креативность считается одним из компонентов одаренности, а ранняя диагностика последней также дает ребенку больше шансов для развития и реализации своего потенциала [22]. Несмотря на то, что развитию креативности посвящено много литературы, ее выявление остается сложной задачей в силу многообразия тестов креативности и трактовок этого понятия. Рисуночные тесты как один из способов выявления креативности содержат много информации об испытуемых, т.к. дают возможность для творчества и свободы.

Одним из таких тестов является рисуночный тест Урбана. Он позволяет выявить такие составляющие креативности, как нестандартное мышление, способность к риску и воображение [25; 26; 27; 28]. Совокупность его 14 категорий, включающая такие как продолжение (Cn), завершенность (Cm), новые элементы (Ne), соединения, выполненные с помощью линий (Cl), соединения, выполненные для завершения темы (Cth), фрагменто-зависимое разрушение границ (Bfd) или фрагменто-независимое разрушение границ (Bfi), перспектива (Pe), юмор (Hu), 4 вида нетрадиционности использования (Uca, Ucb, Ucc, Ucd), скорость (Sp), позволяет оценить уровень общей креативности: от очень низкого до очень высокого [25; 26; 27]. На сегодняшний день тест применен в более чем 20 странах мира [25; 26; 27]. Разработанный в 1986 году Урбаном и Хелленом на английском и немецком языках, данный тест был направлен на выявление низкого или высокого творческого потенциала испытуемых вне зависимости от их возраста и национальной принадлежности [26; 27]. Тест прост в проведении, анализе и интерпретации данных, что делает его удобным и позволяет применять как в качестве основного, так и вспомогательного инструмента. Тест Урбана применялся на разных выборках, например, музыканты и студенты научно-технических вузов, футболисты, студенты-инженеры, интеллектуально одаренные подростки, лингвистически одаренные дети, глухонемые и нормально слышащие дети [26; 27]. Тест Урбана также использовался для оценки эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов [1] и в программе развития креативности одаренных детей в области изобразительного искусства [19]. В своих исследованиях Beal [10] отмечает, что тест Урбана позволяет дать объективную и непредвзятую оценку креативности учащихся, в то время как учителя, которые также способны выявлять креативных детей путем наблюдения и совместной работы, не застрахованы от излишней субъективности, предвзятости и консервативности в отношении ребенка.

В апробации теста на российской выборке приняли участие 286 учеников с 5 по 7 класс в возрасте от 10 до 12 лет как с художественной, так и с интеллектуальной одаренностью. Показатель однородности теста составил 0.643 [2]. Данный показатель оказался выше, чем в западных источниках. По данным других исследований, показатель однородности теста составил 0.57, валидность – 0.80 [16; 27]. Есть данные о том, что тест Урбана способен отследить поведенческие изменения испытуемых в течение нескольких лет [16]. Говоря о специфике проявления креативности, в исследовании Доний и Шумаковой [3] отмечено, что качественный анализ выполненных рисунков по отдельным категориям теста Урбана ярко демонстрирует различия в проявлении образной креативности в группах художественно и интеллектуально одаренных младших подростков. Подростки с художественной одаренностью значительно чаще, чем их интеллектуально одаренные сверстники, выходят за границы большой рамки (Bfd, Bfi), что, согласно интерпретации автора методики, является показателем способности мыслить вне заданных рамок. Кроме того, художественно одаренные подростки чаще используют абстракцию (Ucb), создают целостный рисунок на общую тему (Cth), придумывают название (Ne), наличие которого не является обязательным условием в рамках теста. В то же время для интеллектуально одаренных младших подростков характерно простое использование заданных фигур, отсутствие связи между ними, выхода за границы большой рамки и общей темы в рисунке. Сравнение рисунков художественно и интеллектуально одаренных младших подростков демонстрирует различия в эстетическом и образном восприятии мира. При этом стоит отметить, что количественный анализ не выявил статистически значимых различий между группами художественно и интеллектуально одаренных младших подростков по общему показателю креативности теста Урбана [3]. Важным уточнением будет то, что, согласно автору теста, принято оценивать только общий показатель теста Урбана, т.к. тест призван определить общий уровень креативности.

Специфика проявления креативности у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью была отмечена в том же исследовании Доний и Шумаковой [3] на примере другого теста креативности. Значимые различия в проявлении креативности были выявлены в рамках авторской методики «Образная и вербальная креативность» (ОВК, Шумакова). Результаты были выше в группе интеллектуально одаренных младших подростков по всем показателям вербальной креативности (беглость, гибкость, оригинальность, вербальная разработанность), включая сумму всех четырех показателей.

В исследовании Шумаковой [23] об особенностях проявления креативности младших школьников с художественной и интеллектуальной одаренностью на примере уже упомянутой авторской методики ОВК были обнаружены статистически значимые различия в проявлении креативности в зависимости от вида одаренности. Креативность художественно одаренных детей больше проявлялась в рисуночном субтесте, в то время как креативность их интеллектуально одаренных сверстников – в вербальном. Проявление креативности художественно одаренных детей выражается в их эстетическом отношении к миру, в то время как у их интеллектуально одаренных сверстников – в «игре воображения» с большим количеством объектов, идей, необычных комбинаций.

Таким образом, можно говорить, что художественно одаренные школьники обнаруживают качественное своеобразие в проявлении образной креативности, которое можно зафиксировать как в результатах количественного, так и качественного анализа по двум методикам, направленным на изучение разных аспектов креативности – дивергентной (ОВК) и синтетической способности (тест Урбана).

В этой связи нам видится оправданным расширение возможностей теста Урбана, а именно – количественный анализ отдельных категорий этого теста, т.к. он может дать больше информации о специфике проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Внимание к тесту Урбана, в частности к его категориям, обусловлено еще и тем, что выделенные автором теста категории частично соотносятся с проявлениями художественного потенциала ребенка, которые описываются в литературе. Дети с художественным потенциалом могут рисовать узнаваемые формы и различать основные части тела уже к 2 годам; рисовать объекты неканонической формы; использовать глубину с помощью всего диапазона техник взрослых художников: ракурс, окклюзия, уменьшение размера, штриховка и моделирование, линейная перспектива, трехмерное изображение [29; 30; 31]; использовать плавный контур, чтобы очертить сложные формы или соединить фрагменты [17; 29; 30; 31]. Художественно одаренные дети очень рано начинают рисовать в реалистичной манере [11; 12; 14; 17; 21; 31]. Их рисунки более разработаны в отношении декоративных деталей [7; 31], более цельные и планомерные, в них прослеживается развитие темы [29; 30; 31]. Художественно одаренные дети проходят все последовательные этапы овладения навыком рисования, но делают это быстрее своих обычных сверстников [12; 13; 29; 30; 31]. Принимая во внимание эту информацию, анализ результатов теста Урбана может дополнительно изучаться экспертами в области изобразительного искусства с точки зрения художественного потенциала ребенка. При этом важно отметить, что непосредственно анализ выполненного рисунка не оценивается с художественной точки зрения.

Продолжая тему специфики проявления креативности и необходимости своевременного выявления креативности, стоит уделить внимание мотивации. Известно, что художественно одаренные дети демонстрируют высокий уровень внутренней мотивации в работе над своими рисунками, работают увлеченно, не нуждаясь во внешнем поощрении [4; 5; 31]. Не по годам развитые художники делают открытия через самообучение, пытаются использовать сложные техники или склонны быстро зарисовать что-либо увиденное ранее, что не свойственно обычным детям [31]. Иногда уже к 5 годам художественно одаренные дети начинают рисовать на более сложном уровне, чем большинство взрослых людей [31], а их рисунки больше соответствуют уровню профессиональных художников, чем рисунки художественно одаренных подростков [4]. В средней школе все дети совершенствуются в реалистичной манере рисования [19], и уровень художественно одаренных и обычных детей может сравняться [10; 17]. В то же время отмечается, что художественно одаренным детям свойственно выполнять свои работы на более высоком творческом уровне [13; 20; 31].

При этом внутренняя мотивация зависит от многих обстоятельств. Так, попав, например, в неблагоприятную образовательную среду, дети, привыкшие в более раннем возрасте в полной мере выражать свои эмоции в рисунке, сталкиваются с новыми требованиями, которые могут «притупить» прежнее побуждение и стремление к самореализации [4; 5]. В свою очередь, развитие креативности также зависит от того, насколько ребенок мотивирован и ориентирован на продуктивную работу [20; 22]. В младшем подростковом возрасте, проявляясь как общая способность, креативность также начинает проявляться и в конкретных областях [6; 22]. Поэтому именно на данном этапе применение релевантных методик особенно важно, чтобы не пропустить момент наиболее раннего выявления специфики проявления креативности.

В связи с вышесказанным гипотезы нашего исследования заключаются в том, что: 1) тест Урбана – как его общий показатель, так и показатели по отдельным категориям – может применяться для выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью, 2) проявление креативности будет различаться у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью по таким категориям, как соединение (Cn), завершенность (Cm), новые элементы (Ne), соединения, выполненные с помощью линий (Cl), соединения, выполненные для завершения темы (Cth), фрагменто-зависимое разрушение границ (Bfd) или фрагменто-независимое разрушение границ (Bfi), перспектива (Pe), юмор (Hu), нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком (Uca), вымышленное и/или абстрактное использование элементов (Ucb), любое использование символов и знаков (Ucc), нетрадиционное использование заданных элементов (Ucd), скорость (Sp).

Для проверки наших гипотез мы определили следующую задачу: провести сравнительный анализ выполнения теста Урбана с учетом оценки показателей его 14 категорий в группах интеллектуально одаренных младших подростков, художественно одаренных младших подростков, а также в контрольной группе.

Методика

В исследовании приняли участие 196 младших подростков, из которых 63 интеллектуально одаренных (средний возраст М=11,6 лет, 30 мальчиков и 33 девочки), 34 художественно одаренных (средний возраст М=12,1 лет, 5 мальчиков и 29 девочек) и 99 из контрольной группы (средний возраст М=11,6 лет, 46 мальчиков и 53 девочки). Группу интеллектуально одаренных младших подростков составили учащиеся средней общеобразовательной школы г. Москвы, которые вошли в 30% учащихся с лучшим результатом по тесту Дж. Равена [7; 8; 18] и проявляют высокий уровень познавательной мотивации (по оценкам учителей и внешкольной активности) и академической успешности. В группу художественно одаренных подростков вошли учащиеся специализированной художественной школы г. Москвы, которые поступили туда по конкурсному отбору, в рамках которого эксперты отбирают наиболее талантливых учеников в области изобразительного искусства.

Значительно преобладающая численность девочек в группе художественно одаренных подростков отражает современную ситуацию соотношения полов в учебных заведениях художественной направленности.

Для выявления особенностей проявления креативности использовался тест Урбана, в рамках которого испытуемому предлагается завершить незаконченный рисунок в свободной форме с помощью простого карандаша без использования линейки, ластика или других подручных средств. На бланке теста изображено шесть объектов – точка, полукруг, волнистая линия, прямой угол, заключенные в большую рамку, и незавершенный квадрат, находящийся за пределами рамки. В силу условий исследования испытуемым предлагался только бланк А. Оценка и интерпретация теста осуществляется по 14 категориям. 13 из них относятся непосредственно к рисунку: продолжение (Cn), завершенность (Cm), новые элементы (Ne), соединения, выполненные с помощью линий (Cl), соединения, выполненные для завершения темы (Cth), фрагменто-зависимое разрушение границ (Bfd) или фрагменто-независимое разрушение границ (Bfi), перспектива (Pe), юмор (Hu), 4 вида нетрадиционности использования (Uca, Ucb, Ucc, Ucd). Категория скорость (Sp) считается в случае, если испытуемый набрал минимум 25 баллов по 13 категориям.

Результаты анализировались с помощью однофакторного дисперсионного анализа, с применением ANOVA в программе SPSS V.27. Для снижения вероятности ложноположительного результата применялась поправка Бонферрони.

Результаты

В таблице представлены результаты сравнения показателей теста Урбана в трех группах младших подростков: с интеллектуальной одаренностью, с художественной одаренностью и нормотипичной группе. Анализ средних значений показателей теста Урбана выявил статистически значимые межгрупповые различия по таким категориям, как юмор (Hu), нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком (Uca), нетрадиционное использование элементов – любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка (Ucb), нетрадиционное использование – любое использование символов и знаков (Ucc), скорость (Sp).

Показатели по таким категориям, как юмор (Hu), нетрадиционное использование элементов – любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка (Ucb) и скорость (Sp), у художественно одаренных детей значительно выше, чем в группе интеллектуально одаренных детей и детей контрольной группы. При этом, что касается скорости, чем ниже показатель, тем лучше, т.е. ребенок быстрее выполнил задание.

В то же время художественно одаренные дети значительно уступают своим интеллектуально одаренным сверстникам и сверстникам из контрольной группы в другой категории нетрадиционного использования элементов Ucc (любое использование символов и знаков).

Одна из категорий нетрадиционного использования элементов Uca (нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком) достоверно выше в группе интеллектуально одаренных детей по сравнению с контрольной группой; с группой художественно одаренных детей по этой категории достоверных различий нет.

Таблица

Средние значения показателей теста Урбана в разных группах (1 – интеллектуально, 2 – художественно одаренные младшие подростки, 3 – контрольная группа)

Показатели теста Урбана

M (SD)

 

p

1 и 2

p

2 и 3

p

1 и 3

Группа 1

N=63

Группа 2

N=34

Группа 3

N=99

Общий показатель креативности

28,38 (11,01)

26,74 (10,41)

25,27 (10,60)

0,751

0,771

0,172

Cn (Соединение)

4,92 (0,97)

5,06 (0,65)

4,96 (0,88)

0,740

0,837

0,959

Cm (Завершение)

4,43 (1,15)

4,82 (0,80)

4,59 (1,12)

0,200

0,510

0,638

Ne (Новые элементы)

2,98 (2,24)

2,47 (1,97)

2,21 (2,23)

0,515

0,824

0,076

Cl (Соединение элементов при помощи линии)

3,51 (2,29)

2,76 (2,20)

2,85 (2,19)

0,261

0,980

0,159

Cth (Соединение, демонстрирующее тему)

3,00 (2,76)

3,71 (2,64)

2,52 (2,76)

0,448

0,076

0,516

Bfd (Элементо-зависимое разрушение границ)

1,90 (2,71)

0,97 (2,18)

1,79 (2,67)

0,214

0,258

0,958

Bfi (Элементо-независимое разрушение границ)

1,90 (2,82)

1,24 (2,47)

2,30 (2,93)

0,506

0,140

0,656

Pe (Перспектива)

1,52 (2,30)

1,88 (2,53)

0,92 (1,99)

0,724

0,073

0,205

Hu (Юмор)

0,21 (0,86)

1,00 (1,74)

0,23 (0,85)

0,003**

0,002**

0,996

Uca (Нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком)

0,76 (1,31)

0,35 (0,98)

0,27 (0,87)

0,163

0,922

0,012⃰

Ucb (Нетрадиционное использование – любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка)

0,29 (0,89)

1,15 (1,48)

0,06 (0,42)

0,000**

0,000**

0,228

Ucc (Нетрадиционное использование – любое использование символов и знаков)

1,86 (1,50)

0,71 (1,29)

1,75 (1,48)

0,000**

0,000**

0,885

Ucd (Нетрадиционное использование заданных элементов)

0,67 (0,92)

0,53 (0,96)

0,35 (0,70)

0,714

0,532

0,051

Sp (Скорость)

0,43 (0,50)

0,09 (0,29)

0,48 (0,50)

0,002

**

0,000

**

0,740

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. ** – различия значимы, p<0,001; * – различия значимы, p≤0,05 (учтена поправка Бонферрони).

Обсуждение

Настоящее исследование ставило своей задачей провести сравнительный анализ результатов отдельных категорий теста Урбана в группах интеллектуально и художественно одаренных младших подростков, а также контрольной группе для выявления специфики проявления креативности.

Как и в предыдущем исследовании [3], данное исследование не выявило статистически значимых различий между двумя группами по общему показателю креативности. Помимо этого, статистически значимых различий при сравнении с контрольной группой также не обнаружено.

В отношении отдельных категорий теста Урбана статистически значимые различия в группах младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью выявлены по таким показателям, как юмор (Hu), нетрадиционное использование – любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное (Ucb), нетрадиционное использование – любое использование символов и знаков (Ucc) и скорость (Sp). При этом категории Hu, Ucb и Sp оказались выше в группе художественно одаренных младших подростков, а категория Ucc – в группе их интеллектуально одаренных сверстников.

Таким образом, можно говорить о частичном подтверждении нашей гипотезы о специфичности в проявлении креативности у подростков с разными видами одаренности на примере отдельных категорий теста Урбана. Нетрадиционное использование символов и знаков – характерная особенность креативности интеллектуально одаренных подростков, в то время как юмор, склонность к абстрактному изображению и быстрота выполнения выступают в качестве «сильной» характеристики креативности художественно одаренных школьников.

Необходимо отметить ряд ограничений проведенного исследования. Первое связано с характером выборки – преобладающее число девочек в группе художественно одаренных подростков, что подразумевает учет гендерных различий при дальнейшем исследовании. Второе связано со временем, отведенным на проведение теста – испытуемым была предложена только форма А. В дальнейшем стоит провести тестирование, включив и форму Б, и проверить устойчивость различий проявления креативности в группах испытуемых с художественной и интеллектуальной одаренностью.

Выводы

Данное исследование – первая попытка изучить показатели категорий теста Урбана (согласно автору теста, учитывается только общая сумма показателей по категориям) для выявления специфики проявления креативности у младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Сравнительный анализ средних значений показателей теста Урбана показывает статистически значимые межгрупповые различия по таким категориям, как юмор (Hu), нетрадиционное использование – любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное (Ucb), нетрадиционное использование – любое использование символов и знаков (Ucc) и скорость (Sp). Применение теста Урбана с учетом не только его общего показателя, но и показателей по отдельным категориям в контексте выявления специфики проявления креативности расширяет инструментарий специалистов данной области, уточняя возможности уже знакомого теста и позволяя оптимизировать процесс диагностики. Учет гендерных различий, а также использование формы Б теста Урбана подразумеваются при дальнейшем исследовании.

Литература

  1. Валуева Е.А., Лаптева Е.М., Овсянникова В.В. Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–79. DOI:10.17759/jmfp.2018070207
  2. Доний Е.И. Применение теста Урбана на российской выборке для определения творческого потенциала младших подростков [Электронный ресурс] // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психология способностей и одаренности» (г. Ярославль, 21–22 ноября 2019 г.). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 412–413.
  3. Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123. DOI:10.17759/psyedu.2020120307
  4. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования. М.: Просвещение, 2008. 175 с.
  5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014. 84 с.
  6. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 150 с.
  7. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120–127. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912120.htm (дата обращения: 07.07.2021).
  8. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 97–177. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961097.htm (дата обращения: 07.07.2021).
  9. Эфроимсон В.А. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М.: Тайдекс Ко, 2003. 375 с.
  10. Beal O. Assessing the creative abilities of primary school children [Электронный ресурс]. MPhiI University of Central Lancashire September, 1998. 236 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/16414732.pdf (дата обращения: 03.12.2020).
  11. Cox M. Children’s drawings. London: Penguin, 1992. 244 p.
  12. Gardner H. Artful Scribbles: The Significance of Children's Drawings. New York: Basic Books, 1980. 280 p.
  13. Golomb C. Compositional development in children’s drawings, 1985. URL: http://www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/search/detailmini.jsp?_nfpb=true&_&ERICExtSearch_SearchValue_0=ED260795&ERICExt Search_SearchType_0=no&accno=ED260795 (дата обращения: 02.12.2020).
  14. Hurwitz A. The gifted and talented in art: A guide to program planning. Worcester. Mass.: Davis Publications, 1983. 148 p. URL: https://archive.org/details/giftedtalentedin0000hurw (дата обращения: 02.12.2020).
  15. Lowenfeld V., Brittain W.L. Creative and mental growth. New York, NY: ABD: Macmillan Publishing Company, 1987. URL: https://archive.org/stream/creativementalgr00/creativementalgr00_djvu.txt (дата обращения: 02.12.2020).
  16. Maksic S., Tenjovic L. (2010). Temporal stability of scores on Urban-Jellen test for creative thinking in childhood / In J. Fortikova & J. Raffan (Eds.) // ECHA – Prague 2008, «From giftedness to successful intelligence» Proceedings of 11th Conference of ECHA (Prague, September 16–20, 2008). Prague: Center of Giftedness, 2008. P. 24–32.
  17. Pariser D. Conceptions of Children's Artistic Giftedness from Modern and Postmodern Perspectives [Электронный ресурс] // Journal of Aesthetic Education. 1997. Vol. 31. № 4. P. 35–47. DOI:10.2307/3333142
  18. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity / Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.) // Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. P. 53–92.
  19. Ronksley-Pavia M. Enhancing creativity for gifted and talented students: a visual art classroom perspective [Электронный ресурс] // TalentEd. 2014. Vol. 28. P. 32–44. URL: https://www.researchgate.net/publication/260002057_Enhancing_creativity_for_gifted_and_talented_students_A_visual_arts_classroom_perspective (дата обращения: 02.12.2020).
  20. Sawyer R.K. Explaining creativity: The science of human innovation. New York, NY: Oxford University Press, 2006. 363 p.
  21. Sloane K.D., Sosniak L.A. The development of accomplished sculptors / In B.S. Bloom (Ed.) // Developing talent in young people. New York: Ballantine Books, 1985. P. 90–138.
  22. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  23. Shumakova N. Creativity in Intellectually gifted primary school children and gifted children in art // ICPE 2018. International Conference on Psychology and Education. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. P. 629–635. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2018F072.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
  24. Talent development in achievement domains: A psychological framework for within and cross-domain research / Preckel F. et al // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 15. P. 691–722. DOI:10.1177/1745691619895030
  25. Urban K.K. On the Development of Creativity in Children [Электронный ресурс] // Creativity Research Journal. 1991. Vol. 4. № 2. P. 177–191. DOI:10.1080/10400419109534384
  26. Urban K.K. Assessing Creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP): the concept, application, evaluation, and international studies [Электронный ресурс] // Psychology Science. 2004. Vol. 46. № 3. P. 387–397. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.536.8590&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02.12.2020).
  27. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.12.2020).
  28. VanTassel-Baska J. Creativity as an elusive factor in giftedness. Update [Электронный ресурс] // The electronic magazine of the School of Education at the College of William and Mary. 2004. URL: https://www.hoagiesgifted.org/creativity_as_elusive_factor.htm (дата обращения: 02.12.2020).
  29. Winner E., Martino G. Artistic Giftedness / In N. Colangelo and G. Davis (Eds.) // Handbook of Gifted Education (3rd edition). Allyn & Bacon, 2002. 640 p.
  30. Winner E., Drake J.E. Children gifted in drawing. The incidence of precocious realism [Электронный ресурс] // Gifted Education International. 2012. Vol. 29. № 2. P. 125–139. DOI:10.1177/0261429412447708
  31. Winner E., Drake J.E. Children with exceptional drawing skills [Электронный ресурс] // The Psychologist. 2013. Vol. 26. P. 730–733. URL: https://www.researchgate.net/publication/283123269_Children_with_exceptional_drawing_skills (дата обращения: 02.12.2020).

Информация об авторах

Доний Екатерина Игоревна, аспирант кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), координатор проектов, ООО ТОСТ Руссия Проектменеджмент, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2180-7060, e-mail: kido06_86@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 909
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 347
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 8