Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10443Новости 1993Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возрастные и индивидуальные различия в интеллектуальном развитии младших школьников при выполнении заданий СПМ 56

|

Вучичевич Б.
магистр психологии, аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6667-1745
e-mail: vucicevic.bojana93@gmail.com

Аннотация

В исследовании проверяется возможность использования последней известной классификации ошибочных ответов по тесту «Стандартные прогрессивные матрицы» для дифференцированной оценки развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте. Сравниваются результаты 160 учеников 1-го (N=80, возраст 6,7-8,1, М=7,3) и 3-го (N=80, возраст 8,8-10,2, М=9,3) классов двух московских школ. Результаты показывают, что характерный тип ошибок при выполнении СПМ у младших школьников проявляется как в возрастном (р<.01), так и индивидуальном плане (р<.05). В работе подчеркиваются значимость учета возрастных особенностей мышления детей при анализе ошибочных ответов на задания теста СПМ и ценность данного подхода для дальнейших исследований и практической работы психологов. Обсуждаются преимущества и недостатки существующей классификации ошибочных ответов. Полученные результаты сравниваются с зарубежными, так как исследование данного типа в России проводится впервые.

Ключевые слова: прогрессивные матрицы, анализ ошибок, интеллектуальное развитие, младшие школьники

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140107

Получена: 08.05.2021

Принята в печать: 10.03.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. C. 110–123. DOI:10.17759/psyedu.2020120307
  2. Кожурова О.А., Малинина А.А. Особенности структуры профессионального самоопределения учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2007. № 1. С. 85–93.
  3. Равен Дж.К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства: Пер. с англ. / Дж.К. Равен, Дж.Х. Курт. М.: Когито-Центр, 1997. 82 с.
  4. Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 56–70. DOI:10.17759/psyedu.2014060406
  5. A latent variable analysis of working memory capacity, short-term memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence / Conway A.R.A. [et al.] // Intelligence. 2002. Vol. 30. P. 163–183. DOI:10.1016/S0160-2896(01)00096-4
  6. A neural basis for general intelligence / Duncan J. [et al.] // Science. 2000. Vol. 289. № 5478. P. 457–460. DOI:10.1126/science.289.5478.457
  7. Babcock R.L. Analysis of age differences in types of errors on the Raven's Advanced Progressive Matrices // Intelligence. 2002. Vol. 30. № 6. P. 485–503. DOI:10.1016/S0160-2896(02)00124-1
  8. Cairns D., Chekaluk E., Hutchinson T.P. The wrong responses to a very difficult item: A comparison of high-scoring and low-scoring examinees // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2002. Vol. 33. № 6. P. 839–842. DOI:10.1080/00207390210162494
  9. Carlstedt B., Gustafsson J-E., Ullstadiu E. Item Sequencing Effects on the Measurement of Fluid Intelligence // Intelligence. 2000. Vol. 28. № 2. P. 145–160. DOI:10.1016/S0160-2896(00)00034-9
  10. Carpenter P.A., Just M.A., Shell P. What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test // Psychological review. 1990. Vol. 97. № 3. Р. 404. DOI:10.1037/0033-295X.97.3.404
  11. Dimensionality of the Raven’s Advanced Progressive Matrices: Sex differences and visuospatial ability / Waschl N.A. [et al.] // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 100. P. 157–166. DOI:10.1016/j.paid.2015.12.008
  12. Do Raven's Colored Progressive Matrices function in the same way in typical and clinical populations? Insights from the intellectual disability field / Facon B. [et al.] // Intelligence. 2011. Vol. 39. № 5. P. 281–291. DOI:10.1016/j.intell.2011.04.002
  13. Error patterns on the Raven’s Standard Progressive Matrices Test / Kunda M. [et al.] // Intelligence. 2016. Vol. 59. P. 181–198. DOI:10.1016/j.intell.2016.09.004
  14. Explanatory item response modeling of children's change on a dynamic test of analogical reasoning / Stevenson C.E. [et al.] // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 3. P. 157–168. DOI:10.1016/j.intell.2013.01.003
  15. Flynn J.R. Requiem for nutrition as the cause of IQ gains: Raven’s gains in Britain 1938-2008 // Economics and Human Biology. 2009. Vol. 7. P. 18–27. DOI:10.1016/j.ehb.2009.01.009
  16. Garcia-Garzon E., Abad F.J., Garrido L.E. Searching for g: A new evaluation of spm-ls dimensionality // Journal of Intelligence. 2019. Vol. 7. № 3. P. 14. DOI:10.3390/jintelligence7030014
  17. Gunn D.M., Jarrold C. Raven’s matrices performance in Down syndrome: Evidence of unusual errors // Research in Developmental Disabilities. 2004. Vol. 25. № 5. Р. 443–457. DOI:10.1016/j.ridd.2003.07.004
  18. Jacobs P., Vandeventer M. Information in wrong responses // Psychological Reports. 1970. Vol. 26. Р. 311–315. DOI:10.2466/pr0.1970.26.1.311
  19. Keating D.P., Bobbitt B.L. Individual and Developmental Differences in Cognitive-Processing Components of Mental Ability // Child Development. 1978. Vol. 49. № 1. P. 155–167. DOI:10.2307/1128604
  20. Kunda M., McGreggor K., Goel A.K. A computational model for solving problems from the Raven’s progressive Matrices intelligence test using iconic visual representations // Cognitive System Research. 2013. Vol. 22. P. 47–66. DOI:10.1016/j.cogsys.2012.08.001
  21. Miller F.M., Raven J.C. The influence of positional factors on the choice of answers to perceptual intelligence tests // British Journal of Medical Psychology. 1939-1941. Vol. 18. P. 35–39. DOI:10.1111/j.2044-8341.1939.tb00706.x
  22. Qiu C., Hatton R., Hou M. Variations in Raven's Progressive Matrices scores among Chinese children and adolescents // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 164. № 1. P. 110064. DOI:10.1016/j.paid.2020.110064
  23. Raven J.C. The RECI series of perceptual tests: An experimental survey // Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 1939. Vol. 18. № 1. Р. 16–34. DOI:10.1111/j.2044-8341.1939.tb00705.x
  24. Raven J.C., Waite A. Experiments on physically and mentally defective children with perceptual tests // Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 1939. Vol. 18. № 1. Р. 40–43. DOI:10.1111/j.2044-8341.1939.tb00707.x
  25. Raven J.C. Matrix tests // Mental Health. 1940. Vol. 1. № 1. Р. 10.
  26. Redick T.S. Working memory training and interpreting interactions in intelligence interventions // Intelligence. 2015. Vol. 50. P. 14–20. DOI:10.1016/j.intell.2015.01.014
  27. Sigel I.E. How intelligence tests limit understanding of intelligence // Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development. 1963. Vol. 9. № 1. Р. 39–56. DOI:23082735
  28. Structure and coherence of reasoning ability in Down Syndrome adults and typically developing children / Natsopoulos D. [et al.] // Research in Developmental Disabilities. 2002. Vol. 23. P. 297–307. DOI:10.1016/S0891-4222(02)00088-4
  29. Superior fluid intelligence in children with Asperger’s disorder / Hayashi M. [et al.] // Brain and Cognition. 2008. Vol. 66. № 3. P. 306–310. DOI:10.1016/j.bandc.2007.09.008
  30. Thissen D.M. Information in wrong responses to the Raven Progressive Matrices // Journal of Educational Measurement. 1976. Vol. 13. № 3. Р. 201–214. DOI:1433734
  31. Van Herwegen J., Farran E., Annaz D. Item and error analysis on Raven's Coloured Progressive Matrices in Williams syndrome // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32. № 1. P. 93–99. DOI:10.1016/j.ridd.2010.09.005
  32. Vodegel Matzen L.B.V., Van der Molen M.W., Dudink A.C. Error analysis of Raven test performance // Personality and Individual Differences. 1994. Vol. 16. № 3. Р. 433–445. DOI:10.1016/0191-8869(94)90070-1
  33. Working memory, attention control, and the N-back task: A question of construct validity / Kane M.J. [et al.] // Journal of Experimental Psychology learning Memory and Cognition. 2007. Vol. 33. № 3. P. 615–622. DOI:10.1037/0278-7393.33.3.615
  34. Zhuo T., Kankanhalli M. Solving Raven's Progressive Matrices with Neural Networks // Computer Science. 2020. arXiv:2002.01646.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика