Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа 80

Андреева А.Д.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией на¬учных основ детской практической психологии,, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1253-8903
e-mail: alladamirovna@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу эмпирических данных о структуре и содержании образа своего будущего у старшеклассников и студентов младших курсов колледжа. Исследование проведено с помощью метода прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса, разработанного в русле концепции социальных представлений С. Московичи. Проверялась гипотеза о том, что образ будущего у респондентов будет различным в зависимости от половой принадлежности и ступени образования. В исследовании приняли участие студенты младших курсов колледжей (153 чел.) и учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ Москвы, Челябинска и Орска (191 чел.). Установлено, что устремленность в будущее по-прежнему является ведущей психологической характеристикой юношеского возраста, а выраженная оптимистичность образа собственного будущего интерпретируется как предиктор готовности к преодолению кризиса самоопределения. Гендерные различия в структуре и содержании образа своего будущего проявляются в ориентации юношей преимущественно на профессиональную самореализацию, в то время как для девушек более значима семья и связанный с ней эмоциональный комфорт. Образовательный статус респондентов также оказывает влияние на содержание психологического образа будущего. Школьников отличает выраженная незрелость, наивность и клишированность социальных представлений о своей взрослой жизни, в то время как студенты колледжа демонстрируют несколько более реалистичную картину.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001. 236 с.

  2. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5–23.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

  4. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к русскому изданию книги С. Московичи «Век толп». М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. С. 5–21.

  5. Василюк Ф.В. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 272 с.

  6. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2016. 476 с.

  7. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем: количественные и качественные методы // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 166–175. DOI:10.17759/sps.2018090316

  8. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями / Н.Л. Москвичева [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 5–18. DOI:10.17759/pse.2019240301

  9. Леонтьев А.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. № 4. С. 11–18.

  10. Любцова А.В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования просоциального поведения // Российский психологический журнал. 2020. Том 17. № 4. С. 65– 79. DOI:10.21702/rpj.2020.4.5

  11. Московичи C. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Том 15. № 1. С. 3–18.

  12. Павленко К.В., Бочавер А.А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 51–62. DOI:10.17759/pse.2020250605

  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. C. 54–69. DOI:10.17759/pse.2021260303

  14. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 5–15. DOI:10.17759/pse.2019240601

  15. Формирование личности старшеклассника / А.Д. Андреева [и др.] / Под ред. И.В. Дубровиной; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 169 с.

  16. Яремчук С.В., Бакина А.В., Ситяева С.М. Особенности жизненного мира юношей и девушек разных возрастных периодов // Российский психологический журнал. 2021. Том 18. № 1. С. 34–46. DOI:10.21702/rpj.2021.1.3

  17. Abric J.-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / In K. Deaux (eds.). Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P. 42–47.

  18. Foster J. Unification and differentiation: a study of the social representations of mental illness// Papers on Social Representations. 2001. Vol. 10. pp. 1–18.

  19. The Cambridge Handbook of Social Representations / In G. Sammut (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 498 p.

  20. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Vol. XLV. No. 405. P. 203–209.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика