Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8842Новости 1763Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
 

ГИПП представила итоги шестой волны мониторинга российского рынка печатных СМИ

09.12.2010

158

На форуме «Издательский бизнес / Publishing Expo 2010» были представлены результаты мониторинга российского рынка печатных СМИ за период январь-ноябрь 2010 года. Это уже шестая волна мониторинга, первая была проведена ГИПП в ноябре 2008 года, вторая – в марте 2009 года, третья – в июне 2009 года, четвертая – в ноябре 2009 года, пятая – в апреле 2010 года. По их итогам были сформулированы антикризисные предложения индустрии.

Этот уникальный отраслевой опрос стал возможен благодаря работе Национального координационного совета прессы (НКСП) и участию ведущих компаний российского медиарынка.

Цель настоящего опроса – проследить, как изменилась ситуация на рынке в 2010 году, и предоставить прогнозы экспертов на 2011 год для российской индустрии печатных СМИ.

Опрос проводился по разработанной анкете, разосланной членам правления ГИПП, руководителям отраслевых ассоциаций – членов НКСП, по ведущим предприятиям и экспертам отрасли.

Мониторинг представила исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова, остановившись сначала на кратких итогах по отрасли на начало 2010 года.

2009 год оказался, наверное, самым сложным в истории современных российских печатных СМИ. Это и падение рекламных поступлений на 42% (данные АКАР), по крупнейшим издателям – на 15-22%, и перераспределение и сокращение читательского спроса, особенно на дорогие издания, потеря качества и объема ряда изданий, особенно в регионах.

Закрылся ряд проектов, выросли цены на услуги дистрибуции, связанные, в том числе, и с реформой ЕНВД, подорожали кредиты, появилась тенденция к возврату к нецивилизованным методам на рынке: откатам, демпингу, применению «серых» схем…

В то же время есть и положительные моменты кризиса, главный из которых — оздоровление рынка: «Хоть мы и наблюдали небольшое сокращение количества изданий, но, на мой взгляд, было бы не плохо, чтобы кризис подержался еще годик и рынок еще немного “почистился” — тогда всем бы стало “дышать” проще. Тем не менее, все устойчивые участники рынка сохранили бизнес — закрытия сильных и перспективных брендов и не произошло».

Кризис заставил издателей сильно сократить издержки, в первую очередь были оптимизировали расходы.

«Как директор ГИПП, могу сказать, что издатели стали более консолидированы, активнее в решении общих задач и проблем, в том числе и с партнерами – дистрибьюторами и полиграфистами», – указала Юлия Казакова, дополнительно отметив появление на рынке очень жесткой конкуренции и между издателями (за читателей и рекламодателей), и между полиграфистами (за издателей, своих клиентов).

Если говорить про 2010 года, в целом по предварительным итогам можно отметить как негативные, так и позитивные тенденции.

Позитивно то, что можно говорить о постепенном восстановлении рынка печатных СМИ. В первую очередь, это рост рекламного рынка, который происходит даже быстрее самых смелых прогнозов прошлого года. А рост газетного сегмента за первые три квартала этого года превысил 20% – это самый высокий показатель среди традиционных СМИ. Активно растут телегиды и издания «о звездах», в журнальном сегменте рост в целом составил примерно 5-8%. В отрицательной динамике пока находятся рекламно-информационные издания.

Следствие роста рекламного рынка и объемов изданий – рост объемов полиграфических услуг. Временное решение о снижении на период 2010 года пошлин на мелованные бумаги способствовало тому, что многие журнальные бренды вернулись печататься в Россию, и рынок полиграфии начал показывать осторожный рост.

Если брать только финансовые показатели, рынок в целом за 2010 год вырос в среднем на 10% (при этом газетная полиграфия — на 17%, журнальная — на 8%).

Скорее всего, в 2011 году сохранится еще одна тенденция – рост расходов со стороны издателей, что диктуется жесткой конкуренцией на рынке. В первую очередь это расходы на разработку и развитие новых продуктов, маркетинг, обучение, внедрение новых технологий. Следует отметить резкий рост новых цифровых проектов издателей в интернете и в мобильной сфере – для iPhone, iPad и пр.

В посткризисный период, наконец, оживился и рынок вакансий в медиаотрасли, особенно по дефицитным направлениям, связанным с рынком новых медиа.

Негативных моментов тоже немало. В течение 2010 года прошел плавный рост цен на прессу, примерно на 10%. Этот показатель не сравнить с прошлогодним, тем не менее, цены продолжают расти.

Второй устойчивый тренд — сокращение доли прессы в оборотах розницы. По-прежнему прослеживается тенденция замещения и перераспределения спроса по тематикам и цене. Это выражается в первую очередь в смещении спроса в пользу более дешевых изданий, росте спроса на издания с оперативной информацией (деловые, информационно-аналитические, рекламно-информационные), росте интереса к изданиям с практической информацией – садоводство, семья, воспитание детей, экономия бюджета, трудоустройство и пр. Есть некоторый рост интереса на развлекательную периодику – ТВ-гиды, кроссворды, кулинария, спорт, пр. Одновременно наблюдается спад спроса на глянцевые, рекламные и дорогие издания, журналы о стиле жизни и моде.

Из дорогих изданий пользуются популярностью патворки, книжные и другие коллекции издательских домов, но этот показатель  одинаков не во всех регионах.

Особое внимание в мониторинге уделено теме рынка подписки и тенденции к регулярному сокращению совокупного подписного тиража. Отрасль заручилась поддержкой правительства о продлении до 2012 года компенсаций Почте расходов на “последнюю милю”, и в этом вопросе находится в зоне сильного риска. Если в какой-то момент государство решит сократить данную статью расходов, подписка в стране рухнет: «Здесь наша позиция четкая: это не дотации Почте или издателям, это — доплата государства подписчикам, для которых нынешняя себестоимость услуг почты слишком велика. С нашей точки зрения Почта должна использовать получаемые дотации для сокращения себестоимости своих услуг с целью постепенного выхода на нормальные рыночные цены. Чего пока, к сожалению, не происходит», – говорит Юлия Казакова. На фоне роста тарифов ГЦМПП в начале 2010 года и ожидаемого роста в 2011 году примерно еще на 10-20% положение рынка подписки и доставки розничных тиражей выглядит неустойчиво.

Отдельная негативная тенденция — рост цен на бумагу. За 2010 год цены на отечественную газетную бумагу выросли примерно на 10%, на мелованную бумагу рост составил 6-8% со второй половины года. Динамика роста стоимости мелованной бумаги, как и услуг журнальной полиграфии, зависит от продления 5%-й ввозной таможенной пошлины и решения ФТС по взиманию пошлин. Прогноз на 2011 – рост по газетной бумаге 10-15%.

Юлия Казакова: «На мой взгляд, поведение российских производителей газетной бумаги — просто сговор. Отечественные производители газетной бумаги работают сегодня в очень благоприятных экономических условиях: они имеют нулевую ставку пошлины на экспорт и “заградительную” пошлину на ввоз импортных бумаг. Поэтому на внутреннем рынке конкурентов у них нет, что дает возможность договариваться между собой о повышении цен. В случае, если не работают рыночные механизмы регулирования цен, а индустрия не может повлиять на своих партнеров, то государство, которое дотирует отечественных производителей бумаги, должно поддержать и других отечественных производителей — издателей и полиграфистов, регулируя и контролируя изменение цен».

На рынке полиграфии за 2010 год глобальных изменений вроде открытия и закрытия ролевых типографий, не произошло: имеющиеся мощности по-прежнему в целом превышают спрос и серьезно недозагружены, в кризис выжили лидеры. Наблюдается серьезный рост конкуренции, демпинг в борьбе за клиентов – предложение лучших условий, прямой выход на клиентов, скидки. Журнальная полиграфия показывает рост из-за начавшегося возврата в Россию заказов на печать На общую ситуацию с полиграфией также повлияло решение ФТС по взиманию пошлин, что сразу привело к росту стоимости заказа, и в дальнейшем, если ситуация не изменится, может усилить позицию зарубежных типографий.

В целом, по словам Юлии Казаковой, прогноз на 2011 год для отрасли печатных СМИ скорее позитивный, особенно с точки зрения роста рынка рекламы и освоения новых цифровых возможностей. Ведь не за горами — выборный 2012 год с дополнительными рекламными бюджетами.

Но помимо этого для издательского рынка существует и ряд рисков:

  1. Очевидно, начало 2011 года будет связано с повышением тарифов госмонополий (в первую очередь — на электричество), что, конечно же, определенным образом скажется на расходах всех предприятий.
  2. Рост цен на бумагу – как газетную, так и мелованную.
  3. Рост цен на прессу, причем не только за счет внешних факторов, но и за счет внутренних (рост страховых взносов для дистрибуторов).
  4. Продолжение стагнации рынка подписки
  5. Рост тарифов ГЦМПП.
  6. Рост стоимости печати (который будет зависеть от разрешения ситуации вокруг Флорентийского соглашения и продления снижения пошлин на мелованную бумагу).

Кризисы, подобные тому, с которым столкнулась в 2009 году отрасль печатных СМИ, требуют инновационного мышления, быстрой реакции и готовности рисковать.

На данный момент кризис модели издательского бизнеса продолжается. Издатели, чтобы выжить, активно ищут новые источники дохода.

Следующий мониторинг будет представлен ГИПП в 1-м квартале 2011 года.

(Загрузить PDF-отчет)


Источник: Журнал «Научная периодика: проблемы и решения»


 
Подкаст PsyJournals Live

Подкаст о научных исследованиях, репортажах о мероприятиях, лекциях и книжных новинках

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика