Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
 

Информационные компетенции будущего

29.05.2013

292

Характерной проблемой современного мира является широкое распространение новых, неизвестных предыдущим поколениям инструментов и средств, которые способствуют налаживанию общения, сотрудничества и торговли на расстоянии, распространению литературных трудов, идей, взглядов и мнений, а также их оценки и комментариев к ним. Навыки, необходимые для эффективного использования этого инструментария, не приобретаются в достаточной мере в процессе обучения и не передаются детям от их родителей, которым часто оказывается труднее выйти на уровень быстро развивающихся технологий.

В то же время, трудно переоценить роль информационной и медиакомпетентности в любой сфере современного мира, будь то частная жизнь, профессиональная или общественная деятельность.

Всем кто занимается формированием информационных компетенций (педагогам, специалистам в области медиаобразования и библиотечно-информационных наук, а также руководителям и экспертам органов управления в сфере культуры, науки и образования, родителям) рекомендую познакомиться с изданием «Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности», переведенным и изданным Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества.

В издании представлены ключевые навыки компетентного использования информации во всех ее формах, объединенные в рамках всеобъемлющего и системного подхода к концепции медиа- и информационной грамотности. В нем охватываются все возрастные группы, которые относятся к одной из двух категорий – формальному образованию и обучению на протяжении всей жизни.

Минимальный уровень навыков предполагает лишь ограниченное участие в информационном обществе за счет использования СМИ. Оптимальный уровень означает, что человек уже способен активно участвовать в создании медиасреды. Уровень навыков, который характеризуется как высокий, предполагает способность вызывать социальные изменения посредством СМИ, привлекать к участию других пользователей, делиться знаниями с другими пользователями и консультировать их.

Для обязательного образования уровень навыков определяется в соответствии с шестью различным ступенями обучения: дошкольное обучение, начальная школа (здесь выделяются две группы: с 1-го по 3-й класс и с 4-го по 6-й класс), средняя школа, старшая школа и университет. Учитывая, что для обучения взрослых разделение на возрастные группы не должно иметь принципиального значения, были выделены 3 ступени с учетом имеющихся навыков: минимальный уровень, оптимальный и высокий.

Навыки условно разделены на 8 тематических категорий:
1) использование информации,
2) отношения в медиасреде,
3) язык медиа,
4) творческое использование медиасредств,
5) этика и ценности в информационной и медийной среде,
6) безопасность в информационной и медийной среде,
7) право в информационной и медийной среде,
8) экономические аспекты медиа. 

В разработке каталога навыков за основу были взяты рекомендации Европейской комиссии, приведенные в документе «А European approach to media literacy in the digital environment». Уверен, что издание станет полезным инструментом, который сделает возможным создание набора разнообразных учебных материалов для различных этапов обучения медиа- и информационной грамотности и обучения на протяжении всей жизни.

Источник: http://ideafor.info/?p=8482


 
Подкаст PsyJournals Live

Подкаст о научных исследованиях, репортажах о мероприятиях, лекциях и книжных новинках

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика