Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1761Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
 

За последние десять лет значительно упали моральные ценности, возросла склонность ко лжи

10.07.2008

170

"Жить не по лжи" призывал всех жителей Земли классик. Увы, те не вняли: с тех пор как были написаны эти слова, обманщиков в мире стало не меньше, а больше. Только за последние десять лет их количество существенно возросло. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной компании GfK Custom Research, которая провела опросы в 19 странах, включая Россию. Статья об этом опубликована в свежем номере "РБК daily".

Больше половины опрошенных убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том числе при уплате налогов. Чаще всего на это жалуются в Греции, Венгрии и Турции (до 74%), несколько реже - в Германии, Италии, Португалии, Румынии.

Интересно, что в других областях жизни дела обстоят несколько лучше. Жители европейских стран сообщали социологам, что в любви и в учебе их сограждане обманывают не так часто, как при деловых контактах. А вот для американцев, похоже, никакой разницы нет, и обмануть друга или любимого человека (судя по результатам опроса) для них так же легко, как и партнера по бизнесу.

Не удивительно, что североамериканские СМИ полны сообщений об аферах. "Америка переживает сильный кризис духовности, - сказал корреспонденту директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - Американцы чувствуют, что их общество построено не так, как это нужно для будущего. Поэтому закономерна популярность Барака Обамы с лозунгами "Америке нужны перемены".

В России своя специфика. Системная работа налоговых органов и показательные "порки" неплательщиков в казну сделали свое дело, и лишь 39% россиян (против 53% в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов сейчас встречается чаще, чем десятилетие назад. Что же касается личных отношений, то на большое количество обманов со стороны людей в этой области жалуются только 25% россиян (против 36% опрошенных в Восточной Европе).

Впрочем, не стоит делать поспешных выводов, утверждая, что наши сограждане однозначно честнее жителей стран Запада. "В России значительную часть общества гложет бедность, - отмечает Евгений Гонтмахер. - Люди пока озадачены удовлетворением первичных потребностей". Наверное, именно по этой причине 62% россиян указали на мошенничество, происходящее в сфере бизнеса.

"Люди стали обманывать друг друга чаще, потому что социум становится все более свободным. Само общество снимает с себя моральные ограничения, меняет нравственные ценности, по-другому относится к нормам поведения. Сам социальный образ становится другим. В бизнесе люди оправдывают себя тем, что они не выживут, если не будут врать", - сказала корреспонденту "Yтра" Анна Карташова, практикующий психолог, руководитель психологического центра "На Волхонке".

"Радикальные нравственные перемены сделали сознание россиян очень неустойчивым, - комментирует результаты исследования глава Социологического центра Российской академии государственной службы Владимир Бойков. - Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение проблем".

Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом обществе, отмечает также эксперт. "Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами человека, - говорит Бойков. - Врачи, учителя, которые должны быть средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами".


Источник: Утро.ru


 
Подкаст PsyJournals Live

Подкаст о научных исследованиях, репортажах о мероприятиях, лекциях и книжных новинках

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика