Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8774Новости 1748Ключевые слова 21447 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

Сборник статей

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы 2144

Заржицкая О.А.
старший преподаватель кафедры психологии БрГУ им. А.С.Пушкина, г. Брест, Беларусь; соискатель кафедры прикладной психологии Белорусского государственного университета им. М.Танка., Беларусь
e-mail: zarzhyckaya@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена выделению оснований для анализа проблемы телесности в социальной психологии. Автор опирается на положения философского, социокультурного, социоло-гического подходов.

Рубрика: Теоретические проблемы психологии телесности

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема человеческого тела как одного из средств социальной коммуникации и орудия социального воздействия была актуальной на всех культурно-исторических этапах развития человеческого опыта. Тем не менее, особое значение данная проблема имеет сегодня. Так, В.М. Розин отмечает, что в современном мире наблюдается всплеск интенсивного развития телесно ориентированных социальных практик (особых техник строительства тела – бодибилдинг, натуропатическое питание; возрождение танцевальной и физической культуры, увлечение восточными практиками тела, гимнастики, смены пола, попытки достижения бессмертия – креоника и т.д.). «Проблемность» телесности связывается именно с массовостью и экономической выгодностью указанных практик, с одной стороны, и трудностей с концептуализацией тела в современной науке, с другой стороны. «Телесный канон» (телесный идеал) конца ХХ – начала ХХI в. оказался тесно связан с особенностями постиндустриального общества. Среди таких особенностей Ю. Г. Фролова выделяет расширение сферы обслуживания и средств массовой коммуникации в структуре современной экономики, ориентации личности на удовлетворение желаний, развлечение, получение удовольствия и формирование потребительской культуры в качестве основы личностной культуры; укрепление влияния политических и религиозных движений, уделяющих особое внимание проблеме тела, изменение отношения к браку, расширением и усилением влияния медицины (особенно косметической) во всех социальных сферах. Как указывает А.С. Панарин, в эпоху постмодернизма именно человеческая телесность, а не особое происхождение, в силу расширения и увеличения стоимости сферы услуг и появления огромного количества специалистов ее «конструирования» (врачи, массажисты, тренеры, диетологи, пластические хирурги, косметологи, парикмахеры, визажисты, модельеры, дизайнеры и т.д.) определяет привилегированное положение человека в современном обществе. В производство «привилегированной телесности», вопреки заявлениям о ее «естественности», занимается целые социально-экономические структуры и институты (массажисты, визажисты, стилисты). В современном мире «тело» человека стало мощной метафорой элитарной потребительской культуры. Как отмечает Фезерстоун М., в современной консумеристской культуре коммерционализируемое тело становится центральным в построении смысла идентичности личности. Б. Тернер предлагает современное западное общество определять как «соматическое» - озабоченное вопросами телесной репрезентации, основные социальные проблемы которых выражаются уже посредством телесных практик. Как утверждает Б. Тернер, «сегодня мы должны быть привлекательными, чтобы быть социально приемлемыми».

comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика