Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-122-5

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2008

 

Тест «автопортрет - телесное состояние». Результаты психодиагностики в неврологическом отделении детской больницы

Милковская Н.А.
педагог-психолог высшей квалификационной категории, лаборатория клинической психологии и психологического консультирования факультета психологии БГПУ имени Максима Танка
e-mail: uliad94@tut.by

Полный текст

Тест «Автопортрет - телесное состояние», используемый нами в работе с больными детьми как дополнительное средство целостной оценки функционального состояния человека в рамках деятельного подхода, раскрывает сенситивный мир человека, отражает  впечатления  рисующего о своем теле, проявляя как психических, так и соматических дисфункции, помогает дополнить  «психофизический» портрет индивидуальности [1].

Перед началом рисования предлагается прочувствовать характер телесных ощущений, вспомнить наиболее частые и типичные комфортные и дискомфортные проявления в разных частях тела и попытаться изобразить его на бумаге при помощи простого карандаша. Достоверность диагностики телесных проявлений в рисунке подтверждается реальными ощущениями ребенка, чувством дис­комфорта, напряжения, а часто боли в различных частях тела, о которых он рассказывает психотерапевту.  Рисуночный тест «Автопортрет - телесное состояние», наиболее полно описанный отечественным психологом В. Никитиным [1], относится к так называемым проективным методикам, раскрывающим вне контроля сознания внутренний план личности, его структуру самосознания и коррелирует с популярны­ми у  психологов тестами К. Маховер «Нарисуй человека» (Machover, 1949), «Ав­топортрет» в интерпрета­циях Р. Бернса (Торрей, 1990) и Г. Рида (Романова, Потемкина, 1991). Качество диагностики зависит, на наш взгляд, не столько от умения респондентов рисовать, а от опыта психотерапевта наблюдать и чувствовать индивидуальность и умело вести клиническую беседу.

Среди рассматриваемых нами особенностей рисунка выделялись классические параметры: изображение фигуры (полное или частичное),  размеры фигуры, ее расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигуры, изоб­ражение или отсутствие одежды, наличие фона. Специальное внимание обращалось на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорции, штриховку, количество и распределение деталей, исправления и другие особенности стиля. Учитывалось также место, отводимое в рисунках каждой из основных частей тела [2].

Исследование проводилось в психоневрологическом отделении 2-ой детской клинической больницы города Минска Республики Беларусь. Участвовали в нем дети в возрасте от 10 до 15 лет с различными диагнозами:

*F – 0-0,9; 70-79 – 9 больных детей с органическими заболеваниями;

*F – 10-39; 60-69; 80-89;  90-99 – самая многочисленная группа детей с личностным развитием по психопатическому типу – 29 человек;

*F – 40-59 — 11 детей с заболеваниями невротического типа [3].

Всего 49 человек. Мальчиков – 28 человек, девочек – 21 человек.

Естественно, в исследуемой группе были больные с комбинированными диагнозами: например, невротическое развитие личности на органическом фоне или расстройства поведения и сердечно-сосудистые, нефрологические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Прежде всего, мы обратили внимание на тот факт, что дети психоневрологического отделения в большинстве своем отказывались от рисования, проявляя нервозность и аффективную реакцию. Безусловно, недоразвитость мелкой моторики, художественного креативного мышления, способности к пространственной ориентации ограничивает изобразительные возможности, снижает качество рисунка [1], но так же большое значение имеет отношение к себе, и оценка любой собственной деятельности и ее результатов. Снижение самооценки до критического уровня (неприятие себя) характерно для больных детей данного отделения, что подтверждалось результатами методики исследования качества жизни.

Анализ результатов тестового рисунка «Автопортрет - телесное состояние» в исследуемой группе  (49 человек) позволил нам выделить ряд наиболее важных критериев для описания и создания психоло­гического портрета больного ребенка психоневрологического отделения.

Рисунки всех участвующих в исследовании мальчиков не отвечали возрастным нормам, более трети респондентов изобразили только голову. Из 28 рисунков 5 нарисовали туловище, руки, ноги. Нарисованные полностью фигуры смещены из центра листа вниз. Рисунки схематичны, фигуры наклонены влево или вправо, руки и ноги разногой величины. Видимые фиксации на ушах (отсутствуют вообще или большие), глазах (пустые либо зачерненные глазницы), губах (клоунские рты). Рисующими явно игнорировались конечности (стопы ног, кисти и паль­цы рук); фигуры изображались статичными, тяжелыми в однообразной позиции анфас, с укороченным туловищем либо с туловищем в виде «палочного человечка»; в рисунках подростков отсутствовали эмо­циональные проявления и чувства. На рисунках, где изображена только голова, лицо прорисовано схематично, фиксации на чертах лица идентичны ранее описанным. Пять рисунков являются шаржами.

Из 21 рисунка девочек половина нарисовала себя с туловищем, другая половина участвующих в исследовании подростков изобразила только лицо (пять человек) или лицо, шею и плечи (пять человек). Лица прорисованы более старательно, чем у мальчиков (глаза, губы более выразительны). Тщательнее нарисована одежда. Только на одном рисунке девочки изображены уши. Фигура также статична, анфас, пластика тела отсутствует, стопы и кисти рук отсутствуют или руки спрятаны за спину. Изображения не уравновешены, пропорции и размеры не соблюдены. Один рисунок является шаржем.

Если бы не подписи на рисунках (большинство подростков отказывались подписать рисунок, за них это делал психолог; из 49 рисунков только два рисунка девочек подписаны самостоятельно), то трудно было бы различать рисунки по половому признаку, настолько они внеличностны и не отображают внутренний мир подростков.

5 рисунков из 49 изображают человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты, больничной палаты.

Анализ рисуночного теста «Автопортрет - телесное состояние» дал психологам дополнительную возможность распознать психические и физические дисфункции у больных детей и использовать результаты по данному тесту для стабилизации эмоционального состояния, поиска ресурсных возможностей, которые практически у всех детей были крайне слабы или недостаточно ими использовались.

Проанализировав рисунки, сравнив результаты рисуночного теста с опросниками, проведя клинические беседы, психологи приблизились к пониманию психологической сущности больных детей, взаимосвя­зи их психических и телесных проявлений. Увеличивались коррекционные возможности, в ходе которых широко использовались игровая, механо и танцевальная терапия. Результаты поразительны! Несколько занятий в стихийных малых группах (два раза в неделю) сняли некоторые навязчивости, раздражение, вялость, страхи, напряжения в теле, способствовали более полному осознанию подростками себя.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М., 2000.
  2. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы психологической диагностики. М., 1992.
  3. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (МКБ – 10).  М., 2003.
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика