Все системы художественно-эстетического воспитания (ХЭВ) можно классифицировать в рамках трех подходов: природосообразного, культурологического и синергетического.
Природосообразный подход рассчитан на раннее развитие у ребенка сенсорной сферы и обучение детей искусству. Б. Т. Лихачев относит такое обучение искусству к утилитарно-прагматической концепции, которая не является необходимой. К этому направлению можно отнести также концепцию «материнской любви» Ш. Судзуки, в которой, исходя из идеи природного развития, разработан метод материнской любви. Близка по духу концепция Вальдорфской школы Р. Штайнера, в которой предлагается эвритмия – особый вид искусства переживания чувств с помощью музыки и движения, способ раскрытия и развития психоэмоциональной сферы детей.
Культурологический подход особенно эффективен в странах, имеющих национальные традиции, когда искусство является неотъемлемой частью жизни ребенка, то есть его ближней зоной развитии («искусство в жизни»).
Синергетический подход. «Жизнь – в искусство». Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» говорит о единой системе эстетического воспитания (ЭВ). В его системе можно заметить совмещение философских подходов (расширение эстетического и использование для достижения цели активных механизмов: развитие эмоциональной сферы и образного мышления).
В данной работе рассматривается направленность современных образовательных программ и предлагается поуровневое развитие эстетического у детей в новой парадигме – «культура как внутренняя потребность ребенка».
Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей
действительности и имеет дело с ее разными сторонами – с природой, обществом,
человеком и его деятельностью в самых различных жизненный областях, включая
производственную. Люди эстетически оценивают цветы, величественные здания,
устремленные ввысь храмы, предметы техники – компьютеры, автомобили и т. д.
Литература
Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие
младших школьников в учебной деятельности / И. Л. Вахнянская. – М.: МОПО РФ,
1999. – 126 с.
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н. А.
Ветлугина. – М.: АСТ, 2010. – 112 с.
Волошкина, М. И. Современные программы для дошкольных
образовательных учреждений М. С. Волошкина // Начальнаяшкола. – 2000. – № 1. –
С. 13-20.
Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и
содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии / Ред. Е. В.
Щедрина. – 2003. – № 2 март-апрель 2003. – с. 42-50.
Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. – В кн.:
Вопросы эстетики / Э. В. Ильинков – М.: Искусство. – вып. 6.– С.46-92.
Киященко Н. И. (отв. ред.) /Н. И. Киященко // Современные
концепции эстетического воспитания (теория и практика) – М.: ИФ РАН, 1998. –
302 с.
Кудрявцев, В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии
/ В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 2006.– № 5. – С. 113-125. Научная
библиотека диссертаций и авторефератов. – Электронный ресурс. Режим доступа
disserCat
http://www.dissercat.com/content/infolingvisticheskaya-sistema-razvitiya-intellektualno-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashcheis#ixzz47n5wCsRK
Кузьмина, Р. И. Развитие склонностей дошкольников как
показатель эффективности обучения /Р. И. Кузьмина, А. В.Сидорова, И. Е.Кузьмин,
Л. И. Иванова, И. Б. Рычкова. – Электронный ресурс. – Режим доступа.
http://edu.znate.ru/ docs/index-3020498-22.html
Кузьмина, Р. И. Педагогические задачи в контексте
эстетического воспитания одаренной личности / Р. И. Кузьмина, И. Е. Кузьмин //
Проблемы сучастноi педагогичноi освiти. – Киiв: Педагогiчна пресса,
2002.–
Кузьмина Р.И. Современное состояние проблемы одаренности
/Р. И. Кузьмина // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Сер.: Педагогіка і
психологія. – Ялта, РВВ КГУ, 2012. –Вип.35.Ч. 2.– С. 53-64.
Кузьмина Р. И. Художественно-эстетическое воспитание как
фактор актуализации одаренности в начальной школе /Р. И. Кузьмина // Вестник
современной науки, 2015. № 7. – 37-39.
Лосев А. Ф. История эстетических категорий /А. Ф. Лосев,
В. П. Шестаков.– 1965. – 374 с. – Электронный ресурс. Режим доступа.
http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/213914-losev-af-shestakov-vp-istoriya-esteticheskih-kategoriy.html
Международный форум. «Человек, семья и общество: история и
перспективы развития ». Ноябрь 26 – 28, 2012, г. Красноярск, КГПУ им. В. П.
Астафьева.
Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к
искусству.– ЭБС: Бином, Лаборатория знаний, 2012.
Мелик-Пашаев А. А. Психология одаренности: художественная
одаренность / А. А. Мелик-Пашаев. – М.: МИОО, 2005. – 128 с. – [Электронный
ресурс]. Режим доступа:lib.mgppu.ru/opacunicode/index..
Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М.:
Просвещение. 1987. – 253 с.
Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. –
М.: Издательство УРАО, 2000.– 192 с.
Неменский, Б. М. Методические пути осуществления программы
«Изобразительное искусство», «Художественный труд»: Материалы к 12
научно-практическому семинару «Мастерская Б. М. Неменского».
Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова.НИИ
дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика 1988. – 173 с.
Пуртова Т. В. Обучение общению детей дошкольного возраста:
Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 152 с.
Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной
школе / Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
Суходольская-Кулешова, Л. В. Эстетическая культура
будущего учителя / Л. В. Суходольская-Кулешова// Педагогика. – 2003. – № 7. –
С. 83.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
в ДОУ: Обзор современных образовательных программ дошкольного воспитания //
Учебно-методическая презентация. Опубликовал wikikurgan.orbitel.ru
09.06.2013.
Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника /Е. А.
Флерина.– М., 1961.
Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание в семье /Е. А.
Флерина. – М., 1963.
Эстетическое воспитаниедетей посредством живописи
bibliofond.ru/view.aspx?id=500102 эстетическое воспитание детей посредством
живописи. – Электронный ресурс. Режим доступа http://socialforum.kspu.ru/index.
php?Itemid=1&id=70&option=com_content&view=article
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами
искусства / Под ред. Р. И. Капустиной. – Шадринск, 1999. – 134 с.
Юркевич, В. С.Психологическая наука и образование /В. С.
Юркевич // Одаренные дети и интеллектуально- творческий потенциал общества. –
2009. – № 4. – С. 74-86.– [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://go.mail.ru/
search?q=psyjournals.ru%2Fpsyedu%2F2009%2Fn4%2F.
Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности
как цель образования / Е. Л. Яковлева // Мир психологии. – 1996. N 2. – С.
145–151. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Научная библиотека диссертаций
и авторефератов disserCat
http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.