Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы 2019. Том. 31, № 1. С. 24–31
ISSN:
1993-8101
Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма 410
Петренко В.Ф. доктор психологических наук, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: victor-ptrenko@mail.ru
Дедюкина Е.А. магистрант факультета психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова e-mail: yourdream013@mail.ru
На материале художественного фильма буддийской тематики исследуется глубина его понимания студенческой аудиторией, выделяется система личностных конструктов (Дж. Келли) восприятия картины и анализируются личностные смыслы, возникшие у зрителей. Статья имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, в ней пересекаются интересы психологии искусства и религии, семиотики кино, этики.
Современная историческая динамика обусловливает
социокультурные трансформации, изменяющие характеристики нашей цивилизации.
Научно-техническая революция, развитие компьютерных технологий и Интернета
привели к превращению общества в информационное, в котором доминирующая роль
принадлежит средствам массовой коммуникации (СМК).
Литература
Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне
эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001. 200
с.
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.:
Прометей, 1994. 352 с.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:
Художественная литература, 1972. 470 с.
Бергсон А. Творческая эволюция/пер с фр. В. А. Флеровой.
М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. 384 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс,
1998. 480 с.
Горшкова В. В., Мельникова А. А. Педагогический потенциал
русского языка // Педагогика. 2014. № 10. С. 35–39.
Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в
проблемном поле современного социума. СПб.: Из-во СПбГУП, 2019. 302 с.
Грачева А. М., Нистратов А. А., Петренко В. Ф. и др.
Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения
киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123–131.
Грязева-Добшинская В. Г. Современное искусство и личность:
гармонии и катастрофы. М.: Академический проект, 2002. 402 с.
Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов.
СПб.: Речь, 2000. 249 с.
Круглянская Л. Я., Мельникова А. А. Взаимосвязь оснований
русской культуры и гендерных архетипов в контексте цивилизационной динамики //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 2–2. С.
131–133.
Кулка И. Психология искусства. М.: Гуманитарный центр,
2014. 560 с.
Куц В. А., Мельникова А. А. Глубинные основания русской
культуры как база ее иммунитета // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т.
1, № 3. С. 220–224.
Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические
произведения. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Из-во
Московского университета, 1997. 111 с.
Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство‑СПБ, 2002. 768
с.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство‑СПБ, 2000. 704
с.
Мельникова А. А. Культуролого-лингвистический аспект
образовательной стратегии // Almamater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С.
70–72.
Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и
синтаксис языка // Человек. 2009. № 2. С. 137–142.
Мельникова А. А. Язык и социально-культурная реальность //
Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы VI Межвузовской
научно-практической конференции, 18 марта 2011. СПб.: Из-во СПбГУП, 2011. С.
72–73.
Нуттунен Е. А., Мельникова А. А. Формирование
патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в
условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. 2016. № 6. С.
193–200.
Петренко В. Ф., Алиева Л. А., Шеин С. А.
Психосемантические методы исследования оценки и понимания кино-произведения //
Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1982. № 2. С.
13–21.
Петренко B. Ф., Кучеренко В. В., Вяльба А. П.
Психосемантика измененных состояний сознания // Психологический журнал. 2006.
Т. 27, № 5. С. 16–27.
Петренко В. Ф., Сапсолева О. Н. Психосемантический анализ
художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии. 2005. № 1.
С. 56–3.
Петренко В. Ф., Дедюкина Е. А. Психосемантический анализ
художественного фильма «Иду на грозу». Памяти Д. Гранина // Вестник Российской
академии наук. 2017. Т. 87, № 12. С. 1139–143.
Психология конфликта. Компендиум кейсов / под ред. Т. И.
Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. 116 с.
Плескачевская А. А. Феномен детства: семиотический аспект
социально-философского анализа: автореф. дис. … канд. филос. наук /
Санкт-Петербургский гос. ун-т. Санкт-Петербург, 1997. 22 с.
Семиотика и искусствометрия: сб. ст. / под ред. Ю. М.
Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. 368 с.
Смолина Т. Л., Мельникова А. А. Психология
кросс-культурной адаптации. СПб.: Скифия. 2017. 303 с.
Собкин В. С., Нистратов А. А., Грачева А. М. Персонажи
фильма в пространстве социальных стереотипов // Вестник Московского
университета. Сер. 14, Психология. 1989. № 1. С. 38–4.
Торчинов В. Н. Введение в буддизм. СПб.: Амфора, 2005. 432
с.
Smolina T. L., Melnikova A. A. How Russians view
themselves: Psychological study of national auto-stereotypes. Psikhologiya i
psikhotekhnika —Psychology and Psychotechnics, 2017, (4), pp. 15–2.