Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Издатель: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

ISSN: 1993-8101

Издается с 2001 по 2020 год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модель формирования социальной компетентности выпускников интернатных учреждений 6

Зражевская Е.Р.
специалист по социальной работе с молодежью, Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: zrazhevskaya96@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается процесс подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Выделено и проанализировано понятие «социальная компетентность выпускников интернатных учреждений». Представлен анализ моделей социальной работы с выпускниками интернатных учреждений. Рассматриваются результаты исследования, направленного на выявление уровня социальной компетентности выпускников. Представлен анализ проведённого анкетирования с выпускниками и экспертного интервью со специалистами учреждений социального обслуживания населения. Экспертное интервью проанализировано по двум выделенным направлениям: изучение деятельности и экспертное мнение специалистов по процессу подготовки выпускников к самостоятельной жизни. В исследовании приняли участие 26 человек, из которых 20 — выпускники, 6 — специалисты, оказывающие социальные услуги выпускникам. На основании проведённого исследования предложена модель формирования и развития социальных компетентностей выпускников интернатных учреждений. Показано, что модель формирования и развития социальной компетентности выпускников интернатных учреждений опирается на модель социального интереса А. Адлера, а также на ролевую модель Я. Морено. Модель формирования и развития социальной компетентности выпускников интернатных учреждений ориентирована на формирование социального опыта и развитие социального интереса выпускника интернатного учреждения, а также на развитие коммуникативного потенциала и формирование представлений о себе и других. Реализация данной модели включает в себя работу по двум блокам: социально-психологическому и социально-средовому. Ожидаемые результаты реализации модели: развитые коммуникативные навыки, расширение представлений о себе, способность брать ответственность за свои решения, умение выстраивать прочные межличностные связи, выходить из конфликта, повышение мотивации выпускников интернатных учреждений обращаться за помощью к специалистам, формирование представлений о функционировании различных социальных структур, развитый интерес к социально полезному досугу, повышение социального интереса и получение социального опыта.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Байбородова Л. В. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебное пособие для академического бакалавриата [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2019. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/444054 (дата обращения: 15.09.2020).
  2. Говорухина Г. В. и др. Социальная работа с проблемой клиента: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / под редакцией Л. Г. Гусляковой. 2‑е изд.,перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/446171 (дата обращения: 17.09.2020).
  3. Деева Е. В., Болдина М. А. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2018. № 1 (171). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-navykovsamostoyatelnoy-zhizni-u‑detey-sirot-i‑detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-kak (дата обращения: 13.09.2020).
  4. Доманина Н. Н. Опыт проектирования и реализации программы социализации детей-сирот в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Коррекционно-педагогическое образование, 2017. Т. 9. № 1. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29118817 (дата обращения: 27.09.2020).
  5. Иванов Ф. Е., Копейкина О. В. Дидактика исследования психологического состояния выпускников интернатных учреждений в процессе преодоления личностной беспомощности [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-issledovaniya-psihologicheskogo-sostoyaniya-vypusknikov-internatnyh-uchrezhdeniy-v‑protsessepreodoleniya-lichnostnoy (дата обращения: 24.09.2020).
  6. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. 228 с.
  7. Морозова И. В., Бегидова С. Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 2 (32). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnogo-opyta-v‑protsesse-vospitaniya-deteysirot-i‑detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 20.09.2020).
  8. Муравьёва Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsiokulturnoy-kompetentsiiv‑sovremennoy-nauke-i‑obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 20.09.2020).
  9. Приступа Е. Н. Теория социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум. 2‑е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450468 (дата обращения: 20.10.2020).
  10. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2019. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/438093 (дата обращения: 20.10.2020).
  11. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 445 с.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 2019. 608 с.
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика