Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9472Новости 1866Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Синдром Дауна XXI век

Издатель: НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

Издается с 2008 года

Периодичность: 2 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе 1601

Балдина Е.А.
учитель-логопед ДОУ № 288, г. Москва, Москва, Россия

Полный текст

На первый взгляд, логопед в инклюзивной группе ведет обыч­ную работу: проводит фронтальные, подгрупповые и индиви­дуальные занятия, консультирует родителей и воспитателей, ведет индивидуальные тетради детей и т. д. Но следует учи­тывать тот факт, что наряду с нормально развивающимися детьми в группе находятся дети с определенными особеннос­тями развития, такими как синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП и другие нарушения. Нашей задачей является включение этих детей во все этапы жизни группы, как в ре­жимные моменты, так и в занятия с воспитателями и специа­листами. Для этого мы должны строить занятия таким обра­зом, чтобы они были эффективны для детей, отстающих в интеллектуальном, двигательном, эмоциональном разви­тии. Если подробнее остановиться на воспитанниках с синд­ромом Дауна, можно сказать, что самое важное – это форми­рование мотивации и удержание интереса к занятию. Этот ребенок не будет «отсиживать» скучное занятие, руковод­ствуясь мотивацией «надо» или боясь неодобрения взросло­го, как это делает нормально развивающийся ребенок. Это значит, что мы должны любыми средствами вызвать интерес и желание включиться, быть активным участником занятия. Например, мы используем персонажей кукольного театра.

Вместо логопеда с детьми разговаривает яркий и веселый Петрушка или медвежонок с задорным, звонким голосом. Это включает первичный интерес. В начале занятия мы ра­зыгрываем небольшой кукольный спектакль, соответствую­щий определенной лексической теме. Этот спектакль интер­активен, мы задаем некий конфликт. Дети начинают спорить с персонажами, друг с другом, они становятся активными участниками процесса. Именно в эти минуты дети с синдро­мом Дауна обычно наиболее включены и заинтересованы. Самое главное – не растерять этот интерес.

Мы начинаем разговаривать с ними, давать определенные задания на грамматику, лексику, фонетику. Идет обычное на первый взгляд занятие с той лишь разницей, что, формули­руя вопрос, мы учитываем особенности некоторых детей. И если, показав картинку с синицей, у нормально развиваю­щегося ребенка мы спросим: «Кто это?», то у особого – «Это синица?» И даже утвердительный кивок головой для нас и для него будет успехом. Так же незаметно и плавно мы мо­жем привлекать детей к взаимопомощи, совместной деятель­ности («Поможем Пете»). Главное – ни на минуту не упускать особого ребенка из внимания, находить все новые приемы для удержания его здесь, вместе со всеми. Не стоит рассчи­тывать, что ребенок с синдромом Дауна будет продуктивен в течение всего занятия. Обычно в сентябре новички удержи­вают внимание от 3 до 5 минут, а к апрелю – маю некоторые сохраняют активность 15–20 минут, стремятся быть ведущими (главной куклой), рассаживают детей по стульчикам и т. д. Это свидетельствует о правильно выбранном подходе специ­алиста.

Также мы проводим занятия в мини-подгруппах. Для этого дети со схожими нарушениями объединяются в группы по 2–3 человека. Эти занятия состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, фонематичес­кие процессы, мелкую моторику. Организуем совместное творчество детей. Также мы понимаем, насколько важны для таких детей ритм, четкость и структурная организация движе­ний, поэтому значительное внимание уделяем логоритмичес­ким упражнениям.

Несколько раз в неделю (в зависимости от возраста) мы проводим индивидуальные занятия. Одни из них проходят классически (ребенок один на один с логопедом), а другие – во взаимодействии с нормально развивающимися детьми. Мы знаем, что особенностью людей с синдромом Дауна явля­ется гипотонус мышц, поэтому важную роль на индивидуаль­ных занятиях отводим стимулирующему массажу (ручному, вакуумному, роликовому и т. д.). Затрагиваем в основном об­ласти лица, шеи и рук. С неговорящими детьми уделяем больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподра­жаниям. С говорящими работаем также над импрессивной речью, четкостью, слоговой структурой слова, обогащением словаря. В старшей группе начинаем работу над письменной речью.

Особенно, на наш взгляд, интересна и эффективна рабо­та в инклюзивных мини-группах. Для этого мы объединяем ребенка с особенностями развития и 2–3 нормально разви­вающихся детей. Далее даем те же задания, которые запла­нированы на индивидуальное занятие, но все выполняется совместно. Зная, что одной из сильнейших сторон детей с синдромом Дауна является способность к подражанию, мы не можем не использовать это для повышения эффективнос­ти коррекционной работы. А сколько положительных эмоций доставляет детям взаимный массаж резиновыми «ежиками» или совместное выдувание мыльных пузырей, игра на губной гармошке и нанизывание разноцветных бусинок на леску! Мы уже говорили, что эмоциональный фон – едва ли не опреде­ляющий фактор в успешности нашей работы.

В результате у обычных детей мы развиваем чувство толе­рантности, готовность к взаимодействию и принятию. А осо­бому ребенку позволяем почувствовать себя активным участ­ником жизни. В этом, по нашему мнению, и заключается основная идея инклюзивного образования.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика