Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации

Бочарова Е.Е.
кандидат психологических наук, доцент факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, Саратов, Россия
e-mail: bocharova2004@bk.ru

Полный текст

Одним из основных структурных образований личности являются ценностные ориентации, которые обусловливают её направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Кроме того, ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности (В.А. Ядов), её установки (Ш.А. Надирашвили), мотивы (В.Г. Асеев) и «смысл жизни» (К. Обуховский).

Способность человека самостоятельно определять свой  «смысл жизни», свои жизненные цели и достигать их, на наш взгляд, является непременным условием субъективного благополучия личности.

Субъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим для неё большое значение, с точки зрения усвоения нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворённости [6].

Согласно данным Р.М. Шамионова, родственными понятиями, часто употребляемыми в научной литературе, являются понятия «оптимизм», «удовлетворённость жизнью», «счастье». Все они в той или иной мере действительно проецируют содержательные характеристики изучаемого явления. Субъективное благополучие личности включает социально-нормативные ценности, установки, реализация которых предопределена всей совокупностью условий её социализации, равно как и реализацию потребностей, также имеющих социальный контекст, глобальную оценку своего существования на основе соотнесения частных и обобщённых представлений о своей жизни и самореализации в ней с «эталонными представлениями», усваиваемыми в процессе социализации, конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни, достигать высокой степени самореализации.

Таким образом, субъективное благополучие содержит все три компонента психического явления – когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий) и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения [6].

Изучение проблемы субъективного благополучия личности, его эмоционального и когнитивного факторов и определило цель нашего исследования.

В качестве главного инструментария сбора эмпирического материала исследования были выбраны: методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» и методика М.В. Соколовой «Шкала субъективного благополучия».

Выборка исследования состояла из студентов Энгельсского педагогического училища (II курс на базе неполного среднего образования) и учащихся старших классов (11-х классов) общеобразовательных школ г. Энгельса в возрасте 16-17 лет (188 человек).

Исследуя ценностные ориентации личности, нас прежде всего интересовало содержание ядра ценностных ориентаций в её структуре, насколько предпочитаемые ценности доступны в достижении , т.е. наличие и степень выраженности рассогласования в ценностно-мотивационной сфере как между сферами «ценность» (значимость) и «доступность». Этот разрыв мы рассматривали как индикатор внутреннего (ценностного) конфликта, как индекс субъективного благополучия личности на когнитивном уровне.

В результате анализа системы ценностей студентов получены следующие результаты. В табл 1 представлены средние значения факторов и их значимость (ранг).

Таблица 1

Иерархия ценностей по «значимости» и «доступности» студентов

 

Наименование ценности

 

«Значимость»

«Доступность»

М

 

Значимость фактора (ранг)

М

 

Значимость фактора (ранг)

 

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

 

12

 

 

Активная деятельная жизнь

Здоровье

Интересная работа

Красота

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода (как независимость в поступках и действиях)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

 

3,11

7,13

4,88

1,80

7,45

6,49

7,42

 

5,59

4,57

5,06

 

9,95

2,47

 

 

10

4

8

12

2

5

3

 

6

9

7

 

1

11

 

5,5

5,27

4,81

4,26

5,85

3,7

7,79

 

6,49

6,18

5,71

 

5,82

4,68

 

7

8

9

11

4

12

1

 

2

3

6

 

5

10

Как видно из табл. 1, приоритетными ценностями студентов, образующими ядро ценностных ориентаций в структуре личности являются такие, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей»,  «здоровье» - т.е. те, которые составляют личностно-смысловую сферу.

Менее предпочитаемыми оказались сферы познания и творчества, поскольку такие ценности, как «познание», «активная деятельная жизнь», «творчество», «красота природы и искусства» составляют основание иерархии по значимости. Наиболее реальными в достижении являются ценности личностно-смысловой сферы: «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «уверенность в себе» и составляющая ценность сферы познания – «познание».

Сфера профессионально-деловой самореализации определена студентами как недоступная, поскольку основание иерархии ценностей по доступности составляют: «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «творчество», «красота природы и искусства».

Сопоставление контуров предпочитаемых и реальных в достижении ценностей позволяет говорить о том, что такие ведущие жизненные ценности как «любовь» и «друзья» студенты относят к зоне «лёгкой досягаемости». В познавательной сфере доступность представлена более высоким показателем, чем в сфере значимости. Очевидно, это связано с доступностью образования и с отсроченным эффектом самоотдачи в сфере познания.

Сфера профессионально-деловой самореализации является для студентов незначимой и недосягаемой.

Кроме того, отмечается низкая доступность при высоком уровне значимости такого фактора, как здоровье (разница рангов – 4). То есть, несмотря на значимость этой ценности, на сегодняшний день студенты не прилагают особых усилий по поддержанию и сохранению своего здоровья.

Наблюдается рассогласование сфер по «значимости» и «доступности» относительно такой категории, как «счастливая семейная жизнь» (разница рангов – 4). Студенты отдают предпочтение счастливой семейной жизни, но сомневаются в реальности её достижения. На наш взгляд, испытуемые проявляют здесь свою неуверенность, низкую надежду на успех, чувство тревоги, что подтверждается более выраженными результатами, полученными по шкале субъективного (эмоционального) благополучия относительно субшкал напряжённости и чувствительности (21,3%) и психосимптоматики (тревожность, подавленность) (21,3%). Таким образом, указанные расхождения между сферами «значимости» и «доступности» и определяют содержание «разрыва» между предпочитаемым и реальным. Коэффициент ценностного конфликта составляет 44,7% (среднее значение 32,16 от максимального значения 72).

Результаты исследования были подвергнуты ранговому корреляционному анализу по Спирмену. Полученная корреляционная связь между сферами «значимости» и «доступности» ценностных ориентаций (Rs =0,46) не достигает статистической значимости.

Несмотря на расхождение между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания (Rs =0,46), мы не можем делать вывод о субъективной неудовлетворённости личности, т.к. индекс когнитивного фактора  субъективного благополучия (32,16%) не достигает средней границы методики.

Анализ структуры субъективного (эмоционального) благополучия  показал, что испытуемые демонстрируют удовлетворённость повседневной деятельностью на фоне выраженной тревожности, напряжённости и подавленности. В этом случае мы говорим о симптомокомплексе, который не позволяет утверждать о  полном эмоциональном комфорте.

Парный корреляционный анализ (по Пирсону) выявил, что все исследуемые нами компоненты  эмоционального благополучия (кроме напряжённости и чувствительности) оказались связанными с индексом когнитивной удовлетворенности (коэффициентом ценностного конфликта) на высоком уровне значимости (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи (r) между компонентами эмоционального благополучия и индексом  когнитивной удовлетворенности

Индекс когнитивной удовлетворённости

Напряжён-

ность и чувствительность

Психосимптоматика

Изменение настроения

Значимость социального

окружения

Самооценка здоровья

Удовлетворён-ность повсед-

невной

деятельностью

Эмоциональное

благополучие

КУ

0,102

0,271**

0,243**

0,361**

0,392**

0,306**

0,411**


Примечание: пороговое значение коэффициента корреляции 0,176 (р<0,05)*  0,230 (p < 0,01)**.

Как видно из табл. 2, обнаружена значимая корреляционная связь между индексом когнитивной удовлетворенности и общим показателем эмоционального благополучия личности. Иными словами, эмоциональный и когнитивный факторы удовлетворённости личности связаны между собой на достоверно значимом уровне.

«Разрыв» между значимым и доступным в личностносмысловой и познавательной сферах, проявляющийся в выраженности коэффициента ценностного конфликта, сопровождается снижением эмоционального фона, проявлением тревоги и беспокойства, зависимостью от социального окружения, снижением самочувствия.

В целом, по данным нашего исследования, студенты обнаруживают субъективную удовлетворённость как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях.

Рассмотрим структуру ценностных ориентаций старшеклассников. В табл. 3 представлены средние значения факторов и их значимость (ранг).

Как видно из таблицы, основными компонентами ценностной структуры личности являются: счастливая семья, наличие хороших и верных друзей, любовь и материальный достаток. Стремление к самосовершенствованию, познанию не наблюдается, поскольку основание значимых, ведущих жизненных ценностей составляют такие, как «красота природы и искусства», «творчество», «активная, деятельная жизнь» и «познание». Исходя из этих данных, можно сделать вывод о прагматизме старшеклассников, так как они надеются на друзей, мечтают о материальном достатке, ценят семью и домашний комфорт.

Таблица 3

Иерархия ценностей по «значимости» и «доступности» старшеклассников

Наименование ценности

«Значимость»

«Доступность»

М

Значимость

фактора

(ранг)

М

Значимость

фактора

(ранг)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

11

12

 

Активная, деятельная жизнь

Здоровье (физическое и психическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода (как независимость в поступках и действиях)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

3,4

6,48

4,83

1,84

7,28

6,66

7,85

6,05

4,36

5,67

 

9,17

2,26

 

10

5

8

12

3

4

2

6

9

7

 

1

11

5,2

5,21

4,7

3,36

6,31

4,66

7,87

6,85

5,64

5,7

 

6,23

3,78

8

7

9

12

3

10

1

2

6

5

 

4

11

Наиболее реальными в достижении являются ценности личностной смысловой сферы: друзья, уверенность в себе, любовь, семья. Иными словами, старшеклассники уверены в том, что добьются поставленных целей, реальных и посильных.

Сфера профессионально-деловой самореализации испытуемых определена как недоступная: «творчество», «красота природы и искусства», «интересная работа», «материальное благополучие» составляют основание иерархии ценностей по доступности. Отмечается значительное расхождение по «значимости» и «доступности» относительно такой категории, как материальное благополучие (разница рангов – 6). Мечтая о материально обеспеченной жизни, старшеклассники придают ей важнейшее значение, но мало делают для того, чтобы реализовать эту цель.

Таким образом, обнаруженные расхождения между предпочитаемым и реальным в таких сферах, как самосовершенствование и материальное благополучие и определяют содержание «разрыва» между значимым и доступным. Коэффициент ценностного конфликта, составляющий 38,4% (среднее значение 27,68%), не достигает средней теоретической границы методики (максимальное значение 72).

Результаты исследования были подвергнуты ранговому корреляционному анализу по Спирмену. Полученная корреляционная связь между предпочитаемыми и реальными сферами достаточно выраженная (Rs = 0,7) на достоверно значимом уровне (p < 0,05).

Принимая во внимание невысокое значение коэффициента ценностного конфликта (среднее значение – 27,68) и достаточно выраженную корреляционную связь (Rs = 0,7 при p < 0,05), мы можем сделать вывод о сближении смыслообразующих мотивов личности с представлениями о способах их реализации, что свидетельствует о субъективной удовлетворённости старшеклассников на когнитивном уровне.

Парный корреляционный анализ по Пирсону выявил, что среди исследуемых нами компонентов благополучия по фактору эмоциональности и индексом когнитивной удовлетворённости (коэффициентом ценностного конфликта) достоверно значимыми оказались связи между индексом когнитивной удовлетворённости (коэффициентом ценностного конфликта) и психосимптоматикой, и удовлетворённостью повседневной жизнью (табл. 4).

Таблица 4

Корреляционные связи (r) между компонентами эмоционального благополучия и индексом  когнитивной удовлетворенности

Индекс когнитивной удовлетворён-ности

Напряжён-

ность и чувстви-тельность

Психосимптоматика

Изменение настроения

Значимость социального

окружения

Самооценка здоровья

Удовлетворён-ность повседневной

деятельностью

эмоциональное

благополучие

КУ

0,123

0,264**

0,146**

0,157**

0,094

0,240**

0,286**

Примечание: пороговое значение коэффициента корреляции 0,176 (р<0,05)*      0,230 (p<0,01)**.

Иными словами, переживая состояние тревоги и подавленности, стоящие перед выбором профессионального самоопределения школьники – выпускники 11-х классов проявляют свою активность в повседневной деятельности, т.е. учебной.

Кроме того, как видно из табл. 4, обнаружена значимая корреляционная связь между индексом когнитивной удовлетворённости и общим показателем благополучия личности по эмоциональному фактору (r=0,286, при p<0,01). Это подтверждает положение о связи когнитивного и эмоционального факторов субъективной удовлетворённости личности.

Таким образом, по данным исследования у школьников наблюдается сближение смыслообразующих мотивов с представлениями о способах их реализации. Это свидетельствует об удовлетворённости личности на когнитивном уровне, сопровождающемся проявлением беспокойства, по шкале эмоционального благополучия.

Для дальнейшего анализа результатов исследования представляется необходимым и интересным сравнение иерархических структур ценностных ориентаций студентов и старшеклассников.

Наиболее предпочитаемыми ценностями для студентов и школьников являются такие как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «друзья», т.е., личностно-смысловая сфера более значима. Это значит, что испытуемые стремятся достичь благополучия в семейной жизни через брак по любви, вместе с тем – сохранить друзей.

Наблюдаются различия в значимости ценностей здоровья и материального благополучия: «здоровье», входящее в число наиболее важных в иерархии ценностей студентов, у школьников находится в середине иерархического перечня. Материальный достаток для школьников является более значимым, чем для студентов.

Менее значимым для испытуемых по двум выборкам являются такие ценности, как «творчество», «красота природы», «активная, деятельная жизнь», «познание». Относительно значимости данных категорий взгляды студентов и школьников совпадают. Схожесть систем ценностных ориентаций по значимости студентов и школьников подтвердилась сильной корреляционной связью на достоверно значимом уровне (Rs=0,99, при p<0,01). Следовательно, можно сделать вывод, что активность студентов и школьников имеет одинаковую направленность, которая и определяется описанными выше ценностями. Увеличение «разрыва» между значимым и доступным проявляется в коэффициенте ценностного конфликта. И если у старшеклассников коэффициент ценностного конфликта составляет 27,68, при наблюдаемом сближении смыслообразующих мотивов с представлениями о способах их реализации, то у студентов при заметном расхождении между значимым и доступным  коэффициент внутриличностного конфликта достигает 32,16. Обнаружены достоверные отличия относительно  коэффициента внутриличностного (ценностного) конфликта по двум выборкам (p<0,05), из чего следует более высокая конфликтность ценностной сферы студентов.

В целом, коэффициент ценностного конфликта как в выборке студентов, так и в выборке старшеклассников не достигает средней теоретической границы методики, что свидетельствует о субъективной удовлетворённости личности на когнитивном уровне.

Обнаруженная достоверная значимая корреляционная связь (r=0,34, при p<0,01) между общим показателем эмоционального благополучия и коэффициентом ценностного конфликта позволяет утверждать о связи эмоционального и когнитивного факторов  субъективной удовлетворённости личности.

Анализ различий среднегрупповых результатов двух выборок по шкале эмоционального благополучия  личности произведён по критерию Стьюдента. Достоверных отличий не обнаружено.

Наиболее выраженными компонентами  эмоционального благополучия в обеих группах испытуемых являются: напряжённость и чувствительность, тревожность и подавленность, удовлетворённость повседневной деятельностью. Иными словами, студенты и школьники демонстрируют удовлетворённость текущей деятельностью (учёба, общение) на фоне эмоционального напряжения: повышенная ранимость, низкая надежда на успех, тревожность.

Средние значения общего показателя эмоционального благополучия личности достаточно близки: в выборке студентов  – 51, в выборке школьников – 49,2 , что свидетельствует об умеренном  эмоциональном благополучии и отрицании серьёзных психологических проблем, но и исключить состояние эмоционального напряжения нельзя.

Сравнение корреляционных связей между эмоциональным и когнитивным факторами удовлетворённости личности по двум выборкам позволило выявить следующее: как в выборке студентов, так и в выборке школьников обнаружена корреляция между индексами эмоциональной и когнитивной удовлетворённости личности на достоверно значимом уровне (p<0,01); в выборке студентов индекс когнитивной удовлетворённости положительно коррелирует со всеми компонентами эмоционального благополучия (кроме напряжённости и чувствительности на достоверно значимом уровне (p < 0,01), т.е., «разрыв» между предпочитаемыми и достижимыми ценностями сопряжён с эмоциональной сферой личности, что проявляется в виде тревоги, беспокойства, низкой надежды на успех, зависимости от социального окружения и снижения самочувствия; в выборке школьников индекс когнитивной удовлетворённости личности коррелирует с двумя компонентами эмоционального благополучия: психосимптоматикой и удовлетворённостью текущей деятельностью (p<0,01), что может означать сближение смыслообразующих мотивов с представлениями о способах их реализации через текущую деятельность школьников, которая сопряжена с проявлением тревоги достоверно значимых корреляций выявлено в 2 раза меньше, чем в выборке студентов.

Подводя итоги, можно сказать, что студенты и школьники имеют достаточно сформированную систему ценностных ориентаций. Предпочитаемыми ценностями исследованных групп являются ценности личностно-смысловой сферы. Однако школьники обнаруживают некоторый прагматизм – материальный достаток для них более предпочтителен, нежели здоровье.

Студенты, определяя свои приоритетные ценности, обнаруживают сомнения в их достижении. Эти сомнения находят своё отражение в широком спектре эмоциональных переживаний.

Школьники, определяя свои ценностные приоритеты, очевидно, более уверены в достижении своих целей.

Однако выявленные расхождения между «значимым» и «доступным» как у студентов (у студентов индекс когнитивного  благополучия ниже, чем у школьников), так и у школьников не обнаруживают значительного расхождения в индексе эмоционального благополучия личности. 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Exel. СПб., 2003.
  2. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
  3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
  4. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль., 1996
  5. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107-117.
  6. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия //Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2003. Вып. 4. С. 27-41.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика