Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Эффективность организации как соотношение ожиданий лидера и ведомой группы

Пермяков Д.В.
Самара, Россия

Полный текст

Одной из центральных проблем современной психологии управления является определение критериев эффективности управленческой деятельности и определяющих её факторов.

Актуальность проблемы эффективности управленческой деятельности обусловлена запросом, исходящим от современных организаций, находящихся в ситуации изменения социально–экономических условий среды и остро нуждающихся в пересмотре существующих и разработке адекватных происходящим изменениям моделей управления.

В контексте данной статьи управление рассматривается: с позиции структурного образования, то есть управление как организационное образование, осуществляющее целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие [7]; с позиции управления как деятельности, реализующейся в функции организованных систем, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы деятельности [5]. Таким образом, эффективность всей организационной системы во многом зависит от функционирования системы управления и от носителя управленческой функции.

По мере развития теорий управления как в психологии, так и в других науках увеличивается и разнообразие понимания взаимосвязи эффективности управления с различными внутренними и внешними характеристиками организационной системы и среды её «обитания». Так, к примеру, А.Л. Свенцицкий рассматривает эффективность с позиции неформальной структуры первичного производственного коллектива, с точки зрения совместимости руководителя и членов группы, с позиции стиля руководства. И. П. Волков подходит к вопросу эффективности лидерства со стороны задачи, которая ставится перед группой, и отмечает взаимосвязь предложенной группе задачи и динамики лидерства [2, 8]. Экономисты к факторам эффективности управления причисляют: навыки сотрудников; уровень доверия к подчинённым, к государству, управляющему и др. [10]. В данной статье эффективность рассматривается во взаимосвязи ожиданий руководителя и ведомой группы.

Для постановки проблемы эффективности организационной системы необходимо определить, что именно понимается под термином «эффективность». В данном случае для нас эффективность, в общем смысле, является некоторым соотношением результата и затрат, необходимых на его достижение:

.

П. К. Власов, рассматривая понятие эффективности организации, отмечает, что многообразие объективных и субъективных начальных условий, относительно которых строится стратегия исследования организации, столь велико, что не способствует прояснению  такого важного критерия, как эффективность. Также он отмечает, что, в общем, мы представляем эффективность как лучший (необходимый) результат, полученный за минимальное время, с меньшим ресурсом в долгосрочной и контролируемой перспективе [1].

Как правило, для практики не столь значимо понятие эффективности, сколь то, что оказывает влияние на эффективность, определяет её степень. Не последнее значение в этом вопросе занимает то, как происходит взаимодействие между лидером и группой, которой он управляет. По нашему мнению, одним из факторов, влияющих на взаимодействие лидера и ведомой группы, является ожидание, которое выстраиваются между ними.

Термин «ожидание» в психологии получил широкое распространение. Как правило, он встречается в двух разделах: психологии мотивации и социальной психологии.

В психологии мотивации обсуждаемое понятие рассматривается совместно с понятием привлекательности. Считается, что для возникновения мотивации недостаточно только потребности, необходимо и нечто такое, что позволило бы человеку надеется на удовлетворение потребности. Это и есть ожидание. Привлекательность же - это мера надобности или ненадобности объекта внешней среды, который понимается нами как способный удовлетворить нашу потребность.

В социальной психологии понятие ожидания обозначают англоязычным эквивалентом – экспектация (expectation). В этой области психологии (социальной психологии) понятие ожидания связывают с социальным взаимодействием людей, их общением. Обобщённо термин «экспектация» (социальное ожидание) – это система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе, экспектации носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны экспектации – право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Различают экспектации, предписывающие, определяющие должный характер исполнения индивидом роли, и предсказывающие, определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и коллектива.

Понимание категории «ожидания» в социальной психологии и психологии мотивации во многом схожи. Так, в социальной психологии, как и в психологии мотивации, ожиданию предписывают прогностическую функцию, которая является одной из необходимых основ поведения.

При рассмотрении данного понятия в контексте философии, учитывая квинтэссенцию психологической трактовки категории ожидания, на первый план выходит понятие причинности. Но данный тезис требует подтверждения, чему и будет посвящена данная статья.

Как мы уже отмечали ранее, понятие ожидания представлено в двух направлениях психологии, в социальной психологии и психологии мотивации. Если рассматривать хронологически, то данное понятие зародилось в психологии мотивации (К. Халл, 1929; Э. Толмен, 1932; К. Левин, 1936), и позже в социальной психологии (Дж. Роттер, 1963–1965). Исходя из данного факта, более рационально рассматривать понятие ожидания в психологии мотивации. Кроме того, следует отметить, что данное понятие в психологии мотивации более разработано и разносторонне, чем в социальной психологии. Это также подтверждает взаимосвязь данного понятия с философской категорией причинности.

Для того чтобы целостно определить понятие ожидания, необходимо сначала обозначить «ореол» данного понятия, то есть выделить понятия, связанные с ним. Так как ожидание есть конструкт, определяющий поведение и мотивацию, необходимо определить названные понятия.

Поведение – это целеориентированная активность живого организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения индивидуальных потребностей. В основе конкретного поведения лежит та или иная органическая или культурная потребность животного организма или человека, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие её удовлетворение [3].

Для возникновения поведения (поведенческого акта) необходимо выполнение некоторых условий: наличие потребности, её опредмеченность и, последнее, мотивации.

Потребность – это форма проявления психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определённых форм деятельности, необходимых для обеспечения его сохранности и сохранности вида. Первично биологической формой потребности является нужда (эта группа потребностей направлена прежде всего на поддержание гомеостаза и обуславливается инстинктами). Есть потребности, которые присущи только человеку, так называемые высшие потребности.

А. Н. Леонтьев рассуждая о потребностях, отмечает, «…собственно потребность – это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является её предметом.…» [4]. Если обобщить те выводы, которые делает Леонтьев по отношению к потребностям, то можно отметить, что потребность, сама по себе – это всего лишь ощущение недостатка (или переизбытка) чего-либо. Такая потребность инициирует лишь деятельность, направленную на поиск (поисковая деятельность). Но это утверждение верно до тех пор, пока возникшая потребность не удовлетворенна впервые – именно в этот момент происходит её идентификация с предметом внешнего мира – потребность становится опредмеченной. К примеру, испытывая некоторое желание («хочу, чего сам не знаю»), мы пробуем шоколад, этот предмет внешнего мира удовлетворяет нашу потребность. В результате данного жизненного опыта мы в дальнейшем можем испытывать потребность в шоколаде.

Таким образом, опредмеченность потребности заключается в идентификации её с предметом внешней среды (или условиями).

Следующее понятие, которое соприкасается с ожиданием, – мотив. Мотив – это материальный или идеальный предмет, ради которого реализуется деятельность (А.Н. Леонтьев). Х. Хекхаузен обозначает мотив как некие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций. Но при этом он отмечает «… под понятие мотива попадают не все классы эквивалентности целей деятельности. В понятие мотива не входят те из них, которые, как физиологически обусловленные потребности в утолении голода, жажды и т.д., хотя и подвержены процессу социализации…».

Очевидно, что два приведённых определения различны. Это обусловлено тем, что их авторы по-разному рассматривают содержательную сторону данного понятия и применяют его в разных контекстах. Так, для А. Леонтьева мотив – это обозначение предмета (опредмеченная потребность), а для Х. Хекхаузена мотив – это объяснительное (и никак не описательное) понятие. То есть, Хекхаузен рассматривает мотив как гипотетический конструкт, в то время как Леонтьев видит в нём описательный.

Как только пройдены все указанные конструкты (потребность, её опредмечивание и мотив), становится возможным реализация деятельности или мотивации.

Понятие мотивация в психологии сводится к тому, что обобщает в себе всю совокупность явлений и процессов, направленных на выбор живым существом своего поведения. Если рассматривать понятие мотивации узко, в отношении человека, то его можно обозначить как конструкт, описывающий взаимодействие личности и ситуации. Мотивация есть стремление к целевому состоянию, к подкреплению. Для возникновения стремления необходимы две предпосылки. Во-первых, должна существовать возможность предвосхищения наступления целевого состояния в соответствующем ожидании. Таким может быть ожидание целевого состояния, когда собственное поведение не принимается в расчёт, или ожидание собственных действий, приводящих к достижению целевого состояния. Во-вторых, целевое состояние должно обладать определённой ценностью (привлекательностью) для живого существа, так как только при этом условии возможно выделение необходимой энергии для осуществления целенаправленной деятельности [11].

Причём, следует отметить, что конструкт привлекательности вызывает деятельность не только, если он положителен (предмет или результат привлекательны), но и в том случае, если он не привлекателен (предмет или результат нежелательны).

Если рассматривать понятие привлекательности с позиции математики, то можно сказать, что чем больше по величине значение привлекательности, тем более вероятна активность (деятельность), что показано на рис.1.

Рис. 1. Взаимосвязь деятельности и привлекательности

 

Привлекательность как смысловой конструкт возникает в том случае, если есть определённое понимание о причинно-следственной взаимосвязи желаемого и деятельности (или бездействия) возможного. Исходя из вышеизложенного, определим положение ожидания в процессе реализации деятельности (рис. 2).

В начале любой деятельности лежит потребность, которая связывается со средой (опредмечивается), вследствие чего зарождается мотив, дающий заряд для начала активности индивида, которая вначале реализуется во возникновении ожидания, которое и запускает деятельность [6].

Рис. 2. Положение ожидания в процессе реализации деятельности

На рис.2 ожидание представлено в многократном повторении, причём первая его граница чёткая (сплошная линяя), а последующие размыты (пунктир), что указывает на вариативность ожидания. То есть ожидание представлено не только возможным образом результата планируемой деятельности, но и всей совокупностью доступных для понимания индивида причинно-следственных связей [9].

Подобное понимание данного конструкта (ожидания) и его положения в цепочке реализации деятельности (заметим, что не действия – единицы деятельности, а всей деятельности целиком) обусловлено прогностической функцией данного этапа подготовки деятельности. Прогноз понимается как основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо (Толковый словарь русского языка). В случае прогноза – ожидания таковыми специальными исследованиями выступают индивидуальные особенности и специфика понимания мира индивидом.

Таким образом, исходя из теории мотивации, ожидание есть субъективный образ причинно-следственных связей по отношению к мотиву и (или) план действий.

Как уже мы отмечали ранее, понятие ожидания фигурирует не только в психологии мотивации, но и в социальной психологии. Рассмотрим более подробно понятие ожидания и смежные с ним в контексте социальной психологии. В данном направлении психологии (социальная психология) понятие ожидания представлено англоязычным эквивалентом – эспектация. Это понятие рассматривается в контексте взаимодействия индивида и социальной среды.

Социальное взаимодействие – это активность двух или более субъектов деятельности, характеризующаяся направленностью на общий предмет и учётом каждым субъектом тех вкладов в данный процесс, которые делаются другими субъектами.

Каждый из субъектов деятельности, вступающий в определённое взаимодействие с другим субъектом (или объектом), предполагает определённое развёртывание событий. Так, например, приходя на приём терапевта, для нас не будет удивительным просьба врача раздеться, но если же такая просьба будет нами услышана из уст стоматолога, то это способно вызвать некоторый шок у нас. Это так, исходя из наличия ожидания определённого поведения врача стоматолога (или терапевта), которое соответствует роли, выполняемой им. Данное ожидание (экспектация) двустороннее: с одной стороны, ожидание от окружающих, что они будут себя весть соответственно занимаемой социальной роли, а с другой – обязанность занимающего роль соответствовать ей или не позиционировать себя в ней.

Следующим смежным по отношению к экспектации можно считать понятие аттитюда (социальная установка). Г. Олпорт определял аттитюд как состояние психонервной готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающее и(или) динамическое влияние на реакции индивида относительно объектов или ситуаций, с которыми он связан.

Традиционно выделяют четыре функции аттитюда:

  • приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  • функция знания – аттитюд даёт упрощенные, схематические указания относительно конкретного объекта;
  • функция выражения – аттитюд выступает как средство снятия напряжения, выражения субъектом своей индивидуальности, личности;
  • функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

М. Смит определил, что структура аттитюда трёхкомпонентна: когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта); поведенческий компонент (последовательность поведения по отношению к объекту).

Исходя из рассмотренного понятия аттитюда, при его сравнении с тем понятием ожидания которое даёт психология мотивации, мы замечаем наличие некоторой общности этих понятий. Но аттитюд не в полной мере совпадает с понятием ожидания, а лишь частично. Конструкт понятия аттитюд отвечает на вопрос о проявлении ожиданий в поведении человека.

При дальнейшем рассмотрении понятия ожиданий с позиции социальной психологии мы сталкиваемся с эмоциональным компонентом данного понятия, который проявляется в соотнесении понятия ожидания и понятия надежды.

Так, В. Иванов обозначает эту взаимосвязь, указывая на свойственное нетерпение в ожидании человека. Действительно, если рассматривать ожидание вне рамок эксперимента, то ожидание – это эмоциональный компонент взаимодействия человека и среды, накладывающий определённый отпечаток на его действия.

Подведём итоги того, как в психологии понимается категория «ожидание». Общее для психологии мотивации и социальной психологии в понимании ожидания (экспектации) состоит в том, что и то и другое направление психологической мысли приписывает ожиданию прогностическую функцию. Есть и другой общий момент в понимании конструкта ожидания между социальной психологией и психологией мотивации, который состоит в присваивании регулятивной функции данному явлению. Но следует отметить, что данное совпадение спорно, так как в случае психологии мотивации это очевидно, а в случае социальной психологии группа авторов (Г.М. Андреева, М. Смит и др.) отмечает неприемлемость присваивания регулятивной функции ожиданию. Они отмечают, что ожидание несёт более сложные функции, чем просто регулятивные.

Таким образом, ожидание является тем конструктом, который предвосхищает наше действие, но в то же время является продуктом процессов мотивации. Ожидание «стоит» между объективной и субъективной реальностью – является буфером между этими «средами». По сути, любой поведенческий акт, который осознаваем нами, обязательно предвосхищён ожиданием.

Подводя итоги нашего рассуждения, обозначим понятие ожидания более точно. Итак, ожидание – это прогностическая функция, которая содержит в себе то, что привнесет объективная реальность для индивида.

В вопросе эффективности решения задач ведомой группой и формальным лидером ожидание немаловажно потому, что именно через ожидание формируется взаимовлияние ведомой группы и формального лидера. Лидер на основании своих представлений о ведомой группе ожидает определённого развития ситуации и, исходя из этого, действует на опережение. Такому же правилу подчиняется и сама группа.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Власов П.К. Психология формирования стратегии организации на этапе замысла.  СПб., 2001.
  2. Волков И.П. Исследование лидерства как функция групповой задачи.
  3. Кондаков И.М. Психология иллюстрированный словарь. СПб., 2003.
  4. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер и М.Ф. Фаликман. М., 2002.
  5. Психологический словарь  / Под общ.  ред. Ю.Л. Неймера.  Ростов н/Д, 2003. 
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успех в познании будущего. СПб., 2003.
  7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  8. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая ред. А.Л. Свенцицкого. СПб, 2000.
  9. Тышковский А.В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: Дис. … докт. психол. наук.  М., 1999.
  10. Управление организацией: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Мельникова и Н.Л. Маренкова. М., 2004.
  11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.  СПб.; М., 2003.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика