Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей

Григорьева М.В.
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия
e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Полный текст

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в пос­ледние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие индивиду при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности. Социально-психологическая адаптация ученика к школе – сложная и многоплановая проблема, которая включает в себя психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные и социально-психологические аспекты.

Успехи и трудности учеников в учебно-воспитательном процессе нельзя  также рассматривать в отрыве от проблем семьи. Поэтому необходимо определить взаимосвязи  отношения родителей учащихся к школе и учителям  с особенностями различных адаптационных процессов их детей.

Определив методами стандартизированного наблюдения и тестирования успешность интеллектуальной, эмоциональной и социально-психологической адаптации учащихся разного возраста, мы проанализировали ее в связи с отношением родителей к школе и учителям. Данное отношение определялось методом шкалированной самооценки, где положительному отношению соответствовал +1 балл, нейтральному – 0, отрицательному – -1. План стандартизированного наблюдения  включал в себя показатели адаптации-дезадаптации, предложенные Р.В. Овчаровой (1996), применялись также интеллектуальные тесты Векслера и Айзенка.

Данные табл. 1  дают возможность проанализировать отношение родителей учащихся в зависимости от того, в каком классе учится их ребенок.

Таблица 1

Отношение родителей к школе и учителям  (количество родителей в %)

Классы

Отношение к школе и учителям

Положительное

Нейтральное

Отрицательное

1 – 3-4

43,8

50,6

5,6

5 – 9

34,1

50,1

15,8

10 – 11

40,5

54,9

4,6

Всего, в среднем

39,5

51,9

8,6

Стандарт. откл.

4,9

2,6

6,2

Как видно из табл. 1, самый большой процент родителей, имеющих положительное отношение к школе и учителям, которое выражается в действительной поддержке деятельности педагогов и школы, наблюдается в начальной школе.

Небольшая часть родителей учащихся  начальных классов демонстрирует отрицательное отношение к школе и учителям, отрицательно оценивает действия и личностные качества учителей, деятельность школы в целом, конфликтует с учителями по различным поводам.

При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено школы заметно уменьшение количества родителей, имеющих положительное отношение к школе, и увеличение количества родителей, имеющих отрицательное отношение к школе. Больше родителей учеников старших классов по сравнению с 5-9 классами имеют  положительное отношение  к  школе, и меньше – отрицательное отношение.

Из данных табл. 1 видно, что по сравнению с начальными и старшими классами отрицательное отношение родителей учащихся 5-9 классов к школе и учителям более выражено. Это можно объяснить большей неоднородностью отношений родителей к учителям в условиях, когда их число увеличивается.

Повышение доли родителей с положительным отношением к школе и учителям и значительное уменьшение доли родителей с отрицательным отношением к школе при переходе в старшие классы, очевидно, вызвано тем, что большинство проблем, связанных с взаимодействием с учителями и администрацией школы, разрешились к 10-му классу более или менее успешно.

Рассмотрим корреляционные взаимосвязи отношения родителей учащихся к школе и учителям с интеллектуальной, социально-психологической и эмоциональной адаптацией их детей к обучению в школе.

 В 55 % наблюдаемых классов выявлена статистически значимая  корреляционная зависимость показателей отношения родителей к школе и учителям и успешности интеллектуальной адаптации их детей. В 45 % классов данной зависимости не наблюдается. В первом случае средний балл отношения родителей к школе равен 0,42 (max=1), во 2-ом случае –  0,3, из чего следует, что  положительное отношение родителей к школе более выражено, если оно зависит от того, насколько успешна интеллектуальная  адаптация их детей, и если своим положительным отношением родители могут влиять на процесс интеллектуальной адаптации детей.

Значимая положительная корреляционная связь между отношением родителей к школе и успешностью социально-психологической адаптации их детей обнаружена в большинстве наблюдаемых классов. Чем больше положительное отношение к школе и учителям демонстрируют родители, тем в большей степени их дети-школьники учатся положительно реагировать в ситуациях социальных контактов в школе, тем лучше он входят в ролевую структуру класса, тем более положительным является их отношение к различным социально-психологическим феноменам, связанным со школой и учителями, т.е. становится успешнее их социально-психологическая адаптация к школе.

Родители и учителя по-разному воспринимают и оценивают особенности адаптационных процессов учащихся. На гистограмме показаны средние оценки успешности адаптации учащихся разных классов родителями и учителями.

 

 

Успешность адаптации учащихся

Все различия в оценках учителей и родителей значимы по t – критерию Стьюдента, при р < 0,01.

Данные различия объясняются тем, что учителя непосредственно наблюдают за учащимися в новых для них ситуациях, а родители  получают опосредованную информацию о том, как проходит привыкание их детей к школе. Успех адаптации одних и тех же учащихся оценивается выше родителями, чем учителями. Очевидно, это связано с тем, что у родителей одними из основных механизмов восприятия своих детей является аттракция, основанная на формировании по отношению к ним устойчивого позитивного чувства, и эмпатия, основанная на постижении их эмоционального состояния. В связи с этим возможны различные ошибки при оценивании родителями тех или иных качеств учащихся: положительного ореола, снисходительности, подобия. В последнем случае родители рассматривают качества своих детей с тех же самых позиций, что и свои собственные, а это приводит в свою очередь к субъективизму при оценивании и завышению оценок. Учителя, скорее всего, используют механизмы идентификации и рефлексии, что дает возможность отвлечения от эмоциональных компонентов в процессе оценивания и повышает объективность оценки. Не исключены  также и экспертные ошибки, снижающие оценку: центральной тенденции, контраста, отрицательного ореола.

Успешность адаптации у школьников общеобразовательных классов и родителями, и учителями оценивается значительно ниже, чем у учащихся гимназических классов.

Рассмотрим, с какими адаптационными процессами школьников статистически связаны оценки данных процессов родителями и учителями. Обобщив данные результаты, получим показатели, сведенные в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязи  экспертных оценок с  результатами  наблюдения за процессами адаптации учащихся

Количество классов в %, в которых существует значимая связь

оценок родителей с адаптацией

оценок учителей с адаптацией

интел-

лектуаль-

ной

социально-

психологи-ческой

эмоцио-

нальной

интел-

лектуаль-

ной

социально-

психологи-ческой

эмоцио-

нальной

32,5

65

47,5

72,5

77

87,5

По данным табл. 2 видно, что большее количество родителей связывает общую адаптацию своих детей к школе с тем, насколько быстро и эффективно проходит процесс привыкания к взаимодействиям с группой и учителем и воспитателем. Почти  половина родителей оценивает результат общей адаптации своих детей через особенности их эмоционального реагирования на новые школьные ситуации. Лишь третья часть всех родителей наблюдаемых детей связывает результат их общей адаптации с успехами в интеллектуальной деятельности.

В сравнении с оценками общего результата адаптации детей их родителями, оценки общего результата их адаптации учителями в большей мере зависят от особенностей эмоциональных проявлений школьников, от их привыкания  в группе и от успешности их интеллектуальной деятельности. Больше учителей по сравнению с родителями учитывают при оценивании результата адаптации школьников эмоциональные, интеллектуальные и социально-психологические факторы. Значит, общую оценку результата адаптации учащихся учителями можно считать более сложной, чем оценку родителей.

Педагоги и родители при оценивании успешности адаптационного процесса учеников применяют различные критерии оценивания. Мы попросили учителей и родителей назвать признаки, по которым они определяют, что адаптация ученика проходит успешно. В опросе участвовали 10 педагогов 1 – 11 классов и 20 родителей учащихся различных классов. Высказывания педагогов включают в себя 6 признаков:

  1. отсутствие у ученика проявлений отрицательных эмоций во время нахождения его в школе;
  2. отсутствие у ученика проявлений агрессии;
  3.  выполнение правил школы, требований учителя, соблюдение дисциплины;
  4. дружеские контакты с другими учениками;
  5. выполнение домашнего задания, активная работа на уроке;
  6. умение применить и показать свои знания на тестировании, контрольной работе, открытом  уроке и т.п.

По своему содержанию данные признаки можно соотнести с отдельными процессами адаптации учащихся. Так, 1 и 2 признаки являются критериями оценивания успешности эмоциональной адаптации, 3 и 4 признаки – критериями оценивания социально-психологической адаптации, 5 и 6 – интеллектуальной адаптации учащихся.

Высказывания родителей включают в себя 5 признаков:

  1. отсутствие конфликтов с одноклассниками и учителями;
  2. появление друзей;
  3. хорошее  настроение  у  ребенка после школы;
  4. желание у ребенка идти в школу;
  5. хорошие отметки.

Признаки, выявленные при опросе родителей, также можно соотнести с адаптационными процессами: 1 и 2 – с социально-психологической адаптацией, 3 и 4 – с эмоциональной адаптацией, 5 – с интеллектуальной адаптацией учеников.

Сравнивая критерии оценивания успешности адаптации, применяемые учителями и родителями, можно заметить сходство в том, что учитываются внешние признаки поведения учащихся в трех сферах жизнедеятельности: интеллектуальной, социально-психологической и эмоциональной, что подтверждает правильность выделения и учета нами в общем адаптационном процессе учащихся в школе трех соответствующих составляющих.

Видны также различия в содержании и количестве критериев оценивания у родителей и учителей. При оценивании успешности интеллектуальной адаптации учащихся родители используют критерий, характеризующий результат учебной деятельности ученика («хорошие отметки»), учителя – критерии, характеризующие процесс этой деятельности («выполнение домашнего задания, работа на уроке», «умение применить свои знания в контрольной работе, тестировании, на открытом уроке»). Оценивая успех социально-психологической адаптации детей,  родители применяют более широкие по содержанию критерии по сравнению с учителями: они включают в себя отсутствие конфликтных отношений и с другими учащимися, и с учителями, а также не просто дружеские контакты с одноклассниками, а появление у их детей друзей. Критерий оценки успешности эмоциональной адаптации  родителями  по содержанию неотделим от положительной мотивации учения у детей. Критерий оценивания эмоциональной адаптации у учителей включает в себе возможность эмоциональных помех в учебно-воспитательном процессе и стремление к их отсутствию. В целом, большинство критериев оценивания успеха адаптации учащихся родителями содержат описания явлений, возникающих  вне  школы, учителями – в школе.

Наиболее важными критериями, применяемыми в процессе оценивания адаптации учащихся к школе, родители считают критерии, описывающие социально-психологические явления, учителя – критерии, описывающие эмоциональные проявления учеников. Об этом свидетельствуют  результаты ранжирования критериев по степени важности с точки зрения характеристики общего процесса адаптации.

Результаты ранжирования критериев оценивания  родителями (60 чел.) представлены в таблице 3, учителями (30 чел.) – в таблице 4.

Приведенные результаты ранжирования еще раз подтверждают сделанный нами ранее вывод о том, что общая адаптация учащихся к школе  связана в представлениях родителей с социально-психологическими явлениями, учителя учитывают в первую очередь эмоциональные проявления своих учеников.

Таблица 3

Ранжирование критериев оценивания  родителями

Критерии

Ранг

Отсутствие конфликтов с одноклассниками и учителями                         

2,2

Появление друзей                                                                                           

2,4

Хорошее настроение у ребенка после школы                                              

2,4

Желание у ребенка идти в школу                                                                  

3,8

Хорошие отметки                                                                                            

4,2

Таблица 4

Ранжирование критериев оценивания учителями

Критерии

Ранг

Отсутствие у ученика проявлений отрицательных эмоций во время нахождения его в школе

1,2

Отсутствие у ученика проявлений агрессии                                              

2,1

Дружеские контакты с другими учениками                                                

3,1

Выполнение правил школы, требований учителя, соблюдение дисциплины                                                                                                  

3,9

Выполнение домашнего задания, активная работа на уроке                      

5,2

Умение применить и показать свои знания на тестировании, контрольной работе, открытом  уроке и т.п.                 

5,5

Таким образом, проведенное нами исследование показало взаимосвязь школьной адаптации учащихся разного возраста от отношения их родителей к школе и учителям. Отношение родителей, а также различия в восприятии и оценивании процесса школьной адаптации у родителей и учителей детерминируют социально-психологическую адаптацию школьников.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика