Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Развитие личности в рамках образовательной программы "основы здорового образа жизни"

Лысогорская М.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
e-mail: 212409@mail.ru

Полный текст

Реалии нашей жизни, проявляющиеся в качественном изменении политических, экономических и социально – психологических отношений, предъявляют к современному человеку ряд требований, затрагивающих прежде всего систему его отношений с самим собой, с миром и окружающими людьми. Проблема существования человека в современном мире становится все чаще предметом изучения   ученых различных областей знаний: психологии, социологии, медицины, экономики, юриспруденции, педагогики  и т. д. И это не случайно. Процессы  перестройки общественно – экономической жизни вызвали ряд кризисных состояний  в развитии личности.  Особенно  негативно это   отражается на формировании молодого поколения.  Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической  реализации приводит к обострению психических, психосоматических и социальных болезней (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), росту жестокости и агрессивности в молодежной среде. Яркое проявление кризисного состояния личности   - самоубийства детей и подростков. Происходит снижение и размывание ценностных  ориентаций молодежи в отношении  семейных и репродуктивных функций. И, как следствие этого, рост ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний.  Эти и другие проявления    целесообразно объединить общим термином  «личностного нездоровья». Соответственно возникает необходимость  определения и наполнения содержанием  противоположного термина «здоровье личности».

Большинство исследователей  проблемы здоровья  рассматривают данный  феномен  на психологическом, духовном, социальном и телесном уровнях.

Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека  целостной и стабильной позитивной «Я» концепции, возможностью эмоционально – волевой саморегуляции, гармонично  развитой иерархией мотивационно – потребностной сферы, творческим потенциалом для развития и самосовершенствования.

Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей; гуманистического мировоззрения; устойчивого смысла своего существования; активно – созидательной жизненной позиции; осознание гармонической связи своего бытия, всех событий  и явлений мира.

Социальное здоровье обеспечивает человеку  возможность конструктивных взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества, взаимного личностного роста; быструю и эффективную адаптацию  к изменяющимся социальным условиям.

Телесное (соматическое)   здоровье проявляется через высокий энергетический потенциал организма; хорошее физическое самочувствие; стойкий иммунитет к заболеваниям, нормальное функционирование всех систем организма.

Перед образованием встает задача  разработки  и реализации   обучающих и воспитательных  программ, способствующих формированию  личности, обладающей мировоззрением, установками, убеждениями, навыками и умениями здорового образа жизни.

Программа «Основы здорового образа жизни»  имеет научную комплексную и последовательную систему обучения и воспитания здоровой личности. Исходя из многогранного понимания термина «здоровье», в программе представлены пять блоков.

Мировоззренческий   блок способствует развитию духовного здоровья личности и включает основные философско – этические понятия о Мире, Жизни, Вселенной; знакомит с важнейшими общечеловеческими ценностями: Любовь, Красота, Гармония, Счастье, Творчество, Свобода, Добро и т.д.

Психологический блок призван формировать психологическое здоровье, дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции.

Правовой блок направлен на формирование и развитие социального здоровья, так как обеспечивает необходимое  знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе; формирует навыки правового поведения, гармоничного сочетания свободы и необходимости, что обеспечивает оптимальные условия социальной адаптации.

Семьеведческий блок  содержит знания  о механизмах создания, развития и функционирования семьи; формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия; грамотного и ответственного воспитания детей; развивает формы   полоролевого поведения, мужественности и женственности. Так как семья рассматривается в качестве важнейшего общественного института первичной социализации личности, семьеведческий блок программы  способствует формированию социального здоровья личности.

Медико – гигиенический блок  дает основные знания об  анатомии, физиологии  организма, гигиене и профилактике болезней; развивает навыки правильного питания, ухода за своим телом, режима труда и отдыха, профилактики заболеваний; формирует отношение к своему телу как ценности;  укрепляет негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотических и токсических веществ.  Таким образом,  данный блок направлен на развитие соматического здоровья личности.

Каждый год обучения включает все 5 блоков, содержание которых взаимосвязано между собой  и  подчиняется общей  логике обучения на данном возрастном этапе.  Соблюден принцип  постепенного усложнения знаний по мере взросления ребенка и перехода его в следующий учебный класс. Объем и содержание  учебного материала, а также формы и методы проведения уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня сензитивности  к усвоению определенных знаний на каждом этапе возрастного развития. В программу обучения дошкольников и младших школьников включены совместные занятия детей и родителей, а также родительский всеобуч, что, по нашему мнению должно способствовать улучшению социально – психологического климата семьи ребенка, приобщать родителей  к воспитанию   здорового образа жизни, повысить эффективность коммуникаций в системе «родитель – ребенок».

Опираясь на теории ценностно – мотивационных детерминант развития личности, каждый год обучения проходит под девизом, отражающим ту или иную  жизненную ценность и подчиняющим себе все содержание данного  года обучения: «Волшебство созидания» (3 год обучения, старшая группа детского сада), «Красота спасет мир» (5  год обучения,  1 класс средней школы), «Все начинается с любви» (11 год обучения, 8 класс средней школы), «Свободный человек – свободный мир», (13 год обучения,10 класс средней школы) и т.д.

Программа рассчитана на 14 лет обучения и охватывает период жизни ребенка с 3–х лет (младшая группа детского сада) до 17 лет (11 класс общеобразовательной школы).

В настоящее время программа «Основы здорового образа жизни»  включена в учебный план с 1 по 11 класс средних учебных заведений  Саратова и Саратовской области.   Разработаны и проводятся мониторинги отдельных блоков (психологический, семьеведческий, медико – гигиенический), результаты которых показывают эффективность формирования здоровой личности  технологиями, заложенными в данной программе.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика