Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Анализ современного состояния профессионально-экологической подготовки личности к деятельности (На примере курсантов ВУЗов РХБЗ)

Шебанов Н.П.
Саратов, Россия

Полный текст

В начале 90-х годов расточительное отношение к интеллектуальным ресурсам общества привело к снижению престижа дипломированного специалиста. Содержание, формы подготовки военных инженеров-экологов несли в себе груз недостатков и противоречий, накопившихся прежде всего как результат насаждений командно-бюрократических методов управления. Наметилось постепенное обесценивание инженерного труда (в том числе и экологического), снизился социальный статус инженера. Эти условия сводили на нет возможности самореализации личности в военно-профессиональной деятельности, гармоничного развития навыков уничтожения ХО у специалистов.

Современное состояние профессиональной подготовки военных кадров в области УХО связано с общим реформированием системы военно-профессионального образования. Основными позитивными тенденциями в развитии системы профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ являются следующие:

  • значительный рост потребностей населения в районе дислоцирования арсеналов ХО в качественно подготовленных военных специалистах по уничтожению химического оружия;
  • формирование идеологии необходимости совершенствования профессионально-экологической подготовки военных специалистов по УХО в единстве общества, образования и личности;
  • осознание необходимости перехода к системе экологической подготовки военных специалистов по УХО;
  • расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения в развитии системы профессионально-экологической подготовки;
  • создание предпосылок для выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности и др.

В системе профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ открыты многочисленные учебные заведения, расширен ассортимент образовательных услуг, включая услуги по переподготовке и повышению квалификации кадров. Укрепляются и развиваются связи профессионально-экологического военного образования с организаторами услуг: открыта целая сеть отраслевых учебных центров подготовки и переподготовки кадров, поставляющих специалистов в области уничтожения ХО.

В 1998 году на основе международного опыта впервые в отечественной системе военного образования была предпринята попытка сформировать ряд специальностей по УХО и выделить их в самостоятельную группу, что позволило системно, с учетом предназначения вузов РХБЗ осуществлять целенаправленную профессионально-экологическую подготовку квалифицированных кадров. Такая подготовка военных кадров обеспечила, в свою очередь, возможность создания различных типов и видов организаций (арсеналов, центров и др.), которые не только оказались более мобильными, чем так называемые смежные вузы МО РФ, но и улучшили качество профессионально-экологической подготовки, увеличили объемы экологической деятельности специалистов и расширили перечень ее применения.

Однако, существует ряд нерешенных проблем и негативных тенденций в области профессионально-экологической подготовки в вузах РХБЗ.

В настоящее время Саратовский ВИ РХБЗ может удовлетворить потребность в военных специалистах по УХО только на 50-55%. Однако экологическая деятельность в сфере УХО развивается очень активно. Это ставит проблему пересмотра учебных планов и программ профессионально-экологической подготовки, обучения курсантов навыкам современной организации и планирования профессионально-экологической деятельности, ее новых навыков и умений, эффективной коммуникации, аналитического и критического мышления, принятия решений и др.

Нехватка военных специалистов по УХО с уровнем образования, соответствующим современным отечественным и международным стандартам, ставит вопрос о необходимости решения проблемы качества профессионально-экологической подготовки. Специфика сферы деятельности выпускников вузов РХБЗ состоит в необходимости непосредственного личного контакта с ОВ, ХО и другими видами ОМП. Это обстоятельство и определяет высокую степень ответственности исполнителей, выдвигая на первый план их профессиональное мастерство, квалификацию, творческий потенциал и факторы мотивации. Однако, по данным экспертов, в настоящее время выпускники вузов РХБЗ могут удовлетворить потребности по УХО только на 25-30%.

Указанные проблемы требуют решения других задач: устранения диспропорции в количестве и структуре учебных часов по специализации и общевоинской подготовке, перехода от узкоспециализированной подготовки к расширению квалификационного профиля военного специалиста по УХО, пересмотра организации профессионально-экологической подготовки в направлении развития постоянной и органичной связи между практикой УХО и всеми компонентами системы профессионального образования.

В условиях проводимых преобразований и реформирования военного образования, частая смена специальностей, учебных планов и программ, несмотря на свою позитивную роль (обновление, улучшение), имеет и негативный фактор: зачастую преподаватели вузов РХБЗ за короткий промежуток времени не успевают решать актуальные педагогические и методические проблемы, связанные с обеспечением условий качественной профессионально-экологической подготовки кадров по УХО, с установлением прочных взаимосвязей с деятельностью арсеналов по хранению ХО. Этим осложняется и проведение многих педагогических исследований, экспериментов в этой области, особенно носящих лонгитюдный характер.

В рамках проблемы совершенствования современной системы профессионально-экологической подготовки военного специалиста по УХО актуальным вопросом становится комплексная подготовка курсантов, ориентированная на качественный результат. Для этого необходимо решить проблемы междисциплинарного взаимодействия, преемственности образовательных звеньев в рамках многоуровневой непрерывной подготовки военных кадров, проектирования научно-методического содержания обучения специалистов по УХО, внедрения инновационных технологий обучения.

Особую проблему при обучении инженеров-экологов составляет установление междисциплинарных взаимосвязей, преемственности в изучении общетеоретических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Экологическая деятельность тесно соприкасается с другими сферами инженерного труда. УХО — прикладная деятельность, служащая целям экологической безопасности страны. Она тесно связана со знаниями других научных дисциплин и использует их достижения. При разработке алгоритма экологической деятельности военный специалист должен учитывать целый комплекс факторов, влияющих на процесс УХО, использовать знания и умения, полученные по смежным предметам.

Таким образом, в качестве основных особенностей экологического образования в вузе РХБЗ могут быть названы:

  • признание экологического образования фундаментальным компонентом образовательной модели (в отличие от дополнительного компонента в других вузах);
  • восприятие его сквозь призму высшего военного инженерного образования, то есть в интересах вооружения военных специалистов по УХО – разумным эколого-техническим взглядом на взаимодействие с природой;
  • понимание того, что экологическое образование является неотъемлемой частью учебного плана на всех уровнях и обязательно для всех курсантов независимо от их основной специальности и специализации;
  • комплексность подбора преподаваемых дисциплин и междисциплинарный обмен информацией;
  • экоцентрический подход;
  • поливариантность (возможность выбора фундаментального или прикладного направлений, объектов и методов и т.д. вплоть до языка написания дипломного проекта и его защиты) как средство воспитания экологического мышления будущего военного специалиста по УХО;
  • непрерывность в течение всего срока обучения в вузе РХБЗ.

Таким образом, обеспечение экологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности по УХО как процесс должно опираться на комплексное формирование знаний, умений, качеств специалиста, положительно влияя на профессиональное развитие обучаемых.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика