Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого-педагогический аспект

Лысенко Е.М.
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры специальной психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
e-mail: lem280662@mail.ru

Полный текст

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает вопрос о профессиональной подготовке студентов-дефектологов, так как на сегодняшний день, к огромному сожалению, практически повсеместно наблюдается ухудшение физического, психического, соматического и нравственного здоровья детской популяции: 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации и приблизительно 9-11% - в помощи дефектолога. Профессионалу-дефектологу нередко предъявляются самые высокие требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию ресурсных возможностей.  Противоречие между возросшими требованиями со стороны общества, требованиями к деятельности дефектолога и сформированными в вузе социально и профессионально важными качествами личности разрешается в ведущей профессионально-педагогической деятельности, детерминирующей следующие психологические новообразования: профессиональное самоопределение, профессионально важные качества личности, профессионально-ценностные ориентации.

Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи, чтобы быть профессионально успешными, должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, децентрацию, хорошую саморегуляцию, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, эмпатичность, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность.

В то же время профессия дефектолога в большей степени, чем близкие ей профессии, подвержена разнообразным деструкциям.

Подготовка дефектологов, подобно подготовке психологов, претерпевает «британский недуг» (Дж. Равена), т.е. у будущих специалистов формируются неадекватные убеждения, ценности, установки. Сложность и парадоксальность ситуации формирования профессиональной компетентности и профессиональной идентичности представлена в том, что специалисты, имеющее базовое дефектологическое образование, не работают по специальности. В то же время работают дефектологами и психологами и идентифицируют себя в качестве таковых те специалисты, которые прошли определенный путь профессионального становления вне дефектологии и психологии (Худякова Т.Л.).

Профессиональное становление – это не только прогрессивное развитие, не только приобретения, но и потери. Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как выполнение конкретных видов труда не требует многообразных качеств и способностей личности, многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова).

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты.

В настоящее время признаки профессиональных деформаций классифицируют по разным основаниям:

I. по степени отклонения от социальной нормы (Б.Н. Новиков);

II. по степени выраженности делинквентного поведения в процессе исполнения социальной роли;

III. по степени выраженности дисгармоний в развитии личности, превращающих субъектов в узких специалистов. Последний различают по:

  • глубине деформированности личности;
  • широте деформированности личности (глобальная или парциальная);
  • степени устойчивости проявлений деформации: временная (случайная) или постоянная  (закономерная);
  • скорости наступления профдеформаций (на ранних стадиях профессиональной деятельности – на поздних стадиях).

Как отмечает Н.Б. Московина, на сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация личностно-профессиональных деформаций педагогов. Ею введен термин «третье состояние», заимствованный из медицинских и валеологических источников и означающий неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. «Третье состояние» - это возможность, подаренная природой для реализации механизмов по восстановлению утраченных ресурсов организма. С ее точки зрения, о «третьем состоянии» можно говорить как о предмете: а) медицинских исследований (повышенная невротизация, риск сердечно-сосудистых заболеваний, астения); б) валеологических исследований (низкая культура самосохранения, неумение вести здоровый образ жизни, превращение здоровья в средство достижения жизненных целей; в) психологических (напряженность, раздражительность, жесткость субъективных установок, внутренняя неуверенность, потеря восприятия реальности своей личности, расщепленность личности, дисгармония между интеллектуальным и эмоциональным, сознательным и бессознательным); г) педагогических (дидактизм, монологизм, гипертрофированная оценочность). Н.Б. Московина рассматривает деформацию как компенсацию, но не только в привычном смысле как возмещение, восполнение одних функций и качеств за счет других, но и как компенсацию более опасных нарушений, например, нарушений физического и психического здоровья. Вследствие этого деформацию нельзя преодолевать пока неизвестно, от каких более серьезных деформаций данная проблема может защитить учителя. Думается, что данная точка зрения не лишена рационального подхода к психологии профессионала.

Психологические защиты могут являться наиболее ранней причиной формирования и развития профессиональных деформаций. З. Фрейд определял их как бессознательную стратегию Эго, используемую индивидом для защиты от открытого выражения Ид и встречного давления со стороны Супер-Эго. В самом общем виде психологическую защиту можно определить как объективно существующую психическую реальность, неподвластную сознательному контролю и управлению. Основная роль действующей психологической защиты - это примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации, доминирующей мотивации или столкновения противоположных потребностей партнеров по общению. Наиболее ценным является подход к классификации психологических защит, основанный на представлении о связях конкретных эмоций и специфических Эго - защитных механизмов, который был предложен американскими психологами Р. Плутчиком и Х. Конте. В концепции рассматриваются восемь основных эмоций, присущих всем людям, и соответствующие им восемь вариантов психологической защиты: удивление - регрессия, гнев - замещение, принятие - отрицание, страх - вытеснение, отвращение - проекция, уныние, тоска - компенсация, радость - гиперкомпенсация, чувство предвосхищения - рационализация. Одинаковое поведение в определенных социальных ситуациях с интенсивным использованием одной и той же психологической защиты приводит к искажению характера субъекта. При таком подходе у дефектологов постепенно формируются негативные черты характера: навязчиво дидактическая манера себя вести, менторство, внешний обвинительный стиль, эмоциональное застревание, патогенное мышление, отождествление себя с ролью и функцией учителя. Позиция «на пьедестале» с годами становится доминирующей в поведении, разрушающе действует на  самого педагога, усиливая «феномен сгорания»: профессиональную стагнацию, неудовлетворенность работой, низкий уровень самооценки и самоуважения.

Студенты подвергаются невротизации, психопатизации, формированию двойного жизненного стандарта, обречены на пассивность или демонстративную агрессивность в поведении. Прежде чем определить основные направления профилактики профессиональных деформаций у дефектологов, на наш взгляд, целесообразно остановиться на характеристике этапов профессионального становления и представить структуру профессиональной компетентности специалиста.

Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Профессиональная деформация качеств личности проявляется при негативном влиянии профессиональной роли. Известно, что в наибольшей степени деформация выражена у представителей тех специальностей, чья работа связана с людьми, у которых имеются отклонения от нормы в физической, интеллектуальной, мотивационно-волевой, поведенческой или личностной сферах. А.Л. Свенцицкий, подчеркивая значимость изучения профессиональной деформации, писал: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации. Человек и в других социальных ролях не может выйти за рамки сложившегося стереотипа, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям» [11. С. 40].

Нельзя не согласиться и с мнением Р.М. Грановской, которая утверждает, что характер деформации может определять не только профессия, но и высокое должностное положение, что может привести к возникновению чувства превосходства, высокомерия, несамокритичности, отсутствию чувства юмора, исчезновению простоты в общении, обеднению эмоциональной сферы, сухости в межличностных отношениях [3].

Применительно к профессиям типа «человек-человек» для объяснения деформирующего влияния личности профессионала можно рассматривать механизмы сращивания, уподобления, вживания, вчувствования, идентификации, перевоплощения в предмет и объект труда.

Среди личностных переменных профессиональной деформации можно указывать на возраст, пол, семейное положение, стаж работы, уровень образования, характер трудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, стрессоустойчивость, характерологические свойства, уровень эмпатии, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свойства нервной системы, способности и т.д.

Для того чтобы стать профессионалом в своей области, человек вынужден потратить годы и даже десятилетия на усвоение, поддержание и развитие специализированных качеств, на выход из кризисов профессионального становления. В этот период формируются профессионально значимые качества, а в неблагоприятных условиях под влиянием повторяющихся проблемных моментов в избранной области профессиональной деятельности деформируются личностные качества.         Анализ социологической, социально-психологической, психолого-педагогической литературы позволил показать соотношение трех групп профессионально важных признаков в разной степени поддающихся формированию и коррекции:

  • профессионально важные признаки и важные для профессиональной деятельности функции, трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности человека;
  • профессионально важные признаки и важные для профессиональной деятельности функции, которые удается развить в обучении, и потому они должны быть включены в программу профессиональной подготовки в вузе;
  • профессионально важные признаки и функции, которые оказываются наиболее гибкими и подверженными функциональному распаду под влиянием длительной и/или напряженной профессиональной работы. Именно эти качества должны подвергаться целенаправленной профилактике.

На стадии профессионального образования все студенты-дефектологи могут переживать кризис профессионального выбора. В этом случае появляются сомнения в правильности выбора из-за недовольства отдельными учебными предметами, опасениями по поводу своей профессиональной некомпетентности. Этот кризис отчетливее проявляется в начале и в конце обучения в вузе и за редким исключением преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную, так как из года в год усиливается профессиональная направленность учебных дисциплин, а выход на педагогическую и психологическую практику в коррекционные образовательные учреждения придает студентам уверенность в своих силах.

 В молодости юноши и девушки приступают к самостоятельной трудовой деятельности, вступают в брак, но их социальные ожидания не всегда оправдываются, что требует пересмотра «Я-концепциии» и смысла жизни. В этот период может возникнуть «кризис экспектации» [6] из-за невозможности устроиться по специальности, вынужденного получения дополнительного профессионального образования, отсутствия профессионального опыта, некомпетентности, неумении взаимодействовать с другими специалистами разного возраста и квалификации. Как правило, профессиональная адаптация происходит стихийно, и ее успешность зависит от мобильности, от уровня подготовленности. Дефектолог осваивает технологии выполнения профессиональной деятельности и приобретает необходимый набор качеств личности для профессионального поведения (профессиональную идентификацию, социально-профессиональную рефлексию), что и знаменует завершение стадии профессиональной адаптации.

На стадии зрелости специалист постепенно погружается в кризис социально-профессионального роста, вызванный неудовлетворенностью социально-профессиональным статусом: квалификационным разрядом, категорией, должностью, взаимоотношением с коллегами. В этот период ярко выражена потребность  в самореализации и самоосуществлении в профессии. Хорошие специалисты стремятся к сверхнормативной активности, усовершенствованию профессионально обусловленных черт характера. Однако наряду с проявлениями социально-профессиональной самоактуализации все чаще имеют место профессиональные деформации. Проявление профессиональных деструкций усугубляется социальными проблемами (недостаточный заработок, вынужденность подработки, которая отнимает время от возможности быть в курсе новых теоретических концепций и технологий в области логопедии, распад семьи и т.д.), отходом от профессионального совершенствования в сферу социально-бытового творчества, хобби, садоводства, злоупотреблением алкоголем, азартными играми, пустым времяпрепровождением. С годами ослабляются психофизиологические и психические функции, человек постепенно стареет, сужаются перспективы профессионального продвижения, карьеры. Эти изменения сказываются на эффективности социально-профессионального взаимодействия. Э.Ф. Зеер отмечает, что после 50 лет у специалиста возникают «психологическая импотенция», профессиональные деформации, консервирование прежних отношений и способов жизнедеятельности, потеря чувства профессиональной идентификации. Данные деструкции порождают тревожность и потерянность. Компенсаторным механизмом может служить чувство уверенности в себе, самопринятие.

Объем информации, которую должен усваивать дефектолог как в учебно-профессиональной, так и в профессиональной деятельности в целом, постоянно увеличивается, скорость обновления информации возрастает, однако ресурсы человеческой психики (величина поля зрения, объем памяти, психофизиологические функции) практически не изменяются, а быть может и ухудшаются, что приводит к экономии сил. У профессионала могут сужаться профессиональные интересы до узкой области специализации: только работа с отдельными группами речевых нарушений, овладение однотипными техниками работы с детьми-логопатами и т.д. В связи с этим С.П. Безносов подчеркивает мысль о том, что глубина профессионализма и его одновременная ограниченность всегда взаимосвязаны, поскольку ограниченность возможностей дефектолога обусловливает «вынужденность» узкоспециализированного подхода к своему труду [2].

Негативными последствиями профессиональной деятельности являются, во-первых, сужение личности человека до субъекта, когда востребованными оказываются только субъектные качества – знания, умения, навыки, а не личностные. Личностные качества человек проявляет вне пространства профессионального труда. Прекратив выполнение актов профессионального труда, прервав исполнительские действия, человек имеет возможность личностно отнестись к таким моментам своей деятельности, как технологии, нормы, условия труда. По окончании рабочего дня формально человек остается логопедом, то есть носителем профессиональной роли, но содержательно он не выполняет профессиональных обязанностей и поэтому не является субъектом профессиональной деятельности. В этот период, не выполняя исполнительскую функцию, дефектолог может выполнять функцию аналитика (пересматривать структуру своей деятельности), контролерскую функцию (заполнять журнал проведения консультирования и ведения коррекционно-развивающих занятий), экспертную (оценивать результативность занятий, намечать общие направления совершенствования своей профессиональной роли) и т.д.

Специалист часто сужает клиента до предмета своих узких профессиональных интересов и обязанностей. Узкая предметность отношения профессионала к бытию касается средств, орудий, способов, операций, целей, планов, программ, методов работы в избранном направлении. Последствиями субъект - предметного подхода в профессиях типа «человек-человек» являются: в педагогике у учителя - навязчиво дидактическая манера всех учить и дидактогения (страх процесса обучения) у учащихся, в медицине у врача – поиск симптомов заболевания у лиц из ближайшего окружения и у пациента – ятрогении (нахождение несуществующих признаков заболевания), в правоохранительной практике -отношение к людям как потенциальным преступникам и в судебном процессе - обезличивание человека.

В последнее время много внимания уделяется изучению профессиональных деформаций медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, гораздо меньше внимания уделяется профессиональным деформациям педагога, олигофренопедагога, психолога, логопеда, дефектолога. В данной статье остановимся на некоторых характеристиках неуспешно работающих дефектологов. Проявляется практическая необходимость разработки эффективных методов профилактики и реабилитации профессионального угасания (выгорания). В качестве основной теории угасания нами была принята концепция Ch.Maslach. В соответствии с ней в различных профессиональных коллективах существуют общие составляющие элементов угасания - эмоциональное истощение, деперсонализация и неудовлетворенность личными достижениями.

Можно отметить, что к профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:

  •  высокая степень ответственности за результаты основной деятельности;
  • боязнь ошибок и неудач;
  • перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;
  • трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (длительная подготовка к работе, дополнительные занятия во внерабочее время);
  • аддикция к работе (трудоголики);
  • высокий темп жизни, ускорение темпа многих физических и психических функций;
  • постоянное стремление к соревнованию и конкуренции, к выдвижению;
  • вечный дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;
  • неспособность к релаксации.

Психологические отклонения, несовместимые с профессией дефектолога:

  • негативное отношение к детям с нарушениями в развитии;
  • психологическая неустойчивость.

К признакам профессиональных деформаций дефектолога можно отнести:

  • потерю ощущения своей деятельности как благородной миссии;
  • склонность к обезличиванию: ребенок рассматривается как объект воздействия, а его речевые нарушения как поломка, которую нужно устранять, не ориентируясь на личностные особенности человека;
  • неиндивидуальный подход к работе с клиентами, когда оказание помощи детям ставится на поток и пропадает индивидуальная ответственность за каждого логопата;
  • недооценка моральной поддержки ребенка с нарушениями развития;
  • дегуманизация взаимоотношений «дефектолог – клиент с нарушениями развития», дефицит милосердия;
  • нарушение этических норм: разглашение информации о проблемах клиента, грубость, бюрократизм, взяточничество (Н.Н. Блохин, В.В. Вересаев).

В настоящее время возникла настоятельная необходимость в создании профилактических программ профессиональной деформации, реализуемых в ходе психолого-акмеологического сопровождения труда дефектологов. Акмеологический характер модели способствует раскрытию творческих возможностей личности, обеспечивает продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и сохранение здоровья. Комплекс мер медико-психолого-педагогического характера, назначение которых – ослабление косвенным путем деформирующего влияния деятельности логопеда на субъекта профессиональной деятельности будет способствовать созданию условий для восстановления и актуализации личностно-профессионального ресурса учителей (О.С. Анисимов, А.С. Гусева, П.А. Корчемный, В.Г. Михайловский, М.Ф. Секач, А.П. Ситникова). Психолого-акмеологическое сопровождение логопедов, работающих в образовании и в здравоохранении, может осуществляться, на наш взгляд, психологическими службами или отдельными психологами, валеологами, медиками, работающими в данных учреждениях.

Из опыта М.Ф. Секач следует, что акмеологическое сопровождение в сфере предупреждения деформаций в профессиональной деятельности персонала целесообразно вести по следующим направлениям:

  • акмеологическое моделирование профессиональной деятельности;
  • экспертный мониторинг профессионализации персонала, развитие их творческого потенциала в процессе труда;
  • выявление отдельных профессиональных деформаций и их преодоление;
  • актуализация саморегуляции психической устойчивости в рамках психолого-акмеологического сопровождения [10].

Направления деятельности могут включать медицинские аспекты (лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж), психологические аспекты  (релаксационные программы, тренинги личностного роста, уверенности в себе, креативности, конфликтологической компетентности, индивидуальные консультации психологов и психотерапевтов); педагогические аспекты (группы профессиональной поддержки, творческие мастерские, дискуссии на актуальные педагогические темы); досуговые мероприятия (спортивные соревнования, танцевальные вечера, дающие физическую разрядку накопившейся отрицательной энергии).

Одним из основных путей профилактики профессиональных деформаций является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которой дефектологи постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки. Огромное значение для предупреждения синдрома профессионального угасания, выражающегося в «эмоциональном истощении», «деперсонализации», «неудовлетворении личными достижениями» имеет развитие у дефектологов компонентов психической устойчивости – волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессионального.

Нами была составлена программа профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций, предназначенная для дефектологов. Она включает несколько блоков.

I блок – диагностический

Цель: диагностика профессиональных и личностных качеств дефектологов в сфере образования и здравоохранения, выявление факторов риска профессиональных деформаций и степени их выраженности.

II блок – просветительский

Цель: информирование дефектологов о профессионально значимых качествах личности и дисфункциональном развитии, о путях предупреждения появления и усиления деформаций, о направлениях самосовершенствования для предотвращения профессиональных деформаций.

III блок – коррекционно-развивающий

Цель: гармонизация и оптимизация развития личности профессионала дефектолога, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение эффективными способами деятельности и саморегуляции.

IV блок – оценочный

Цель: выявление динамики реакций, способствующих позитивным поведенческим проявлениям и переживаниям, стабилизации профессионально значимых личностных качеств дефектолога.  

Нами подбирались или разрабатывались упражнения, направленные на профилактику профессионально-личностных деформаций, которые были объединены в группы в соответствии с определенной темой.

Упражнения группы № 1. Построение персональной программы коррекции и развития педагогической направленности для отдельных дефектологов.

Упражнения группы № 2. Развитие отдельных сторон педагогической направленности, блокирующих развития деформированных личностных новообразований.

Упражнения группы № 3. Оживление приятных профессионально значимых событий, способствующих актуализации позитивного отношения к избранной профессии.

Упражнения группы № 4. Альтернативные стратегии профессионализации дефектолога.

Упражнения группы № 5. Оценка структуры профессиональной деятельности, вербального и невербального поведения дефектолога.

Упражнения группы № 6. Профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость дефектолога.

Упражнения группы № 7. Внутриличностные противоречия как движущие силы профессионального развития дефектолога.

Упражнения группы № 8. Профессиональное здоровье дефектолога.

Упражнения группы № 9. Психологические технологии изменения поведения дефектолога: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Упражнения группы № 10. Оценка процессов (мотивационных, когнитивных, аффективных, поведенческих) на стадии устранения профессиональных деформаций.

Упражнения группы № 11. Развитие рефлексии, самопознания, самооценки как важнейших предпосылок и условий коррекции и активизации профессионально-педагогической направленности.

Упражнения группы № 12. Активизация гуманистической направленности  дефектолога.

Упражнения группы № 13. Пути активизации творческого потенциала.

В процессе оценки профессиональной деятельности дефектологов обнаружились три группы профессионалов.

1. Дефектологи, не имеющие серьезного намерения изменить свое поведение.

2. Дефектологи, начинающие всерьез рассматривать возможность изменения своего поведения.

3. Дефектологи, стремящиеся при первой же возможности преодолеть профессионально-личностные деформации.

Итак, профессиональные деформации имеют тенденцию к глобализации, то есть от отдельные психические процессы они могут иррадуировать в сферу субъективных отношений личности, ее мировоззрение;

  • чаще всего профессиональные деформации проявляются в сфере «человек – человек», а именно во взаимодействии с лицами, чье поведение, интеллект, речевое развитие, здоровье отклоняются от нормы (правонарушители, люди с нарушениями интеллектуального развития, логопаты, пациенты);
  • если на первых этапах появления деформации легко предотвращать ее негативные последствия, то позднее это будет сделать очень сложно;
  • одной из наиболее крайних форм деформации можно считать сугубо формальный и функциональный подход к людям;
  • надежными способами предупреждения профессиональных деструкций является разработка программы профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций и внедрение этих программ в ходе акмеологического сопровождения профессиональной деятельности логопедов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Асмолов А.Г. Развитие вариативного образования: мифы и реальность // Magister. 1995. №1.
  2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.  СПб., 2004.
  3. Грановскеая Ф.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.
  4. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». М., 2004.
  5. Дмитриева М.А. Психологический анализ системы  «Человек – профессиональная среда // Вест. Лен. ун-та, 1990.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.- Воронеж, 2003.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  8. Москвина Н.Б. Попытка методологической автоэкспертизы диссертационного исследования // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации. Волгоград, 2003. С. 194-199.
  9. Психолого-педагогическая диагностика / Сост. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская. М., 2003.
  10. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2003.
  11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1987.
  12. Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб, 1994.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика