Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Социально-психологические факторы качества жизни преподавателей высшей школы

Рогов М.Г.
доктор психологических наук, декан специального факультета психологии, профессор кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования (ПМВПО) Казанского государственного технологического университета, Казань, Россия
e-mail: gum@cnit.ksu.ras.ru

Казакова У.А.
Казань, Россия

Полный текст

Проблема изучения образа жизни педагогов высшей школы сопряжена с социально-экономическими трансформациями, изменениями политической ситуации в стране, сменой идеологических взглядов, моральных принципов и нравственных позиций нового общества. Следствием общественных преобразований стало формирование качественно новых экономических условий жизнедеятельности граждан и изменение ранее существовавших социальных представлений.

В ходе переустройств современного общества возрастает важность не только материальных основ жизнедеятельности социальной среды, но и духовных, культурных ценностей. Формирование нравственного потенциала общества находится в ведении такой социальной группы, как педагоги. Образ жизни, субъективная оценка качества жизни, ценностные ориентаций педагогов – все эти социально-психологические категории найдут своё отражение в формировании социального сознания будущего поколения.

По определению А.И. Донцова, сущность социальной группы рассматривается сквозь призму «относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности» [3. С. 175]. Изучая образ жизни преподавателей высшей школы, необходимо учитывать специфику профессиональной педагогической деятельности данной социальной группы, которая связана с непосредственным участием педагогов в трансформациях социальной среды посредством взаимодействия с учащейся молодёжью, студентами. Содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателей предполагает рассмотрение таких задач, как передача научного знания, обеспечение преемственности социального опыта поколений, образа жизни, моральных принципов современного общества.

Категория «образ жизни» охватывает целый ряд показателей: «в образе жизни находят отражение зрелость экономической организации общества и соответствующее развитие условий труда и быта, социальных отношений форм власти и осуществления своих прав личностью и группой, форм участия в выработке и принятии социально значимых решений, форм удовлетворения своих материальных и культурных потребностей» [2. С. 231].

В содержание определения «образ жизни» наряду с индивидуальными, социально-психологическими особенностями, уровнем жизни, менталитетом как отдельного индивида, так и в целом социальной группы можно отдельно обозначить такую социально-психологическую категорию, как «качество жизни» [Там же].

В ходе эволюции суждений о взаимодействии отдельного субъекта и общества, основной проблемой на всех этапах оставалось определение соотношения экономического роста и благополучия личности. Первые исследования в области дефиниции понятия «качество жизни» проводились в середине XX века. Изучаемое определение было призвано преодолеть лимиты, установленные иными индикаторами личного и социального благополучия. Длительный период времени такими показателями служили критерии уровня жизни, представляющие собой «оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, которая поддаётся количественному измерению в денежных или натуральных единицах» [2. С. 235].

Оценка качества жизни охватывает более широкий спектр вопросов. В данное понятие помимо содержания деятельности индивида, его досуга, входит степень удовлетворенности как от первого показателя, так и от второго, уровня комфорта в труде и быту, от удовлетворённости потребности в общении, знаниях, реализации творческого потенциала. По мнению В.А. Хащенко, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений [8. С. 46].

Один из западных исследователей в этой области Дж. Гелбрейт определил качество жизни как «возможность потребления благ и услуг» («Общество изобилия»), тем самым вывел данное суждение за пределы количественных, экономических показателей. В своей работе автор выделил три этапа становления исследуемой концепции «качества жизни».

Первый период соответствует 50-60-м годам XX столетия, когда доминирующим Дж. Гелбрейт определил экономический подход, при котором качество жизни детерминированы материальными достижениями на государственном уровне (ВНП).

Второй этап 60-70-е годы, когда феномен качества жизни отражает уровень соотнесённости экономической и социальной эффективности, причём акцент смещается на социальные характеристики, соотнесённые с нематериальным благополучием (доступность медицинского обслуживания, условия труда и отдыха и т. д).

Третьему этапу в работе Дж. Гелбрейта соответствует период 70-х гг., когда возникает концепция «субъективного качества жизни» в основе, которой – «самоощущение личности».

За весь период исследований, ведущихся в русле изучения концепции субъективной оценки качества жизни населения, многие отрасли науки, социологии, экономики, медицины, психологи обращались к данной проблеме. В каждой области научного знания доминирует своя специфика: экономисты (Гелбрейт Дж., Инглхарт Р., Питерсон Р., Кюнг Э., Берг О., И. Штеффен) при изучении качества жизни, как правило, выявляют взаимосвязь «уровня жизни» и «качества жизни», социологи (Ж. Аттали и М. Гийом, А. Марш) интересуется общей оценочной картиной качества жизни населения, некоторые психологи (Э. Фромм), занимаясь данным вопросом, рассматривали его через призму влияния материального благосостояния личности на её индивидуальное качество жизни. Все эти исследования обладают своей научно-отраслевой спецификой при взгляде на определение «качества жизни» и не раскрывают человеческой сущности и содержания концепции качества жизни.

В отечественной науке одним из первых упоминаний о качестве жизни было сделано Бердяевым в 1918 году: вопрос о «высоком качестве бытия» народов [1. С.48]. В этом же году С.Г. Струмилин предпринял первые попытки расчёта прожиточного минимума и разработки «индекса стоимости жизни»[1. С. 50], впервые в России была введена минимальная заработная плата, приравненная к прожиточному минимуму. Длительное время в отечественной литературе категория «качества жизни» трактовалась исключительно как немарксистская категория буржуазной жизни. В словаре современной западной социологии термин «качество жизни» комментируется как «направление в американской и западноевропейской социологии, возникшее в середине 60-х годов XX века в США на базе расширения понятия социальных индикаторов» [4. С.128].

Одним из первых отечественных исследователей, кто затронул категорию «качества жизни» не с точки зрения критики, а как объект научного исследования, стала Н.М. Римашевская [5. С. 75]. В своих работах она рассматривает категорию «качества жизни» как одну из составляющих благосостояния населения, подчёркивая, что данное определение «характеризует, прежде всего, состояние самого субъекта общественной жизни человека».

В работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Кроника понятие «качества жизни» связано, в первую очередь, с идеей «жизненного пути». К.А. Абульханова ввела термин «стратегия жизни» [6. С. 93], в основе которой лежит активность самой личности, её стремление вырабатывать свои приоритетные ценности и преобразовывать их жизненные принципы.

В.А. Хащенко «отношение индивида к собственному материальному положению» рассматривает как «существенный регулятор его повседневного экономического поведения и отношений собственности, поиска и определения своей позиции в социально-экономической действительности» [8. С. 43].

В настоящее время появилась необходимость привлечения психологических теорий и исследований для изучения экономических феноменов, социальных явлений, гуманизации политических реформ, при изучении сознания человека, степени его удовлетворённости жизнью.

Экономические реформы, социально-политические изменения последних лет повлекли за собой колоссальные изменения в структуре общества: произошла смена приоритетов, моральных ценностей, принципов. Безусловно, внутренние социальные преобразования нашли своё отражение во всех сфера жизнедеятельности человека (экономика, образование, медицина и т. п.), расслоение общества произошло адекватно уровню дохода населения.

Изменения, коснувшиеся системы высшего образования, внесли свои коррективы и в индивидуальную систему ценностей преподавателей высшей школы, субъективную оценку качества жизни. Рыночная экономика выдвигает свои суровые требования к профессиональной сфере преподавателей высших учебных заведений. Переход от единой общности к многообразному гражданскому социальному строю привело к вскрытию многих социально-экономических проблем.

На протяжении развития представлений о взаимодействии личности и общества, центральным вопросом, который по-разному решался на разных этапах, оставлялся вопрос о соотношении экономического роста и благополучия личности. В середине XX столетия возникает понятие «качество жизни», которое призвано преодолеть ограничения других индикаторов общественного и личного благополучия.

Наше исследование, направленное на выявление социально-экономических факторов качества жизни педагогов вузов, опирается на методику Углановой Е.А. [7. С.182], в основе которой лежит разработка Кемпелла А. «Качество американской жизни».

Респондентам предлагается оценить собственную жизнь, используя противоположных по смыслу определений: (жизнь) Скучная – Интересная, Лёгкая – Тяжёлая, Несчастная – Приятная, Бесполезная – Имеющая смысл, Насыщенная – Пустая, Одинокая – Дружелюбная, Обнадёживающая – Обескураживающая, Свободная – Ограниченная, Неутешительная – Стоящая, Не даёт мне шансов – Предлагает мне лучшее. Затем предлагалось оценить «жизнь в целом».

По проведённым нами исследованиям на основе данной методики составлена табл. 1 под названием «Жизнь», систематизирующая принятые результаты. В ней раскрываются полученные значения по пятибалльной шкале, а итогом является оценка респондента жизни в целом.

С позиции балловой системы составляющих данной категории были получены следующие результаты: среди самых высоких показателей – параметры (жизнь) «имеющая смысл» - 4,42 балла и «стоящая» 4,01.

Вероятно, этот факт частично отражает специфику профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. В связи с полномочиями социального статуса, которыми наделён преподаватель, педагог вуза обладает весомым авторитетом перед своими воспитанниками.

Неразрывность учебно-воспитательного процесса обуславливает позицию преподавателя: параллельно с преподаванием одной из дисциплин он является личностью, вступающей во взаимодействие с огромным числом представителей подрастающего поколения, тем самым оказывая непосредственное влияние на мировоззренческую позицию молодёжи. Преподаватель находится в постоянном потоке информации о проблемах, целях и задачах жизнедеятельности не только студентов вуза и учащейся молодёжи в целом, но и в центре внимания всего педагогического коллектива факультета, вуза. Ощущение востребованности, «нужности» присутствует в каждом моменте педагогической работы преподавателя высшей школы, что подтверждается также показателем – (жизнь) «стоящая» - 4,1 балла.

Аналогичное обоснование можно привести тому, что максимальный балл в оценке удовлетворённости жизнью получил критерий «имеющая смысл» - 4,42. «Смысл» жизни педагога трудно переоценить, так как в его руках находится воспитание нового поколения. Именно поэтому то, как преподаватель оценивает качество своей жизни, каких морально-этических принципов придерживается, во многом найдёт свое отражение в поведении, во взглядах, ценностных ориентациях будущей интеллигенции.

Категория жизни «интересная» большинством респондентов была оценена на 4,24. Данный показатель объясняет другую особенность преподавательской деятельности: элемент творчества, процесс непрерывного научного поиска, постоянного духовного роста пронизывают каждый элемент профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Состояние постоянного интеллектуального движения обеспечивает личности педагога ощущение насыщенности, интенсивности его жизнедеятельности.

Полученные результаты по категории (жизнь) «дружелюбная», составили 4,04 балла из 5 возможных. Этот факт, отражает психологический настрой преподавателей вузов на окружающих их студентов и коллег, родных и близких и окружающий мир в целом. Суть преподавательской деятельности заключается в постоянном взаимодействии с людьми, что обуславливает отношение к человечеству по принципу Жан-Жака Руссо: «Каждый человек добр!» Обеспечить эффективность учебно-воспитательного подхода возможно только при условии полного взаимного доверия, взаимопонимания и только после этого взаимодействия между педагогом и воспитанниками, что невозможно без позитивного отношения к каждому человеку, признания его как самостоятельной личности.

Достаточно высокие показатели соответствуют категориям (жизнь) «приятная» - 3,96 балла, «обнадёживающая» - 3,92, «предлагает мне лучшее» - 3,84, что ещё раз подтверждает высокую позицию оценки «жизни в целом» (3,76). Данные параметры характеризуют самоощущение респондентов, их общее настроение относительно оценки их жизни. Критерий (жизнь) «обнадёживающая» выявил уровень оптимизма во взглядах на будущие проекты респондентов, их внутренний настрой на прогнозирование планов своей индивидуальной и социальной жизнедеятельности. В свою очередь, параметр (жизнь) «предлагает мне лучшее» свидетельствует о достаточно высокой оценке степени удовлетворённости респондентов от реализации целей, задач и об определённых положительных итогах жизнедеятельности педагогов высшей школы.

Средний показатель составляет определение (жизнь) «лёгкая» - 3,28, а самые низкие баллы соответствуют категориям (жизнь) «пустая» - 1,8 и «ограниченная» - 2,6.

Полученный результат по параметру (жизнь) «лёгкая», возможно, обусловлен тем, что преподавательская деятельность сопряжена с огромным количеством событий, постоянным взаимодействием со студентами и коллегами, с необходимостью принимать решения, нести груз ответственности за жизнедеятельность своих подопечных, что, несомненно, составляет определённую долю трудности при выполнении профессиональных, творческих и в целом жизненных задач педагогов.

Низкая оценка категорий (жизнь) «пустая» - 1,8 и «ограниченная» - 2,6  подтверждают предположения относительно творческой продуктивности, насыщенности, колоссального духовного потенциала преподавателей высшей школы. Стремление внести свою лепту в создание чего-то нового, лучшего, в преобразование нашей действительности, ощущение потребности в постоянном собственном интеллектуальном развитии чрезмерно «наполняет» все сферы жизнедеятельности педагогов и даёт осознание возможности участия каждого педагога в глобальных преобразованиях общества.

Проанализировав оценку качества отдельных сфер жизни (по пяти балльной шкале) преподавателей высшей школы, была составлена сводная табл.2 наиболее значимых социально-экономических факторов жизнедеятельности педагогов вузов.

Было выявлено, что самый высокий оценочный балл в жизнедеятельности педагогов отводится образованию – 3,98. Такой факт свидетельствует о важной роли образования в преподавательской среде, о полном осознании того, какие социально значимые, учебно-воспитательные функции реализуют педагоги в своей профессиональной деятельности.

Другая весомая сфера жизнедеятельности педагогов высшей школы, играющая важную роль в оценке качества жизни в целом – это работа – 3,74 балла. Эффективная профессионально-педагогическая деятельность не возможна без использования всего созидательного потенциала личности преподавателя, без чувства творческой самореализации в работе как со студентами, так и в отдельных отраслях научного знания.

Примерно в равных долях оценены педагогами такие сферы жизнедеятельности как домашнее хозяйство – 3,52 и здоровье 3,5. Данные результаты можно расценивать как следствие того, что качество жизни преподавателя обусловлено не только высокой степенью удовлетворённости профессиональной деятельности, но и социально-экономическими условиями его существования.

В свою очередь, категория «доход» составила 2,86 баллов, причём оценка уровня собственного дохода преподавателями вузов рассматривается в 72% как «средний» и «неадекватный относительно затраченных усилий».

Средние показатели оценки качества разных факторов жизнедеятельности соответствую категориям «жильё – 3,46» и «брак и семейная жизнь – 3,44», «культурная жизнь – 3,4», «досуг – 3,3».

Благоустроенность условий труда и отдыха, удовлетворённость браком и семейной жизнью, интересная и активная культурная жизнь преподавателей являются показателями качества жизни, обеспечивающими эффективность процесса жизнедеятельности педагогов высшей школы. Исследуемые критерии способствуют формированию положительного настроя преподавателя как в рабочем, профессиональном коллективе педагогов, так и вне стен аудиторий вуза. Творческое начало в преподавательской деятельности подразумевает необходимость принятия непосредственного участия преподавателя в социальной, культурной жизни общества, что помогает педагогу находить общие темы и интересы во взаимодействии со студентами в индивидуальной работе, при установлении контакта с группой, содержит огромный потенциал для творческой самореализации личности педагога, делает его жизнь более насыщенной, разнообразной и наполняет новым содержанием.

Безусловно, высокая субъективная оценка такой категории жизнедеятельности, как «брак и семья» влияет на то, как позиционирует себя преподаватель относительно своих студентов и коллег. Какое настроение, какие моральные принципы привнесет он в формирующееся социальное сознание его воспитанников, во многом будет отражением его собственных мировоззренческих позиций, результатом оценки его индивидуальной жизнедеятельности.

Одни из самых низких показателей соответствуют таким параметрам, как «окружающая среда – 2,44», «правительство – 2,46», «социальное обеспечение и здравоохранение – 2,48», «безопасность – 2,78», что, на наш взгляд, является отражением экономической нестабильности нашего общества, результатом социальных реформ, трансформаций системы образования и здравоохранения.

Важными вопросами, касающихся ведущих жизненных ценностей, является «что наиболее важно для Вас в жизни?», «чего Вам больше не хватает в Вашей жизни?».

Подвергнув контент-анализу ответы респондентов, мы выяснили, что для 98,7% опрошенных приоритетными сферами, обладающими доминирующим значением для испытуемых, стали: семья (отношения с детьми, родными и близкими), материальное благосостояние, состояние здоровья в равных долях, 13% испытывают недостаток во времени, 15% - в уверенности в завтрашнем дне, 6% в общении, дружбе и понимании.

Относительно оценки своего уровня жизни результаты опроса респондентов составили следующую картину: финансовое положение как «ниже среднего»; финансовое положение в ближайшее время - «не изменится», экономическое положение в стране - «не изменится». Подавляющее число опрошенных (96,9%) считают свой доход неадекватным относительно затраченных усилий, не вполне способным обеспечить комфортную жизнь, и хотели бы увеличить его в 2 – 5 раз.

На фоне низкого уровня дохода психолого-экономический статус респондентов достаточно высок: на шкале, где наилучшее финансовое положение – 100%, 60% преподавателей вузов рассматривает своё финансовое положение в настоящее время на 50% – 75% от максимально возможного. Аналогичные показатели фигурируют и в графе «финансовое положение среднего россиянина» 50 -75%.

Кроме того, 74% испытуемых отметили значительный прогресс своего экономического благосостояния по сравнению тем, что было 5 лет назад и даже год назад. Разница в процентном соотношении финансового положения у 87% испытуемых составила не менее 10% в пользу настоящего момента. Разница между самым лучшим финансовым положением, в котором находились респонденты и финансовым положением в настоящее время, у 73% составила 15%, кроме того, 81% опрошенных надеется на улучшение своего материального состояния в ближайшие 5 лет на 10%. По категории «финансовое положение человека того же возраста, что и Вы» 78% опрошенных указали то же процентное соотношение, что и при оценке собственного материального благополучия: 50% - 70%.

Относительно самоощущения счастья мы пришли к следующим выводам: к категории «счастлив» («практически счастлив», «довольно счастлив», «очень счастлив») отнесли себя 82% респондентов, причём, если брать общее состояние за 100%, то ощущение счастья составляет от 40% до 80% остальные показатели («несчастье», «нейтральное состояние») распределяются между оставшимися 60% - 20% преимущественно пополам: «несчастье» 10% - 30% и «нейтральное состояние»10% - 30%.

Было предложено оценить наличие качеств личности у респондентов, которые ценятся в сегодняшней экономической ситуации. 77% опрошенных на тезис «у меня мало таких качеств» выбрали ответ «это не про меня».

На вопрос «что и как Вы можете изменить в своей жизни?» 92% ответов ориентированы на увеличение объёма и повышения качества работы (получить дополнительное образование повысить квалификацию и т.п.) с целью повышения уровня дохода и, как следствие, уровня жизни и качества жизни.

Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы о том, что доминирующими сферами жизнедеятельности преподавателей высшей школы являются состояние здоровья, работа и семья. Субъективная оценка удовлетворённости преподавателей высшей школы «жизнью в целом» (в частности, по перечисленным показателям) составляет 3,72 балла у 74,4% респондентов, что можно расценивать как «выше среднего», исходя из пятибалльной системы оценки.

Необходимо отметить, что субъективная оценка уровня дохода значительно ниже (75,2% опрошенных считают свой доход неадекватным относительно затраченных усилий, расценивают его как «ниже среднего» и хотели бы увеличить в несколько раз), чем психолого-экономический статус испытуемых. 78% респондентов приравнивают качество своей жизни как «среднее», выравниваясь с оценкой жизни «среднего россиянина» и 81% чувствуют себя вполне счастливыми.

Таким образом, анализируя факторы субъективной оценки качества жизни педагогов вузов (табл. 3) уровень жизни в 62% расценивается как «средний» (группа 1) и 34%  как «ниже среднего» (группа 2), 2% приходится на категорию респондентов, которые считают себя «богатыми» (группа 3) и 2% «бедными» (группа 4).

Сравнивая первую и вторую группу педагогов, было выявлено, что их объединяют одинаково высокие показатели по критериям оценки жизни методики Кемпелла А.: нет ни одного ответа, где при уровне жизни «средний» и «ниже среднего», жизнь по категориям «интересная», «лёгкая», «приятная», «имеющая смысл», «насыщенная», «дружелюбная», «обнадёживающая», «свободная», «стоящая», «предлагает мне лучшее» была оценена ниже, чем на три балла из пяти возможных. При оценке «жизни в целом», данные первой группы (со средним достатком) педагогов в 84,9% дали ответ «практически удовлетворен (а)». Аналогичный результат был получен в 82,4% случаев во второй (с доходом «ниже среднего») группе респондентов.

Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни и экономического благополучия проявляется в оптимистическом/пессимистическом отношении к жизни на ближайшее будущее время: «модальность субъективного отношения к материальному положению зависит от степени удовлетворения насущных базовых материальных, социальных и духовных потребностей личности» [8. С. 45].

Оценка жизни «в целом» у респондентов как первой, так и второй группы соответствовала таким показателям, как (жизнью) «практически удовлетворён», «абсолютно удовлетворён», «чувствую себя вполне счастливым», «счастливым», «абсолютно счастливым». Таким образом, можно предположить, что влияние экономического благополучия, уровня жизни (при условии, что речь не идёт о физическом выживании человека) на оценку качества жизни находит своё проявление в отдельных категориях жизнедеятельности личности.

Особенность первой группы респондентов замечена в том, что на вопросы, ориентированные на будущие перспективы («Как Вы считаете, Вы сами можете что-то изменить в своей жизни к лучшему?», «Вы ожидаете, что Ваше финансовое положение в ближайшее будущее (обведите): значительно улучшится, незначительно улучшится, не изменится, незначительно ухудшится, значительно ухудшится», «Вы ожидаете, что экономическое положение в стране в ближайшее время (обведите): значительно улучшится, незначительно улучшится, не изменится, незначительно ухудшится, значительно ухудшится» и т.п.), представители данной группы выбирали ответы с оптимистической ориентацией на будущее в 93,5%.

В то время как респонденты второй группы в 77,5% считают, что в ближайшее время в их жизни, в окружении, в стране ничего «не изменится», остальные 22,5 попадают под категорию «незначительно изменится к худшему».

Подводя итоги, можно сказать, что качество жизни каждого (в частности, педагоги высшей школы) зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Агапова Е.Н. Уровень и качество жизни населения: Дис. …канд. эконом. наук. СПб., 2003 . 187 с.
  2. Бестужев–Лада И.В. Категория «качества жизни» в современной западной социологии // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978. С. 120-140.
  3. Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  4. Предвечный Г.П. Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975.
  5. Римашевская Н.М. Экономический анализ рабочих и служащих. М., 1965.
  6. Русалинова А.А. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. М., 1987.
  7. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 248 с.
  8. Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3.  С. 38-50.
  9. Inglehart R., Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton University Press, 1990.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика