Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Стратегии и тактики менеджерской деятельности

Куприянчук Е.В.
кандидат социологических наук, доцент ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
e-mail: elena-kupr@yandex.ru

Полный текст

Целью нашего исследования явилось изучение, одинаково ли ориентированы те менеджеры, которые быстро продвигаются в своей карьере, и те, которые просто хорошо справляются со своей работой. Можно было бы предположить, что те менеджеры, которые хорошо справляются со своей работой, быстрее продвигаются в организации по служебной лестнице, но исследование обнаружило совсем иную картину. Изучение деятельности двадцати менеджеров среднего звена: администраторов, заведующих залом ресторана, заведующих секциями магазина, начальников смены автомойки одного из холдингов г. Саратова – позволило определить, что они все условно вовлечены в четыре вида активности:

  • традиционное управление, включающее принятие решений, планирование и контроль;
  • коммуникативное управление, включающее обмен рутинной информацией и процессуальной бумажной работой;
  • управление человеческими ресурсами, где на первый план выходят вопросы мотивации, дисциплинарные меры, разрешение конфликтов, обеспечение кадрами, обучение персонала;
  • организация сети взаимодействий с людьми, находящимися за пределами организации, для осуществления «политической» стратегии фирмы.

Оказалось, что «успешные», определяемые по скорости продвижения карьерного роста в пределах организации, и «эффективные», определяемые по количеству и качеству выполняемой ими работы, а также по степени удовлетворенности и обязательности их подчиненных, по-разному распределяют свое рабочее время.

Cравнительный анализ (таблица) показывает, что успешные менеджеры тратят больше всего времени на четвёртый вид активности – установление сети взаимосвязей с людьми, находящимися за пределами организации ( 48%), а эффективные менеджеры тратят на неё меньше всего времени (11%). Эффективные менеджеры больше сосредоточены на втором виде активности – на коммуникации (44%). Успешные менеджеры меньше всего времени уделяют третьему виду активности – управлению человеческими ресурсами( 11%), в то время как у эффективных менеджеров этот вид активности стоит на втором после коммуникации месте( 26%).

В целом можно сказать, что успешные менеджеры 39% своего времени и соответственно энергии тратят на коммуникацию и управление человеческими ресурсами, в то время как эффективные менеджеры тратят на них 70% своего времени, то есть почти в два раза больше.

Таким образом, в основе определения приоритетов того или иного вида активности в организации лежат собственные ценности и мотивы менеджеров. Успешные менеджеры в большей степени ориентированы на собственные интересы, а эффективные, в свою очередь, на цели компании. Наше исследование опровергло мнение о том, что в организации продвигаются наиболее способные и эффективные менеджеры. Для продвижения важны социальные и политические способности.

Проведенный анализ позволяет подойти к пониманию такого управленческого умения, как социально – политическая компетентность, которое, помимо эффективности деятельности фирмы, обеспечивало бы и менеджера перспективами в продвижении по карьерной лестнице. Под социально – политической компетентностью, с психологической точки зрения, мы подразумеваем самые общие установки и стратегические ориентиры на результат любого взаимодействия, будь то взаимодействие с подчинёнными или с внешними клиентами. Очевидно, формально – логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: односторонний выигрыш; односторонний проигрыш; взаимный проигрыш; взаимный выигрыш. Данные варианты нашли своё отражение в работах зарубежных и отечественных авторов: Р. Фишера, У. Юри, У. Мастенбрука и др.

Установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у менеджеров на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств по удовлетворению этих интересов. При этом важно учитывать факторы, влияющие на этот анализ. К ним относятся: личностные качества, информация, которой располагает менеджер о своём визави, другие субъекты социального взаимодействия, которые занимают определённую позицию по отношению к взаимодействующим сторонам, содержание предмета взаимодействия, мотивация субъектов. Любая стратегическая цель достигается применением конкретных тактических приемов, т. е. тех средств и форм взаимодействия, которые чаще всего использует менеджер.

В нашем исследовании мы проанализировали тактики, а исходя из них и стратегии, чаще всего используемые во взаимодействиях менеджерами трех групп: эффективными и успешными, эффективными, но не успешными и неуспешными и неэффективными.

Оказалось, что первая группа менеджеров – эффективные и успешные, в большей степени  ориентирована во взаимодействиях на такие стратегии: «выигрыш – выигрыш», которую реализуют через достижение взаимовыгодных соглашений в тактических действиях с оппонентами, а также на «выигрыш – проигрыш», реализуемую через действия, направленные на собственные выгоды за счет проигрыша оппонента.  

Вторая группа – эффективные, но неуспешные, в большей степени ориентирована на две стратегии: «выигрыш – выигрыш», а также на «проигрыш – выигрыш, в которой уходят от собственных выгод, уступая оппонентам. Большинство менеджеров данной группы, чаще ориентирующихся на второй тип стратегических отношений, нежели на первый, являлись людьми конформистского типа, либо имели заниженный образ конфликтной ситуации, надеясь на то, что, уступив в малом сегодня, они добьются большего в последствии.

Группа неэффективных и тем более неуспешных ориентируется на стратегии: «выигрыш – проигрыш», а также на «проигрыш – проигрыш», последняя выражается в таких целях, как «сам утону и соперника возьму с собой». Наиболее широко применяемые тактики в группе неуспешных и неэффективных являлись откровенно грубо манипулятивными:

«Видимое сотрудничество», где менеджер, заявляя о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения, но постоянно находит повод уйти от принятия решения, всячески оттягивая его сроки.

«Дезориентация партнера», где осуществляется заранее планируемая критика конструктивных предложений партнера как несущественных, побочных вопросов, используя неожиданную информацию, обман, угрозы, блеф и д.р.

«Провокация чувства жалости у партнера» достигается применением таких приемов, как изливание души, жалобы на страдания, незаслуженные оскорбления.

«Ультимативная тактика», ориентированная, как на узурпацию ценностных идеалов оппонента, так и на угрозы, демонстрацию силы, шантаж. Данная тактика реализовывалась через два специальных приёма: «прием альтернатив» и «прием затвора».

Суть приема альтернатив состоит в том, что противнику предлагается выбор из двух или более непривлекательных для него вариантов решения проблемы, которые удовлетворяют интересам только менеджера. Такой прием психологически рассчитан на представляющиеся сопернику возможности «спасти лицо», хотя эти возможности и мнимы. Прием затвора завязывается на тяжелых последствия при невыполнении требований другой стороной. Такая «ультимативная тактика» подготавливается использованием приемов выжидания: задержкой, оттягиванием переговоров, уход от контактов.

«Приписывание скрытого смысла», когда словам оппонента приписывается скрытый смысл, который разоблачает «подлинные мотивы», скрываемые за сказанными словами. Таким образом, оппоненту можно приписать все что угодно и заставить его оправдываться в том, чего он не совершал. Как правило, опровергнуть выдвигаемое обвинение бывает очень сложно, либо вообще невозможно, так как ставка делается на принцип «чужая душа – потемки».

«Унижающие приемы» основаны на указании на возможную критику действий оппонента со стороны его коллег, клиентов, общественности, что пробуждает у него чувство опасности и неуверенности.

«Демонстрация упрямства и самоуверенности», что заставляет оппонента быть постоянным просителем, показав ему, что его методы и деятельность неуспешны.

«Проявление себя как милого и подлого одновременно», т.е. демонстрация дружественности и вместе с тем постоянное возмущение нерадивостью оппонента.

Рассмотренные тактики не исчерпывают весь арсенал используемых неуспешными и неэффективными менеджерами приемов, в нашем исследовании  такой задачи, описать и проанализировать всю их деятельность, не ставилось. Приведенные тактические приемы призваны указать на преимущественную ориентацию  этой группы менеджеров на откровенные манипулятивные технологии, входящими в модели таких стратегических  ориентиров, как «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – проигрыш», недопустимые в таком количестве  и при таком сочетании ориентаций для осуществления эффективного и успешного руководства. На последующих этапах нашего исследования мы планируем осуществить попытку более полной систематизации всех стратегических ориентаций и их сочетаний в контексте достижений в работе каждого типа менеджеров.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика