Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

К вопросу о методологии исследования конвейерного труда

Фукин А.И.
доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета Института экономики, управления и права (Казань), Казань, Россия
e-mail: aifukin@yandex.ru

Полный текст

Организация любого психологического исследования должна быть адекватной характеристикам цели исследования. Отметим в этой связи, что психологическая концепция конвейерного труда, являющаяся целью настоящего исследования, должна характеризоваться:

  • универсальностью, распространяясь на все виды конвейерного труда;
  • действенностью не только для существующих ныне видов конвейерного труда с учетом их развития, но и для возможных новых разновидностей;
  • отвечать общепсихологическим требованиям методологической и теоретической грамотности, надежности.

Конвейерная система имеет свои специфические особенности с чем, по-видимому, и связана малочисленность исследований в данной области. Во-первых, постоянное движение конвейерной ленты не позволяет отвлекать рабочего со своего рабочего места. Во-вторых, исследователь негативно воспринимается рабочими как нормировщик, цель которого – пересмотр норм выработки. В-третьих, женский контингент эмоционально негативно воспринимает прикрепление к их телу различных датчиков. В-четвертых, женщины отказываются оставаться на работе вне рабочего времени, т.к. у них каждая минута на учете (детский сад, подготовка ужина и т.д.). В-пятых,  исследователь как «бельмо на глазу» у бригадиров и мастеров конвейерного участка,  мешает привычному ритму работы. Кроме указанных, существует ряд частных особенностей, характерных для каждого из четырех групп конвейерного труда. Для первой группы (сборка наручных часов) характерна, например, фаза адаптации зрительного анализатора в связи со значительным напряжением зрения, т.к. при выполнении почти всех операций сборщицы пользуются лупой (1,5 до 5-ти кратного увеличения) и, в этой связи, задействованным в работе оказывается один глаз (обычно правый). Для четвертой группы (сборка автомобиля) характерны существенные мышечно-статистические усилия в связи с большим весом деталей, не позволяющие рабочему в момент исследования переключаться.

Наряду с данными особенностями существует ряд непредсказуемых причин срыва исследования. Например, один случай приостановил наши исследования ровно на один год. Суть его в следующем. Во время определения силы нервной системы по методике ХНК-2 (звуковой вариант) у работницы Н. при появлении в наушниках звука интенсивностью 120 дб начался припадок истерии. В течение получаса она успокоилась и пошла из медпункта цеха на свое рабочее место. По возвращении на свое рабочее место припадок истерии у нее повторился. После этого весь участок отказался проходить обследование.

Особенности конвейерного  производства потребовали новых подходов к организации исследований, существенным нововведением явился этап «внедрения исследователей в рабочую среду». Данный этап позволяет «снять негативное отношение к психологам со стороны рабочих как к «нормировщицам». Суть данного «внедрения» заключается в том, что по договоренности с руководителями завода (цеха) психолог оформляется в одну из бригад и работает учеником слесаря-сборщика, осваивая сначала одну, затем другую операцию и т.д. Главное здесь то, что он не скрывает своей исследовательской цели. Задача психолога на данном этапе «войти» в коллектив бригады, всего конвейерного участка;  стать «своим» человеком. Длительность этапа «внедрения» зависит от коммуникативных умений психолога и заканчивается  только тогда, когда рабочие начнут доверять ему. При отсутствии  доверительных отношений исследование срывается, т.к. рабочие игнорируют психолога или фиксируемые показатели оказываются искаженными. Наш многолетний исследовательский опыт позволяет это констатировать.

Наряду с «вхождением» в коллектив психолог, применяя «трудовой метод» И.Н. Шпильрейна (1925), включается в трудовой  поток, овладевая конвейерными операциями познает особенности, нюансы деятельности, внутреннюю суть конвейерного труда. Здесь психолог на себе, на «своей шкуре» прочувствует всю противоречивость конвейерного труда: с одной стороны, простоту и легкость выполнения операций и, с другой стороны, всю сложность сохранения высокого темпа выполнения операций на протяжении всей рабочей смены.

Оригинальной находкой организации исследования рабочих конвейерного производства явилась методика «Дублер». Суть данной методики в том, что в подготовительный период исследований подыскивается человек, в недавнем прошлом работавший на данном участке и вышедший на пенсию или уволившийся по каким-либо причинам (обычно рабочие конвейерного участка при обращении к ним с просьбой сами находят такого человека). Данный «Дублер» включается на договорной основе в бригаду исследователей. Во время эксперимента при отвлечении слесаря-сборщика со своего рабочего места его подменяет «Дублер». Данная методика позволяет проводить исследование без остановки конвейера.

Проведение исследований в конвейером производстве требует большой предварительной подготовки по отбору методик, особенно тех, которые предназначены для фиксации в динамике рабочего дня. При всех прочих требованиях к валидности и надежности методики должны быть еще и кратковременными, отвлекающими рабочего от выполнения своей операции не более чем на 5 минут. Более длительные отвлечения сбивают рабочего с ритма деятельности, в этой связи рабочие отказываются на повторные отвлечения, в результате чего становится невозможным определение динамики функционального состояния слесаря-сборщика в течение рабочей смены.

Тщательной предварительной подготовки требуют места проведения исследований с применением аппаратурных методик. Аппаратура исследователя должна находиться рядом с рабочим местом испытуемого, но так, чтобы не мешать технологическому процессу (расположению рабочего инструмента, поставке комплектующих деталей и т.п.) и не нарушать технику безопасности. Перемещение аппаратуры на последующие места исследований обязательно согласуются с мастером или начальником участка, а также с инспектором по технике безопасности. Большие сложности встречаются при использовании аппаратуры, работающей от общей электросети. Мы в своих исследованиях использовали в основном портативную аппаратуру с автономным питанием.

Решая задачу выбора критериев и показателей конвейерного труда, мы четко представляем, что решать ее нужно с позиций системного подхода. Система «объект труда – субъект труда» подразумевает, с одной стороны, критерии отражающие «объект труда» (предмет труда, профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда), с другой стороны, критерии отражающие «субъект труда» (направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, профессиональное сознание, профессиональные способности,  ПВК, профессиональный тип мышления).

Исходя из составляющих данной системы, мы определили следующие критерии конвейерного труда.

  • Технологические
  • Социально-психологические
  • Личностные
  • Психофизиологические
  • Индивидные

Решение проблемы психодиагностики в профессиональной деятельности сводится к двум взаимосвязанным моментам: что диагностировать и как диагностировать.

Отвечая на вопрос: «что диагностировать», укажем на существующее здесь объективное противоречие. Любой рабочий имеет огромное количество различных качеств, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к структуре ПВК. Естественно, что чем большее количество этих качеств будет исследовано в процессе психодиагностики рабочего, тем более полное представление о нем получит психолог труда, тем эффективнее будет строиться технологический процесс.

Каждый психолог  труда по-своему решает противоречие между желанием наиболее полно диагностировать индивидуальные особенности, личностные качества, функциональные состояния рабочего и имеющимися в наличии скудными диагностическими возможностями. Поэтому определяя предмет психодиагностики, следует учитывать профессиональную значимость тех или иных индивидуальных качеств.

Отвечая на вопрос «как диагностировать», отметим следующие основные моменты. Анализ имеющегося в арсенале психологической науки массива диагностических методик показывает наличие большого количества валидных и надежных методов исследования. Проблема здесь в основном сводится к выбору наиболее подходящих эксперсс-методик.

Исходя из определенных нами критериев конвейерного труда, исследование выполнялось в общем методологическом плане комплексного подхода к анализу психического отражения и дея­тельности, основы которого изложены в работах Б.Г. Ананьева (1968, 1977).

В связи с поставленными задачами нами использовались несколько групп показателей:

  • производственные (производительность труда, время выполнения рабочих операций, микропаузы, оперативное время работы, время отвлечения внимания и нерегламентированные перерывы);
  • показатели, характеризующие мотивационную сферу (мотивы выбора профессии, профессиональные интересы, удовлетворенность профессией);
  • показатели, отражающие профессионально значимые свойства (аттенционные, мыслительные, мнемические, психомоторные, волевые);
  • показатели психических состояний (усталость и монотония);
  • показатели функционального состояния (показатели психомоторики – время простой и сложной реакции, тремор, размер письма и вегетативные показатели – пульс и электрокожное сопротивление);
  • показатели нейродинамики – сила, лабильность, подвижность и баланс нервной системы.

Экспериментальная часть работы выполнена с применением методик, широко опробированных отечественными психологами и физиологами. Широко использовались методы целенаправленного наблюдения, бесед, анализа результатов деятельности, анкетирования, комплексная методика для исследования свойств нейродинамики с помощью нейрохронометра «Интеграл».

Производственные показатели фиксировались методом де­тальной фотографии рабочего дня (З.М. Золина, 1960).

Данный метод широко используется в производстве для нормирования труда и внедрения НОТ. Основными показателя­ми  являются быстрота выполнения операции, микропаузы, объем выработки, оперативное время работы, время отвлечении внимания. Производственные показатели сни­мались через каждые 15 минут на протяжении всей рабочей смены.

Научные исследования (А.С. Егоров и Б.Н. Яковец (1965), В. Гесс (1948), К. Леви-Лебойер (1954) показывают, что при наличии высокого уровня мотивации и положительного от­ношения к целям деятельности выполнение даже монотонной работы может проходить при высокой активности и устойчиво­сти работоспособности.

В выборе и в характере выполнения соответствующей трудо­вой деятельности сказывается комплекс мотивов – «тут играет роль и будущая перспектива..., и социальное признание, свя­занное с деятельностью..., и гражданские мотивы..., и те цели, которые заложены в самом процессе труда» (П.М. Якобсон, 1969).

В связи с тем, что на конвейерах, которые мы изучали, рабо­тают и женщины, была необходимость учитывать присущие им особенности в мотивах деятельности, так как некоторые ученые отмечают, что «женщины отдают предпочтение, как правило, тем видам труда, которые требуют искусности рук, тщательно­сти и точности обработки» (Е.Г. Антосенков, 1974). Выбирая предприятие, женщина, прежде всего, интересуется расположением места ра­боты относительно места жительства, сменностью, условиями труда, степенью обеспеченности предприятия детскими учреж­дениями. Женщины более требовательны к гигиеническим, про­изводственно-бытовым условиям труда и взаимоотношениям в коллективе. Таким образом, учитывая особенности женской мотивации и особенности конвейерного производства, мы изучали мотивы выбора профессии, отношение к профессии и удовлетворенность профессией. Методами изучения мотивов деятельности в основ­ном являются анкетирование, интервью, беседы, анализ автоби­ографических данных и т.д. На производстве, в основном, при­меняют анкетирование с возможными вариантами ответов и ин­тервью. Эти два метода мы и применяли в своих исследованиях. Анкеты были составлены на основе рекомендаций, предлагае­мых в специальной литературе (Е.Г. Антосенков, 1974) с учетом специ­фики конвейерного производства.

Мы изучали не отдельные стремления и побуждения челове­ка в труде, а целый комплекс мотивов.

При анализе мотивов выбора профессии и удовлетворенности мы опирались на принципы их классификации, предложенные В.Д. Шадриковым (1979). Он подразделяет мотивы трудовой де­ятельности на три основных иерархических уровня: материаль­ные, духовные и социальные. В нашем исследовании к послед­нему – самому  высокому иерархическому уровню отнесены мо­тивы удовлетворенности, связанные с моральным поощрением, перспективой роста и отношением в коллективе. Ко второму – духовному уровню – мотивы, связанные с соответствием способ­ностей к требованиям профессии. К третьему – материальному  уровню – мотивы, связанные с расценками, заработной платой, условиями труда. В связи с тем, что второй иерархический уровень занимает промежуточный уровень между первым и треть­им, он включает в себя и мотивы, характеризующие взаимо­связь духовного как с социальным, так и с материальным. В ча­стности, материальное поощрение как сочетание духовных и непосредственно материальных ценностей. Таким же образом были распределены и мотивы выбора профессии.

Рассматривая каждое из профессионально важных качеств, как отмечает М.А. Дмитриева (1979), мы должны, прежде всего, ответить на вопрос, насколько стабильно это качество, насколь­ко оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Для нас интересно значение того или иного ПВК в успешности профессиональной дея­тельности слесарей-сборщиков конвейерного производства.

Вслед за Н.П. Фетискиным (1993), подтвердившим гипо­тезу Е.П. Ильина (1972), что при монотонии возникает торможе­ние в высших психических уровнях регуляции, мы предположи­ли, что у слесарей-сборщиков конвейерного производства в процессе работы, в первую очередь, ухудшаются психические процессы: мыслительные, мнемические, аттенционные, волевые, психомоторные. Для выявления мыслительных процессов приме­нялся метод «поиск закономерностей» (К.К. Платонов). Показателем служило время выполнения задания. Для выявления мнемических процессов применялся набор четверостиший. Показателем за­поминания являлось затраченное время до полного и безоши­бочного воспроизведения четверостишья (А.Ц. Пуни, 1971). Из аттенционных качеств изучалась концентрация внимания. Для выяв­ления концентрации применялся метод Э. Шульте в модифика­ции К. К. Платонова (отыскивание чисел от 1 до 25). Показате­лем концентрации внимания являлось время, затраченное на отыскивание чисел. Для выявления статической выносливости применялся метод В. В. Розенблата - удержание на динамо­метре усилия, равного 50 % от максимального.

В связи с тем, что психомоторика является, на наш взгляд, основным профессионально важным качеством профессии сле­саря-сборщика конвейерного производства, мы ее изучали более подробно. К  психомоторным качествам мы отнес­ли максимальный темп, оптимальный темп выполнения операций; точность воспроизведения движений малых и боль­ших амплитуд, точность дифференцирования движений. Пока­зателем максимального темпа служило количество постукива­ний на теппинг-тесте за 35 секунд. Показателем оптимального темпа выполнения операций яв­лялось количество выполняемых операций за 15-минутный период, повторяющееся наибольшее количество раз на протяже­нии смены. Для изучения точности дифференцирования и точ­ности воспроизведения малых и больших амплитуд применялся кинематометр Жуковского. Более подробно данные методы опи­саны в разделе показателей типологических особенностей.

Поскольку в изучаемой нами деятельности можно было пред­полагать развитие как состояния монотонии, так и утомления, рабочие должны были различать субъективные проявления этих двух состояний. В течение всего рабочего дня перед испы­туемым лежала табличка со шкалой оценки состояния в терми­нах усталости и шкалой оценки состояния в терминах возбуждения-торможения.

Изучая монотонную деятельность, многие исследователи от­мечали своеобразное функциональное состояние испытуемых в процессе работы. В.Г. Асеев (1971), С.Н. Бартенверфер (1957), Е.П. Ильин (1972) в лабораторных условиях, С.И. Горшков (1974) и Н.П. Калинина (1970) непосредственно в производственных услови­ях отмечали урежение пульса у всех без исключения испытуе­мых, выполнявших монотонную работу.

Для определения возбуждения в центральной нервной систе­ме некоторые исследователи берут показатель размаха письма (В.И. Рождественская и др. (1967), который начал приме­няться после исследований Г.Н. Борягина (1959). Суть этого по­казателя в том, что при возбуждении наблюдается увеличение числа ошибок в сторону удлинения амплитуды движения. Изве­стен также и ряд других показателей, отражающих состояние центральной нервной системы. Для определения возбуждения используют также показатель падения сопротивления кожи, ко­торый связан с повышением тактильной чувствительности (Е.Н. Соколов, 3.М. Золина, Н.Г. Валентинова, В.И. Рожде­ственская и др.). Для определения торможения используют КЧФ, КЧМ, КЧС, снижение которых сопровождает утомление (3.М. Золина (1960), В.И. Рождественская и др. (1967); А.И. Ус­тинова (1963), В.Г. Асеев (1971), Н.Г. Валентинова (1964). Для определения функциональных сдвигов в мышечно-двигательном анализаторе ряд авторов применяют треморометрию (В.Г. Асеев, 1971; Ю.Т. Мишин, 1971; З.М. Золина, 1960 и др.). Приз­нанным показателем функционального состояния коры боль­ших полушарий является динамика изменения латентных периодов двигательной  реакции,  укорочение латентных периодов при вхождении в работу говорит о повышении возбу­димости (В.И. Рождественская, Э.А. Голубева, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.И. Александрова, В.С. Клягин, 1967; А.И. Ус­тинова, 1963; С.Д. Хоружая, 1961), а удлинение латентных периодов, наблюдаемое при утомлении, говорит о наличии торможения (М.Г. Бабаджанян, В.Н. Соколова, Е.Н. Костина, М.И. Мамацашвили, В.Я. Чирков, 1960; Ю.Т. Мишин, 1971).

Так как в наших исследованиях предусматривалось изучение функционального состояния в условиях конвейерного производ­ства, то мы выбрали наиболее кратковременные и надежные ме­тодики: время простой и сложной реакции, пульсометрия, треморометрия, электрокожная чувствительность, критическая частота слияния световых мельканий, размер письма.

Все психофизиологические показатели снимались перед нача­лом рабочей смены и в дальнейшем через каждый час работы до конца смены.

Как уже отмечалось, типологические особенности рабочих играют определенную роль в производственной деятельности, в частности, в конвейерном производстве. В монотонной деятель­ности, к которой относится и конвейерное производство, наибо­лее изучено влияние силы нервной системы относительно возбуждения (Н.А. Аминов, 1975; Н.П. Фетискин, 1953; В.И. Рож­дественская, И.А. Левочкина, 1972 др.).

Наименее изучено влияние подвижности нервных процессов. Влияние лабильности нервных процессов не изучалось вообще.

Для обследования рабочих конвейерного производства необ­ходимо было выбрать короткие и надежные методики определе­ния типологических особенностей. Тем боле, что для определе­ния каждого свойства нервной системы мы старались приме­нять, как минимум, две методики, ибо, как писал Б.М. Теплов, «нельзя строить определение любого из свойств нервной систе­мы на основании какой-либо одной методики, сколько бы объ­ективна, надежна и физиологически ясна она ни была» (1962).

Сила нервной системы относительно возбуждения исследова­лась тремя методами: «закон силы», «внешний тормоз», «Теппинг-тест».

В ходе исследования у нас возникла необходимость опреде­лить не только взаимоотношения между отдельными парами параметров, но и найти определенный порядок во взаимоотно­шениях между многими параметрами, определяющими дееспо­собность рабочих. С этой целью использовался метод корреля­ционных плеяд, разработанный П.В. Терентьевым (1959). Под плеядой автор предложил понимать группу признаков, связан­ных вместе на определенном уровне корреляции. Для удобства изучения межпризнаковых корреляций отдельные признаки рас­полагались им по окружности и соединялись при наличии корреляции линиями («корреляционное кольцо»). Если при этом признаки располагались еще и по вертикали в соответст­вии с нарастанием коэффициентов корреляций, то получался «корреляционный цилиндр». Сечения на разных уровнях этого цилиндра дают сведения о состоянии корреляционных отноше­ний для определения значений коэффициентов. С повышением уровня сечения «корреляционного цилиндра» число связей уменьшается, а значение коэффициентов корреляции увеличи­вается.

Для определения взаимоотношений отдельных признаков большое значение имеет форма плеяды. Наиболее непрочный тип плеяды – это цепь. Если плеяда имеет форму звезды, то в центре ее находится главный признак. При форме плеяды в ви­де сети все признаки одинаково важны.

При исследовании сложных систем возникает необходимость не только определить взаимоотношения между отдельными парами признаков, но и найти определенный порядок во взаи­моотношениях между многими признаками, определяющими по­ведение системы. С этой целью удобно использовать алгоритм построения максимального корреляционного пути (Л. К. Выханду, 1964). Смысл этого алгоритма заключается в после­довательном выделении из имеющихся в корреляционной матрице парных коэффициентов корреляции наибольшего коэф­фициента для каждого признака. Значение этого отбора заклю­чается в том, что чем больше величина коэффициента корреля­ции, тем в большей степени варьирование одного признака опи­сывает изменчивость другого. При изображении пути макси­мальных корреляций на плоскости наиболее близкие признаки оказываются рядом, а наиболее отличающиеся - больше всего удалены.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.
  2. Золина З.М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере.  М., 1967.
  3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда: Учеб. пособие.  М., 1992.
  4. Ильин Е.П. Проблемы монотонии и пути ее решения // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. С. 127 – 141.
  5. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук.  СПб., 1993. 43 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика