Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Сборник тезисов по проблемам психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

Дифференциация форм «ценностной включенности учебных групп» в социальных системах различных типов как фактор взаимодействия группы с ближайшей социальной средой

Елизаров С.Г.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия
e-mail: sergei_elizarov@mail.ru

Полный текст

Социально-экономические и историко-культурные условия, сложившиеся в современной России, определили как появление новых социальных норм и стандартов поведения субъекта, так и переоценку системы его ценностей. Происшедшие изменения также способствовали появлению новых социальных институтов, в которых современное юношество приобщается к системе норм и ценностей, и актуализировали трансформацию старых. Появление новых и переориентация деятельности существовавших ранее детских, молодежных, студенческих организаций, центров, клубов и т.д., значительно разнообразили как характер деятельности по воспитанию подрастающего поколения в целом, так и условия приобщения личности к системе норм и ценностей общества в них. Это позволяет говорить о существующей в настоящее время актуальной теоретической и практической потребности в изучении условий и механизмов формирования ценностных ориентации в современной развивающейся системе молодежных учебно-воспитательных организаций как активного освоения субъектом социальных норм и ценностей [3], что, кроме того, способствует расширению изучения групповых феноменов и потенциалов малой группы и углублению понимания способности группы включаться в жизнедеятельность социальных институтов (социальных систем [8]) на уровне субъекта социальной активности [1].

Данное обстоятельство позволило выделить нам в качестве цели исследования изучение особенностей «включения» учебных групп в социальную систему, что является частью более широкой социально-психологической проблемы взаимодействия субъекта и социальной среды. Важность данного вопроса связана с тем, что «включение» учебных групп в различные социальные общности может оказаться во многом важным условием формирования направленности активности как личности, так и учебной группы [9]. Кроме того, рассмотрение особенностей «включения» учебных групп в социальную систему в контексте отношений  малой группы с ближайшей социальной средой («основной коллектив» [7. С.118-124.], «средняя группа» [4. С.109]), т.е рассмотрение отношений между группами «по вертикали» в системе некоторой их иерархии позволит расширить теоретическую проблематику межгрупповых отношений, а также будет способствовать расширению практического применения социальной психологии [2. С.228-229]. Это дает возможность ввести в научный оборот понятие «ценностная включенность группы в социальную систему», под которой нами понимается сложное динамическое социально - психологическое свойство учебной группы, выступающее важным условием формирования ее направленности активности. Уровень сформированности и развития ценностной включенности малой группы в социальную систему является важным показателем особенностей собственного участия группы во взаимодействии с внешней средой (социальной системой). Ценностная включенность обеспечивает устойчивое и относительно независимое от ситуации влияние на характер взаимодействия учебной группы с социальной системой.

В современной отечественной социальной психологии наиболее продуктивной основой для изучения включенности группы в социальные системы представляется понимание группы как субъекта деятельности, общения и отношений [6]. Такое понимание группы позволяет в качестве методологической основы изучения ценностной включенности группы в социальную систему использовать идеи и подходы к проблеме коллектива, сложившиеся в курской социально-психологической школе. В качестве основы жизнедеятельности группы при этом подходе рассматривается организованность группы [10]. Организованность группы является механизмом актуализации статичных, латентных компонентов группы в динамические, открытые. Организационные свойства отражают процесс жизнедеятельности группы, охватывая как психологические отношения, так и предметное взаимодействие. Они более доступны рефлексии и являются ориентиром для оценивания включения групп в «социальную систему» и их индивидуальной эффективности. Таким образом, организованность группы можно рассматривать как «плацдарм» для самоопределения личности и группы в системе внутри- и межгрупповых отношений.

В ходе проводимого исследования ценностной включенности учебной группы в социальную систему нами изучалось влияние на это важное социально-психологическое свойство группы ряда переменных, в том числе и социально-психологических особенностей самих «социальных систем» различного типа. Объектом исследования являлись реальные молодежные группы, состоящие из школьников и студентов: юношей и девушек.

В качестве «социальных систем» выступали как обычные коллективы школ, вузов и других молодежных воспитательных учреждений, так и коллективы летних учебных центров для молодежи и юношества Курской области, условия совместной деятельности в которых существенно отличаются от условий в обычных оздоровительных лагерях или школах («развивающие социальные среды», «социальные оазисы») [10]. Значительный контраст, существующий между данными общностями и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на группу и личность в них.

Полученные в ходе исследования результаты позволили нам провести  дифференциацию ценностной включенности групп в социальную систему. Она определялась:

  • выделением выраженности социальной установки группы на взаимодействие с социальной системой;
  • характером отношения к ценностям социальной системы учебными группами;
  • особенностями реального взаимодействия молодежных групп со своей социальной системой (организацией).

Индивидуальная выраженность перечисленных показателей ценностной включенности определялась как ее форма. При определении форм ценностной включенности учебных групп анализу подвергались все ее показатели, что позволило нам более глубоко проанализировать каждую из форм.

В качестве одного из показателей ценностной включенности учебной группы нами была избрана социальная установка на взаимодействие с социальной системой, которая традиционно рассматривалась как структура, состоящая из трех компонентов, выступающих в качестве эмпирических референтов: аффективного, когнитивного и конативного (поведенческого).

Исследуя аффективный компонент социальной установки, включающий удовлетворенность взаимодействием группы с социальной системой, в которую входит учебная группа, мы выделили ряд уровней эмоционального самочувствия, которые отражают степень психологического комфорта в группах.

Первый представляет собой высшую степень эмоционального самочувствия. Группа оценивает свое настроение как бодрое, восторженное, активное. Второй представляет собой высокую степень эмоционального самочувствия, характеризующийся радостным, теплым, светлым, приятным настроением. Группа ощущает себя как близкую и дружественную данной общности. Третий уровень эмоционального самочувствия является отражением непрочного, неопределенного состояния (настроение спокойное, грустное, печальное). Четвертый отражает состояние дискомфорта и тревоги.

Исследование когнитивного компонента социальной установки, позволило нам выделить группы, одобряющие общие цели и задачи, стоящие перед социальной системой, в которую входит учебная группа, принимающие ее законы и традиции. Учебные группы, не знающие норм, ценностей своей социальной системы, проявляющие несогласие с ее целями, дискредитирующие ее задачи, мы отнесли к отрицательной направленности социальной установки. Индифферентное отношение к целям, нормам и задачам, отражало нейтральную направленность социальной установки на взаимодействие с социальной системой.

Анализ данных поведенческих характеристик социальной установки групп позволил нам выделить в зависимости от выраженности компонентов социальной установки особенности стремления учебных групп уклониться от  взаимодействия со своей социальной системой и предпочтение индивидуальных форм деятельности, стремление использовать взаимодействие с социальной системой в качестве средства достижения корпоративных целей или же возможную готовность к взаимодействию, стремление внести свой вклад в жизнедеятельность своей социальной системы.

Таким образом, анализ компонентов установки позволил нам выделить «установочный тип» включенности группы на взаимодействие со своей социальной системой.

В то же время понимание «ценностной включенности» как активного и динамичного процесса взаимодействия учебной группы с окружающей средой выдвигал в качестве важного эмпирического показателя ценностной включенности учебной группы показатель «реальное взаимодействие учебной группы с ближайшей социальной средой – социальной системой».

Анализ эмпирических референтов данного показателя, к которым мы отнесли иерархизацию и вариативность взаимодействия, структуру взаимодействия, самостоятельность и инициативность группы в процессе взаимодействия, включенность членов группы во взаимодействие позволил нам выявить существенные различия в реальном взаимодействии групп с различными вариантами социальных установок, что в конечном счете отражалось на определении окончательной формы «ценностной включенности группы».

Показателем ценностной включенности группы является и характер отношения к ценностям социальной системы самими учебными группами. Анализ данных показал наличие значительного разброса эмпирических референтов отношения в континууме от полного неприятия до полного разделения ценностей социального окружения группы, а также наличие статистически значимых связей между полученными данными отношения группы к ценностям своей социальной системы и структурой и содержанием ценностных ориентаций в группах.

Окончательный анализ всех эмпирических референтов позволил нам выделить двадцать семь вариантов их соотношения, условно сведенных нами в три формы ценностной включенности учебных групп в социальную систему [5].

Для первой формы ценностной включенности группы взаимодействие ее со своей социальной системой характеризовалось высокой творческой активностью группы, нестандартным подходом в выполнении ею широкого спектра деятельностей, осуществляемых в ходе жизнедеятельности своей социальной системы и в сотрудничестве с ней.

Для второй формы ценностной включенности группы в социальную систему характерной особенностью взаимодействия было наличие активности в отдельных его видах, как правило, связанных с деятельностью эстетического или культурно-просветительского типа.

В учебных группах третьей формы ценностной включенности социальная активность при взаимодействии реализовывалась главным образом благодаря направленному воздействию руководителей, работавших с этими группами, а также при наличии четких указаний со стороны руководящих органов социальной системы о тех целях и задачах, которые должны быть реализованы в ходе взаимодействия.

Мы установили также, что наибольшая дифференциация форм ценностной включенности группы в социальную систему приходится на социальные системы типа «развивающей социальной среды». Здесь были зафиксированы все три формы. В других типах социальных систем установлен существенный разброс форм ценностной включенности учебных групп. Здесь нами обнаружено преобладание исключительной выраженности лишь одной, реже двух из трех установленных нами форм.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что:

  1. ценностная включенность учебной группы в социальную систему является сложным динамическим социально – психологическим свойством малой группы, опосредующим влияние на группу различных типов ближайшего социального окружения;
  2. ценностная включенность учебной группы в социальную систему имеет сложную многокомпонентную и многоуровневую структуру;
  3. особенности социальной системы, опосредованные многообразием и многоуровневостью форм ценностной включенности в нее учебной группы, являются важными детерминантами взаимодействия групп с самой социальной системой (социальной средой).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
  3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.
  4. Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Пенза; Самара, 2000.
  5. Елизаров С.Г. Особенности структуры ценностных ориентаций личности в зависимости от типа включенности группы в основной коллектив // Экспериментальное исследование социально-психологической зрелости молодежных групп / Под ред. А.С.Чернышева. Курск, 2004. С. 122-141.
  6. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 48 с.
  7. Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства. М.,1983.
  8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М., 1999.
  9. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 54-71.
  10. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика