Предисловие главного редактора

126

Аннотация

Мы продолжаем разговор о киберпсихологии, начатый в предыдущем, четвертом за 2019 год, номере журнала «Социальная психология и общество». Редакция получила так много статей по проблемам киберпсихологии, что даже при тщательном отборе они не смогли уместиться в одном тематическом выпуске, в связи с чем было принято решение полностью посвятить этим проблемам еще один номер журнала

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110101

Для цитаты: Толстых Н.Н. Предисловие главного редактора // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 5–7. DOI: 10.17759/sps.2020110101

Полный текст

Мы продолжаем разговор о киберпсихологии, начатый в предыдущем, четвертом за 2019 год, номере журнала «Социальная психология и общество». Редакция получила так много статей по проблемам киберпсихологии, что даже при тщательном отборе они не смогли уместиться в одном тематическом выпуске, в связи с чем было принято решение полностью посвятить этим проблемам еще один номер журнала.

В рубрике «Теоретические исследования» представлены четыре статьи, что является достаточно большим количеством для нашего журнала и может свидетельствовать о том, что уже настало время для осмысления накопленных к сегодняшнему дню фактов, результатов эмпирических исследований, выводов и размышлений, к которым приходят ученые.

Открывает номер статья Л.Е. Моториной и Г.В. Черняевой «Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде», в которой авторы дают свое определение понятия «психологическая виртуальная реальность», соотнося его с такими бытующими сегодня терминами, как «киберпространство», «компьютерная виртуальная реальность», «компьютерная интерактивная среда», «интерактивный опыт». Они также предлагают свою типологию субъектов-участников виртуальной реальности, оценивая ее как полезный инструмент для практического применения в социально-психологическом консультировании и социальной работе.

В трех последующих статьях рубрики авторы фокусируют внимание на рисках интернет-зависимости, геймерства, вовлеченности в использование информационно-коммуникативных технологий. Н.В. Кочетков в своей статье делает обзор отечественных исследований проблемы интернет- и игровой зависимости, которые однозначно свидетельствуют об их пагубном влиянии на человека. Автор приходит к заключению, что, с одной стороны, именно риски интернета привлекали внимание большинства исследователей предыдущих двух десятилетий XXI века, а с другой — что в последние годы интерес к изучению интернет-аддикций сменяется на интерес к ресурсной стороне вовлеченности в сетевые коммуникации и т.п. Физиологи С.Ю. Терещенко и М.В. Смольникова рассматривают исследования, направленные на поиск нейробиологических факторов риска формирования интернет-зависимости у подростков, которые проводятся учеными во всем мире. Наконец, в статье Д.И. Дуброва обсуждаются имеющиеся в литературе ответы на вопрос о том, как влияет интернет на семейные отношения. Автор анализирует аргументы в пользу четырех основных гипотез о характере влияния интернета на семейные отношения, охватывающих диапазон от сугубо негативного до весьма позитивного.

Рубрика «Эмпирические исследования» отражает тренд последних лет — не фиксацию на рисках, которые несет человеку интернет, а изучение конкретных проблем, появляющихся в жизни людей (и общества в целом) с приходом цифровой культуры, что мы отмечали и в предисловии к предыдущему выпуску. В статье Е.П. Белинской и Е.Р. Агадуллиной исследуется такой фактор копинг-стратегии избегания в сетевой коммуникации, как переживание относительной депривации. М.В. Ефремова и М.А. Бульцева выявляют взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах. В статье В.Н. Панферова с соавт. на примере использования видеолекции в процессе преподавания в вузе оценивается эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем. Наконец, Т.А. Красило в своей работе исследует взаимосвязи между тремя переменными: частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников.

Рубрика «Методический инструментарий» представлена двумя статьями. Статья А.Н. Татарко с соавт. как бы возвращает нас к проблематике рисков интернет-зависимости, но уже на ином уровне — уровне операционализации явления вовлеченности людей в использование ИКТ, дающей возможность детального анализа степени и характера этой вовлеченности. Авторы статьи описывают разработанную и валидизированную ими методику, включающую четыре шкалы: «Экономические действия в интернете», «Коммуникация в социальных сетях», «Использование смартфона», «Разнообразие сфер использования ИКТ». В.В. Федоров в своей статье описывает процедуру разработки методического подхода к изучению структуры самопрезентации подростков в реальной жизни и в социальных сетях, а также те результаты, которые были получены с использованием этого подхода.

Вне темы номера публикуется статья С.К. Нартовой-Бочавер и А.А. Адамян «Способность прощать и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия».

В научной жизни психологического сообщества произошло печальное событие — ушла из жизни доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Олеговна Смирнова. Мы были дружны. Встретились, чтобы уже не расставаться, в 1966 году, оказавшись первокурсницами только что созданного факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, потом долгие годы работали бок о бок в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО), а в последнее время и в МГППУ. Еще в студенческие годы вместе участвовали в художественной самодеятельности факультета, а позднее сочиняли и ставили детские новогодние представления (в них Елена Олеговна неизменно исполняла роль Снегурочки) и знаменитые капустники Психологического института, для которых именно она написала множество невероятно смешных и остроумных песен, часть из которых сегодня считаются буквально народными. Елена Олеговна Смирнова многое сделала в деле изучения психического развития ребенка на ранних этапах детства. Здесь, на страницах журнала «Социальная психология и общество», особо подчеркну ее вклад в расширение и углубление представлений о специфике общения, межличностных отношений на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства. И хотя Елена Олеговна не относила себя к социальным психологам, ее вклад в развитие этой отрасли знания чрезвычайно весом. Е.О. Смирнова была рецензентом нашего журнала, и ее всегда точные, профессиональные замечания служили улучшению контента, гарантией качества публикуемого материала. Светлая память!

P.S. Номер готовился до резкого обострения ситуации с короновирусом в нашей стране и в мире. Но именно сейчас, когда этот номер журнала выходит в свет, всем стала очевидна роль общения в сети, обучения с помощью интернета, сохранения культуры, связей между людьми с помощью интерактивных технологий. И это знание останется с нами и тогда, когда (надеюсь, скоро) эпидемия закончится

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития, главный редактор журнала «Социальная психология и общество», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 371
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 126
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0