Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ

149

Аннотация

Цель. Анализ психологических особенностей отношения россиян к экономическим явлениям в условиях пандемии коронавируса с рассмотрением его кросс-культурных характеристик в сравнении со странами, имеющими отличную от российской этнокультурную историю становления и развития экономик (США и Японией). Контекст и актуальность. Россия является лидером в международном рейтинге стран с самыми богатыми природными ресурсами, но уровень жизни россиян на протяжении многих лет остается недостаточно высоким, а по оценкам самих россиян, отрицательная динамика жизни проявляется по заметному числу социально-экономических показателей. Вместе с тем полученные в последние годы научные данные указывают на наличие непосредственных взаимосвязей между экономическими и психологическими факторами развития общества, природа которых до конца еще не раскрыта. Исследование носит поисковый характер. Используемая методология. Концепция психологических отношений, структурно-содержательный анализ поисковых запросов, методы сплошной выборки и сравнительного анализа, метод обоснованной теории, экспертная оценка, прогностические методы. Основные выводы. Интерес пользователей к пандемии менялся сообразно характеру ее протекания в каждой из трех стран. Вместе с тем в США и Японии интерес к экономическим реалиям значительно превышал интерес к пандемии, а в России несопоставимо выше оказался интерес к пандемии. Изначально высокий интерес населения к пандемии со временем стал резко снижаться, но популярность экономико-ориентированных запросов сохраняется на высоком уровне: выявлено снижение интереса к теоретическим проблемам и его усиление к реальным экономическим ситуациям. Характер тематических запросов пользователей из США, Японии и России позволяет констатировать, что в первых двух странах резко возросли запросы по проблемам бизнеса, что не свойственно россиянам, чьи доходы в основном определяются государством. Вместе с тем выгоды оперативного характера предположительно могут стать сопутствующими причинами возможного стратегического кризиса как в объективном — экономическом, так и в субъективном — психологическом плане.

Общая информация

Ключевые слова: отношение к экономике, COVID-19, поисковые системы, экономико-психологические ресурсы общества, экономический менталитет, социокультурные особенности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130206

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 21-18-00541.

Получена: 18.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Журавлев А.Л., Китова Д.А. Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 74–88. DOI: 10.17759/sps.2022130206

Полный текст

Введение

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила масштабы распространения коронавирусной инфекции как пандемию и призвала весь мир на борьбу с ней. Пандемия не только проявила себя в качестве специальной медицинской проблемы, но и затронула практически все социальные сферы жизнедеятельности людей во всем мире [5; 8; 13]. Так, социальные ограничения и введение требований санитарной безопасности вызвали волну политических протестов в Америке, Германии, Франции и ряде других стран мира, политические лидеры столкнулись с необходимостью внеплановых расходов бюджетных средств на поддержание жизнеспособности населения, бизнеса и государства1 (политический аспект). Сотни тысяч людей остались без работы, предприятия сферы услуг в своем большинстве были вынуждены практически прекратить свою деятельность, экономика во многих странах оказалась на грани коллапса, а разработка вакцин породила жесткую конкуренцию на фармацевтическом рынке (экономический аспект). Образовательные учреждения в спешном порядке (без должной подготовки) переводились на дистанционные формы обучения, руководители частных и государственных медицинских учреждений регистрировали медицинский персонал в единой государственной системе, население самоорганизовывалось для оказания поддержки пожилым людям, нуждающимся в помощи волонтеров (социальный аспект). Правительства призывали граждан своих стран ответственно относиться к соблюдению карантинных мер и обязательному использованию средств индивидуальной защиты, также звучали призывы не поддаваться панике, не игнорировать требования медиков (психологический аспект) [15; 16]. Полиция с трудом справлялась с увеличением случаев домашнего насилия, а Генеральный секретарь ООН призвал все страны усилить поддержку жертв насилия в семье в период пандемии (правовой аспект) [20].

Представленное исследование направленно на анализ особенностей отношения населения к экономическим явлениям в период развития пандемии коронавируса. С целью более полного понимания происходящих в России экономико-психологических процессов рассмотрены аналогичные события, происходившие в двух других странах мира, имеющих специфическую (отличную от российской) социально-культурную историю становления и развития экономик — это США и Япония.

Методологические подходы и методы исследования

Россия является лидером в международном рейтинге стран с самыми богатыми природными ресурсами [19]2, но уровень жизни россиян на протяжении многих лет остается недостаточно высоким, а по оценкам самих россиян, отрицательная динамика жизни проявляется по большому числу социально-экономических показателей [11]. В свою очередь, в экономических исследованиях выявлено, что Россия по уровню жизни населения занимает 96-е место в мире, а по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) — 43-е [3]. Вместе с тем полученные в последние годы научные данные показывают наличие непосредственной связи между экономическими и психологическими факторами развития общества. Так, Всемирный обзор ценностей, проведенный в лонгитюдном режиме на территории 97 стран, показал, что качество жизни населения коррелирует со сложившимися у него ценностными ориентациями [17]. Тем не менее характерные особенности и конкретные взаимосвязи экономических и психологических факторов современная наука еще не сумела раскрыть в полной мере и сколь-нибудь подробно описать их [6; 7; 9; 12]. Предполагается, что обращение к массовым (многомиллионным) запросам пользователей интернет-ресурсов позволит выявить такого рода отличительные особенности в характере отношения населения разных стран к экономике, которые обостряются в условиях пандемии и вызванного ею мирового экономического кризиса. Данная позиция выступила гипотезой исследования. Исследование носит поисковый характер.

Если рассматривать искомые психологические факторы в рамках теоретических представлений о менталитете как образ мыслей, свойственный определенной этнической или общественной группе, проявляющийся в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей отношения народа к социальным явлениям и характеризующий его отличие от других общностей, то экономический менталитет можно рассматривать как внутреннюю модель экономического мира личности, посредством которой осуществляется познание и преобразование экономической действительности, что проявляется в отношении к экономическим явлениям. Концептуально исследование выстраивается в рамках теории отношений, основным принципом которой является изучение различных объектов в процессе взаимоотношений с окружающей средой [4; 5; 9].

Таким образом, выявление характерных особенностей отношения россиян к экономическим явлениям, имеющим место в современном обществе в условиях пандемии коронавируса, выступает целью проведенного исследования. Основной задачей исследования выступает анализ общероссийских, не свойственных представителям других стран мира, социокультурных особенностей отношения к экономике. С методологической позиции важно акцентировать внимание на развитии интернета как ресурса психологических исследований [1; 4] с широкими возможностями для изучения массовых явлений, «релевантных обществу в целом» [2; 10; 14].

Анализ интереса к пандемии в поисковой системе Google

Методологические подходы и методы исследования. Для выявления характерных особенностей отношения населения к коронавирусной инфекции можно обратиться к web-приложению корпорации Google, которая представлена публичным ресурсом Google Trends. Приложение показывает, в какой мере определенный термин востребован в интернет-пространстве относительно общего объема поисковых запросов. Кроме того, приложение позволяет фиксировать популярность слова с визуализацией по регионам: по всему миру, конкретным континентам, определенным странам, отдельным регионам внутри страны. Особенности экономико-ориентированных запросов (избранных слов) изучались в двух информационных режимах: «по всему миру» (1) и по конкретным странам (2) — «Россия», «США» и «Япония».

При добавлении новой площадки в Google Aналитик система генерирует уникальный идентификатор и код отслеживания событий, в том числе статистические отклонения по числу пользователей за один месяц. На первом этапе система выбирает период обучения для своей модели прогнозирования: 90 дней для обнаружения ежедневных отклонений и 32 недели — для еженедельных. На втором этапе к первичным данным применяется байесовская модель пространственно-временного ряда для прогнозирования значения последней наблюдаемой точки данных во временном ряде. На третьем — помечает точку данных как отклонение, используя тест статистической значимости с порогами Р-значения на основе количества данных в представлении.

Для изучения специфики запрашиваемой информации о характерных особенностях отношения населения к экономическим ситуациям были запланированы четыре этапа анализа, которые отражают первоначальный период протекания пандемии (когда интерес к ней был максимальным) и способствуют разрешению следующих задач:

— выявить характер общего интереса3 населения к коронавирусной инфекции в анализируемых странах и в мире в целом (Россия, США, Япония);

— проанализировать популярность запросов по поисковым терминам «экономика», «бизнес» и «работа» (наемная работа) в условиях пандемии, выявить соотношение интереса к экономическим явлениям и к коронавирусной инфекции;

— произвести структурно-содержательный анализ экономико-ориентированных запросов и их количественных показателей;

— выделить и произвести оценку типовых и нестандартных запросов, свойственных представителям конкретных стран;

— обобщить итоговые данные и описать национальную специфику полученных результатов.

Эмпирические результаты исследования. Обращение к приложению Google Trends в режиме «по всему миру» показало, что запрос «коронавирус» с 1 января по 31 июня 2020 года обрел высокую популярность как во всем мире, так и в каждой из трех анализируемых стран мира (рис. 1). Важно отметить, что числа на рисунке показывают уровень интереса к термину «коронавирус» в конкретный период времени, что определяется как динамика популярности: 0 баллов указывает на наименьший уровень интенсивности запросов, 100 баллов — на наивысший. Первая позиция связана с тем, что высокий уровень интереса к распространению коронавирусной инфекции свойственен всем трем странам. Как видно из рис. 1, запросы с термином «коронавирус» в поисковой системе Google со второй половины января 2020 года стали быстро набирать популярность, в конце апреля они достигли своего пика (100 баллов) как во всем мире, так и в России, США и Японии, а в мае и июне 2020 года они стали терять свою интенсивность и сохранились на отметке менее 20 баллов, т.е. на стабильно невысоком уровне по сравнению с пиковым интересом в период «первой волны» пандемии. Также из рис. 1 очевидно, что как для России, так и для США запрос «коронавирус» имеет соотносимую с мировыми запросами динамику популярности: начало интереса, достижение плато и его спад4. Поскольку в Японии удавалось блокировать пандемию с первых ее дней, соответственно, и интерес к ней отражает специфические для этой страны тенденции развития, которые не были характерны для России, США и большинства стран мира в целом.

Вместе с тем основная задача представляемого исследования связана с необходимостью анализа соотношения интереса к коронавирусной инфекции с запросами пользователей экономического содержания. Напомним, что для рассмотрения нами выбраны три слова — это непосредственно «экономика» и две ведущие формы экономической деятельности современного человека — «бизнес» и «работа».

Как видно из рис. 2а, интерес к проблемам распространения пандемии в режиме «по всему миру» даже в пиковый период пандемии не смог превзойти интерес жителей планеты к «работе», при этом популярность запроса «работа» на начальном этапе пандемии заметно снизилась, а к концу июля того же года хотя и возросла, но уже не вышла на характерный до пандемии уровень популярности. Это, скорее, связано с нежеланием основной массы людей экспериментировать с поиском новой работы в условиях кризиса. При этом популярность запросов «экономика» в условиях пандемии практически не изменилась.

Если рассматривать ситуацию отдельно по странам, то в США запросы по слову «работа» соответствовали характеру общемировых тенденций и мало чем от них отличались, но вот интерес к «бизнесу» в условиях пандемии в стране заметно усилился (рис. 2в). Сложившуюся тенденцию можно рассматривать как поиск американцами дополнительного заработка в условиях пандемии, а также как желание уберечь уже имеющийся бизнес от возможных проблем в динамично изменяющихся условиях «коронакризиса». Второй особенностью запросов в США является ничтожно малая, по сравнению с общемировым характером запросов, популярность запроса «коронавирус», хотя, как мы видели выше, интерес к пандемии сам по себе достигал высших показателей. Здесь важно отметить, что интерес к коронавирусной инфекции несопоставим с соответствующим интересом американцев к работе, экономике и бизнесу, который как до пандемии, так и в условиях ее протекания (в условиях прямых угроз жизни и здоровью населения) чрезвычайно высок. Полученная информация позволяет констатировать, что повышенное внимание американцев к экономическим явлениям имеет приоритетное значение при любых, даже чрезвычайных, ситуациях. Это суждение можно подтвердить также, опираясь на ранее полученную информацию о том, что поисковые системы Google и Яндекс за всю историю своего существования не фиксировали столь повышенного внимания пользователей к событиям, которое было проявлено к проблемам распространения коронавирусной инфекции (подробнее см. [2]).

В Японии, как и в Америке, интерес к пандемии также не очень высок на фоне экономико-ориентированных запросов. Разница проявляется лишь в том, что «лидером популярности» среди анализируемых слов в этой стране является «бизнес», а запросы «экономика» и «работа» практически соотносимы друг с другом и незначительно уступают популярности запросов по бизнесу. К примеру, разрыв между наиболее популярным запросом «работа» и запросами «экономика» и «бизнес» во всем мире и в Америке очевиден: в частности, кривые запросов не пересекаются между собой (см. рис. 2а, 2в). В Японии же (рис. 2г) запросы «экономика», «бизнес» и «работа» тесно переплетены между собой, несмотря на некоторое доминирование запросов по бизнесу.

Россия демонстрирует результаты, несоотносимые как с общемировыми трендами, так и с характером интереса к экономической проблематике пользователей США и Японии. Как видно из рис. 2б, у россиян интерес к экономическим факторам на фоне популярности запроса «коронавирус» незначителен: неразличим настолько, что в заданном для всех стран масштабе особенности проявляемого россиянами интереса к экономическим реалиям жизнедеятельности человека и общества трудно разглядеть на графике. Для изучения характера российских запросов по экономике нами произведен дополнительный «срез» тех же самых запросов по анализируемым экономическим терминам в изучаемый период времени, но без учета запросов «коронавирус» (см. рис. 2д). Из такого «повторного» рисунка очевидно, что общероссийские тенденции запроса экономических терминов соответствуют общемировым тенденциям: происходит снижение запросов по термину «работа», немного усиливается интерес к «бизнесу» и заметно уменьшается интерес к экономике как социальному явлению. Это можно объяснить тем, что в условиях пандемии происходит сужение сферы интересов населения до уровня индивидуальных проблем, что является закономерным в условиях чрезвычайных ситуаций. Также можно предположить, что снижение запросов «работа» аналогично запросам из других стран, что связано с необходимостью «переждать» пандемию, чтобы не ухудшить уже сложившиеся условия жизни. Усиление интереса к бизнесу сопряжено с поиском дополнительных источников доходов, чему мог способствовать и дистанционный режим работы, который предоставил новые возможности для самостоятельного распределения рабочего времени.

Структурно-содержательный анализ поисковых запросов

Для дальнейшего анализа проблемы важно обратиться к изучению структуры и содержания поисковых запросов. В составе функций web-приложения Google Trends существуют возможности для получения информации по числу показов не только с запрашиваемым словом, но и связанными с ним словами и словосочетаниями (например, «бизнес новости», «экономика России», «работа из дома» и т.д.). Такой подход позволяет определить наиболее популярные темы по исследуемому направлению. Наиболее популярным «словам-спутникам» система Google также присваивает 100 баллов (см. выше), менее популярные словосочетания, соответственно, получают меньше баллов. Учтенные в соответствии с приведенным принципом данные представлены в таблице.

Как видно из таблицы, экономические интересы пользователей из всех трех стран во многом схожи между собой. Всем интересны теоретические проблемы экономики, экономическое состояние своей страны (страны проживания), экономика Китая, деятельность ведущих учебных заведений экономического профиля в стране, мировая экономика, новости экономики.

Вместе с тем в характере интересов пользователей существуют и различия. Так, в Соединенных Штатах высоко популярны запросы, связанные с экономическим влиянием и экономическими мерами государства, включая меры по противодействию пандемии. Интересы американцев можно объединить под общим названием «живая экономика», или «тенденции американской экономики». Японцы, в свою очередь, заинтересованы в информации об экономике Кореи, а также им присущ интерес к тонкостям экономического взаимодействия и экономической деятельности. Такого рода интерес находится в русле приоритетов предпринимательской деятельности, где взаимная выгода и этика отношений выступают ведущими факторами успеха.

Россиян, в свою очередь, выделяет интерес к ВВП (валовому внутреннему продукту) и темпам экономического роста в стране, что напрямую связано с уровнем жизни населения. Также необходимо отметить ориентацию российских пользователей на теоретические проблемы экономики, никак не связанные с происходящими реальными событиями, например, пандемией.

Обсуждение результатов

Как известно, в период роста экономики бизнес интенсивно развивается, а его собственники и сотрудники получают стабильный доход [18]. В условиях кризиса бизнес — это всегда риск, который связан не только с возможным снижением доходов его участников, но и банкротством предприятия, частичным сокращением/ликвидацией штата. Такая ситуация вызывает пристальное внимание населения именно к экономическим процессам, особенно в условиях кризисов [3; 9; 11], чем и объясняется внимание к экономике со стороны пользователей поисковых систем в странах с высоким уровнем частного капитала. К примеру, в США в условиях пандемии около 90 миллионов человек остались без работы [1]. В Японии, которая изначально является экономикой, ориентированной на интеллектуальный капитал, интерес пользователей был закономерно связан с проблемами бизнеса.

В России сложилась иная ситуация. Если объединить под понятием «бюджетники» всех работающих в государственных структурах и корпорациях россиян, а также лиц, задействованных в исполнении государственных заказов/проектов, общая доля населения в этом секторе составит 51,8%6. Количество лиц, реально задействованных в поддержании негосударственного сектора экономики страны, по разным подсчетам, составляет лишь 23,5% от численности работающего населения. Таким образом, большая часть россиян в условиях распространения пандемии фактически сохранила свои доходы (зарплаты), т.к. во время кризиса государство оказывается наиболее устойчивым субъектом экономики, а сотрудники государственных структур становятся наименее уязвимой частью населения [12; 17]. Такая особенность развития экономики России сказалась на том, что в слабо изменившихся экономических условиях населению было важно сохранить свое здоровье.

Выводы

Исходя из представленных результатов исследования, можно сформулировать следующие выводы.

Интерес населения к коронавирусной инфекции оказался чрезвычайно высоким, но по мере понимания природы вируса и способов противодействия ему он стал резко снижаться, что можно объяснить, опираясь на теории чрезвычайных ситуаций, как привыкание к новым условиям проживания и уяснение необходимых мер профилактики.

Популярность экономико-ориентированных запросов (в частности, с терминами «экономика», «бизнес» и «работа») в условиях пандемии сохранилась на высоком уровне, хотя при этом проявилось снижение общего интереса населения к абстрактным (теоретическим) проблемам экономики и поиску новой работы.

Структурно-содержательный анализ экономико-ориентированных запросов и их сравнение с запросами «коронавирус» показали, что характер общего интереса населения к коронавирусной инфекции в различных странах (Россия, США, Япония) имеет специфические особенности.

Соотнесение разных тематических запросов пользователей из конкретных стран позволяет констатировать как общие (популярность запросов «экономика» в условиях пандемии практически не изменилась), так и специфические тенденции. Так, в США и Японии возросли запросы по проблемам бизнеса, а в России внимание пользователей больше концентрировалось на пандемии.

Обобщение результатов исследования позволяет констатировать, что интерес к экономическим явлениям среди американцев и японцев, как и во всем мире в целом, имеет преобладающее значение при любых, даже чрезвычайных ситуациях, что не свойственно россиянам, доходы большей части которых мало зависят от рыночной конъюнктуры, а в основном определяются государством.

Заключение

Если перейти к социальным прогнозам на основе представленной информации, то предположительно можно отметить угрозы, связанные со сложившейся ситуацией. С экономической точки зрения отстраненность большей части россиян (как объективная, так и субъективная) от рыночных процессов свидетельствует об ограниченном использовании государством возможностей человеческого капитала — самого главного фактора формирования ведущих экономик мира. С психологической точки зрения фактором усиления субъективного благополучия населения выступает сдвиг от ценностей выживания к ценностям самореализации, что проявляется возрастанием чувства уверенности, веры в возможность влиять на мир и др. Как показали результаты социологических исследований [11], россияне далеки от таких эмоциональных переживаний. Оба фактора, взятые вместе, позволяют говорить сдержанно о позитивном характере стратегических прогнозов как в развитии экономики России, так и в возрастании субъективного благополучия населения. Сложившаяся ситуация с целью ее улучшения требует самого пристального изучения психологических детерминант низкого (относительно США и Японии) интереса россиян к проблемам бизнеса, что выступает перспективным планом дальнейших исследований. Полученная информация требует дополнительного внимания со стороны науки и социальной практики, включая представителей органов государственной власти.

________________________________________

1 В России, по официальным данным, они составили в 2020 году 2,86 трлн рублей, что составляет 12,5% общих расходов бюджета.

2 Со стоимостью природных ресурсов 75,7 трлн долларов.

3 Понятие «отношение» в психологии отражает внутреннюю сторону связи человека с реальностью, содержательно характеризующую личность как активного субъекта жизнедеятельности, с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, которые (внешние действия) первоначально проявляются в форме интереса к объективным явлениям реального мира.

 

Рис. 1. Динамика популярности термина «коронавирус» в поисковой системе Google
в период с 01.01.2020 по 31.07.2020, %

________________________________________

4 Проведенные ранее исследования позволили выявить, что популярность запросов «коронавирус» на начальном этапе развития пандемии имеет две ведущие тенденции: привязанность к эпидемиологической ситуации в определенном регионе (страна, округ, город и т.д.) и прямо пропорциональную связь между интенсивностью интереса к пандемии коронавируса и количеством смертей на территории проживания/пребывания пользователей (подробнее см. [1]).

Рис. 2. Динамика популярности терминов «коронавирус», «экономика», «бизнес» и «работа»
в поисковой системе Google в период с 01.01.2020 по 31.07.2020, %

Таблица

Структурно-содержательные показатели популярности термина «экономика»
в поисковой системе Google, 01.01.2020—31.07.2020

ВСЕ КАТЕГОРИИ


п\п

Россия

Баллы

Япония

Баллы

США

Баллы

1.

экономика

100

経済 — экономика5

100

economy — экономика

100

2.

экономика это

13

経済 コロナ — экономика корона

17

economic — экономический

60

3.

economy

9

日本 経済 — японская экономика

11

the economy — экономика

45

4.

экономика России

7

経済 大学 — экономический университет

10

economic impact — экономическое влияние

13

5.

новости экономики

7

経済 学 — экономика

9

what is economy — что такое экономика?

13

6.

рыночная экономика

5

経済 と は — что такое экономика?

9

us economy — экономика США

11

7.

экономический рост

5

経済 対策 — экономические меры

7

market economy — рыночная экономика

8

8.

ВВП

5

経済 ニュース — экономика новости

5

coronavirus economy — коронавирус экономика

7

9.

мировая экономика

4

世界 経済 — мировая экономика

4

China economy — экономика Китая

7

10.

что такое экономика

4

コロナ ウイルス 経済 — коронавирус экономика

4

economic system — экономическая система

6

11.

экономический кризис

4

日本 の 経済 — экономика Японии

4

trump economy — Трамп экономика

5

12.

экономическая система

3

コロナ経済 対策 — антикоронавирусные меры в экономике

3

world economy — мировая экономика

5

________________________________________

5 В таблице приведен перевод на русский язык запросов пользователей поисковой системы Google из Японии и США.

________________________________________

6 Здесь же можно сказать о пенсионерах и несовершеннолетних, которые не участвуют в формировании бюджета страны.


Литература

  1. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 31—40. DOI:10.17759/pse.2020250603
  2. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Анализ интереса населения к информации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поисковых систем интернета) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 4. С. 5—18. DOI:10.31857/S020595920010383-7
  3. Индексы и индикаторы человеческого развития [Электронный ресурс]. URL: http:// hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
  4. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 128—131.
  5. Луковцева З.В. Пандемия COVID-19 как социальный стрессор: факторы психолого- психиатрического риска (по материалам зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. С. 13—25. DOI:10.17759/sps.2020110402
  6. Малюкова О.В. Структурные компоненты экономического сознания // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 9. С. 163—164.
  7. Магера Т.Н. Психология денег в условиях социальной изоляции // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4(117). С. 59—61.
  8. Польская Н.А., Разваляева А.Ю. Межличностная чувствительность в период самоизоляции: роль в выборе мер социального дистанцирования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 63—76. DOI:10.17759/pse.2020250606
  9. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 448 c.
  10. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы. М.: Изд-во «ИП РАН», 2020. 503 с.
  11. О насущных проблемах нашей жизни и взаимодействии регуляторов, бизнеса и граждан [Электронный ресурс] // Отчет по итогам массового социологического исследования. М., 2019. URL: https://www.bankdelo.ru/news/100in1/pub/2570 (дата обращения: 16.10.2019).
  12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: Изд-во «ACT», «Ермак», 2004. 730 с.
  13. Arden M.A., Chilcot J. Health psychology and the coronavirus (COVID-19) global pandemic: a call for research // British Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 25(2). P. 231—232. DOI:10.1111/bjhp.12414
  14. Barros J.M., Melia R., Francis K., Bogue J., O’Sullivan M., Young K., Bernert R.A., RebholzSchuhmann D., Duggan J. The Validity of Google Trends Search Volumes for Behavioral Forecasting of National Suicide Rates in Ireland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16(17). 3201 p. DOI:10.3390/ijerph16173201
  15. Forte G., Favieri F., Tambelli R., Casagrande M. The Enemy Which Sealed the World: Effects of COVID-19 Diffusion on the Psychological State of the Italian Population [Электронный ресурс] // Journal of Clinical Medicine. 2020. Vol. 9. № 6. P. 1802. DOI:10.3390/jcm9061802
  16. Holmes E.A. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science // Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7(6). P. 547—560. DOI:10.1016/ S2215-0366(20)30168-1
  17. Inglehart R., Welzel С. Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. N.-Y.: Cambridge University Press, 2005. 464 р.
  18. Schultze T., Huber J., Kirchler M., Mojzisch A. Replications in Economic Psychology and Behavioral Economics // Journal of Economic Psychology. 2019. Vol. 75(5): 102199. DOI:10.1016/j. joep.2019.102199
  19. The World’s Most Resource-Rich Countries [Электронный ресурс]. URL: https://247wallst. com/special-report/2012/04/18/the-worlds-most-resource-rich-countries (дата обращения: 23.08.2020).
  20. UN Policy Brief: COVID-19 and the need for action on mental health. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-05/UN-Policy-Brief-COVID-19- and-mental-health.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

Информация об авторах

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Китова Джульетта Альбертовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8185-3974, e-mail: j-kitova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 327
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 149
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2