Семья Г.В. доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698 e-mail: gvsemia@yandex.ru
Газарян А.А. методолог сектора «Центр доказательного социального проектирования», Московский государственный психолого-педагогический университет , Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9498-5757 e-mail: zhivoy@ya.ru
Некрасов А.С. магистр психологии, ведущий аналитик, Центр доказательного социального проектирования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1072-7986 e-mail: nekrasov.x@gmail.com
Цель. Обзор понятий «доказательный подход в управлении», «доказательный менеджмент» и «доказательная политика». Систематизация факторов, сдерживающих и способствующих распространению доказательных управленческих практик в социальной сфере. Определение приоритетных мер поддержки развития доказательного подхода в управлении социальной сферой.
Контекст и актуальность. Руководители в целом, и в социальной сфере, в частности, сталкиваются с возрастающим уровнем неопределенности, при которой осложняется возможность давать надежные прогнозы и принимать решения с гарантией результата. Вместе с этим наблюдается системный кризис ресурсов, требующий выбор стратегий и тактик, которые обеспечивают наибольший уровень эффективности. Дополнительным вызовом становится увеличивающаяся скорость операций и возникающая у руководителей потребность принимать быстрые управленческие решения. На этом фоне особое значение приобретает доказательный подход, который строится на идее о необходимости опираться на выводы исследований и экспертиз, предоставляя руководителям актуальные данные для выбора тех или иных направлений действия.
Используемая методология. Анализ научных и научно-практических источников.
Основные выводы. Доказательный подход в управлении представляет собой спектр практик разной строгости требований, объединенных императивом необходимости наличия научно-обоснованных и экспертных данных для принятия решений. Доказательный менеджмент — процесс реализация доказательного подхода в рамках деятельности руководителей разного уровня, а доказательная политика предполагает реализацию принципов доказательного подхода при принятии политических решений. При распространении доказательный подход в управлении сталкивается с целым рядом барьеров: ценностных, методологических, финансовых и других. Однако есть ряд условий, которые могут позитивно влиять на его продвижение в среде руководителей-практиков: вовлечение управленцев высшего звена, специализированное обучение, сближение практиков и исследователей, а также другие факторы. Критически важными остаются экономическая сторона исследований и их доступности.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-03 от 11.06.2021 года «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».
Получена: 06.12.2021
Принята в печать: 10.01.2022
Ссылка для цитирования
Литература
Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный
подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы
[Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8—26.
DOI:10.17759/ssc.2020010101
Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Фреик Н.В. Реестры практик как
механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ
международного опыта [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021.
Том 2. № 1. С. 7—23. DOI:10.17759/ssc.2021020101
Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р (ред. от 23.11.2020)
«Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2021. URL:
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_375249 (дата обращения:
27.10.2021)
Стандарт доказательности практик в сфере детства (Версия № 2. 31.08.2018)
[Электронный ресурс] // Ozenka.Info. 2021. URL:
http://ozenka.info/about/dokazatelniy_podhod/standart_
dokazatelnosti_praktik/402_file_2.pdf (дата обращения: 27.11.2021)
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении
в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] // Консультант
Плюс. 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249 (дата
обращения: 27.10.2021)
Bellamy J.L., Mullen E.J., Satterfield J.M., Newhouse R.P., Ferguson M.,
Brownson R.C., Spring B. Implementing evidence-based practice education in
social work: A transdisciplinary approach // Research on Social Work Practice.
2013. Vol. 24. P. 426—436. DOI:10.1177/1049731513480528
Barends, E., Rousseau, D.M., Briner R.B. Evidence-Based Management :
The Basic Principles. Amsterdam: Center for Evidence-Based Management. 2014. 20
p.
Cascio W.F. Evidence-Based Management and The Marketplace for Ideas
// The Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50. № 5. P. 1009—1012.
DOI:10.5465/amj.2007.27151942
Gold J. What Works Network: Five Years On [Электронный ресурс] //
GOV.UK. 2018. 37 p. URL:
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/
attachment_data/file/677478/6.4154_What_works_report_Final.pdf (дата обращения
12.11.2021)
Head B. Toward More “Evidence-Informed” Policy Making? // Public
Administration Review. 2015. Vol. 76. № 3. P. 472—484.
DOI:10.1111/puar.12475.
Morago P. Evidence-based practice: from medicine to social work //
European Journal of Social Work. 2006. Vol. 9. № 4. P. 461—477.
DOI:10.1080/13691450600958510.
Ogbonnaya I.N., Martin J., Walsh C.R. Using the California
Evidence-Based Clearinghouse for Child Welfare as a Tool for Teaching
Evidence-Based Practice // Journal of Social Work Education. 2018. Vol. 54.
Sup.1. P. 1—10. DOI:10.1080/10437797.2018.1434434.
Pfeffer J., Sutton R.I. Hard Facts, Dangerous Half-Truths, and Total
Nonsense Profiting from Evidence-Based Management // Strategy and Leadership.
2006. Vol. 34(2). P. 35—42. DOI:10.1108/10878570610652617
Rojas Y., Stenström N. The Effect of Organizational
Factors on the Use of Evidence-based Practices among Middle Managers in Swedish
Social Services // Human Service Organizations: Management, Leadership &
Governance. 2019. Vol. 44. № 1. P. 32—46. DOI:
10.1080/23303131.2019.1683667
Rousseau D.M., Is There Such a Thing as “Evidence-Based Management”?
// Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 2. P. 256—269.
DOI:10.5465/amr.2006.20208679
Rundall T. G., Martelli P. F., Arroyo L., McCurdy R. The Informed
Decisions Toolbox: Tools for Knowledge Transfer and Performance Improvement /
Practitioner Application. // Journal of Healthcare Management. 2007. Vol. 52.
P. 325—341. DOI:10.1097/00115514-200709000-00009
Rynes S.L., Trank C.Q., Lawson A.M., Ilies R. Behavioral Coursework
in Business Education: Growing Evidence of a Legitimacy Crisis. // Academy of
Management Learning & Education. 2003. Vol. 2. P. 269—283.
DOI:10.5465/amle.2003.10932135
Rynes S.L. Editor’s Afterword: Let’s Create A Tipping Point: What
Academics and Practitioners can do, Alone and Together // Academy of Management
Journal. 2007. Vol. 50. № 5. P. 1046—1054. DOI:10.5465/amj.2007.27156169
Saari L.M. Bridging the Worlds // Academy of Management Journal.
2007. Vol. 50. № 5. P. 1043—1045. DOI:10.5465/amj.2007.27156088
Sackett D.L., Richardson W.S., Rosenberg W., Haynes R.B.
Evidence-based medicine: How to practice and teach EBM. Evidence-based medicine
// Edinburgh, Scotland: Churchill Livingstone. 1996. Vol. 312. P. 71—72.
Sohrabi Z., Zarghi N. Evidence-Based Management: An Overview //
Creative Education. 2015. Vol. 6. P. 1776—1781. DOI:10.4236/ce.2015.616180
Udo C., Forsman H., Jensfelt M., Flink M. Research Use and
Evidence-Based Practice Among Swedish Medical Social Workers: A Qualitative
Study // Clinical Social Work Journal. 2019. Vol. 47. P. 258—265.
DOI:10.1007/s10615-018-0653-x
Van de Ven A.H., Johnson P.E. Knowledge for Theory and Practice //
Academy of Management Review 2006. Vol. 31. № 4. P. 802—821.
DOI:10.5465/amr.2006.22527385
Walshe K., Rundall T.G. Evidence-based Management: From Theory to
Practice in Health Care // The Milbank Quarterly. 2001. Vol. 79. № 3. P.
429—457. DOI: 0.1111/1468-0009.00214