Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе 856

|

Дорошина И.Г.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, Пенза, Россия

Аннотация

In the clause results of research of sociometric status of teenagers and its interrelation with personal features are resulted. Author’s classification of levels of sociometric status is resulted. It is told about results of the correctional work directed on increase of a sociometric status.

Ключевые слова: teenagers, sociometry, status, personal features, correction

Рубрика: Психология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую силу оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы. Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своео­бразной модели общества. Одним из показателей включенности подростка в группу яв­ляется его социометрический статус. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе и явилось темой нашего исследования.

Существуют различные классификации групповой структуры, построенные на основе социометрического исследования. Для более подробного анализа мы используем модификацию классификации Л. Я. Коломинского и выделяем следующие уровни со­циометрического статуса: «любимцы», «предпочитаемые», «терпимые», «неоднознач­ные», «незаметные», «нелюбимые», «гонимые».

Исследуя факторы, влияющие на изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе, мы в большей степени уделяем внимание внутренним факторам, т. к. мы признаем активную роль человека как субъекта социа­лизации. Нами выявлены внутренние факторы, степень проявления которых оказывает прямо пропорциональное влияние на уровень сформированности социометрического статуса. Нами выявлена положительная корреляция между уровнем социометрическо­го статуса и коммуникативными способностями у мальчиков (r=-0,149*), способностью к эмпатии (r=-0,16* для мальчиков, r=-0,19* для девочек), коэффициентом социальной адаптации (по Розенцвейгу) (r=-0,145* для мальчиков, r=-0,242** для девочек), экстер­нальным локусом контроля над жизненными ситуациями у девочек (r=0,172*).

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика