Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе 825

Дорошина И.Г.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, Пенза, Россия

Полный текст

Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую силу оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы. Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своео­бразной модели общества. Одним из показателей включенности подростка в группу яв­ляется его социометрический статус. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе и явилось темой нашего исследования.

Существуют различные классификации групповой структуры, построенные на основе социометрического исследования. Для более подробного анализа мы используем модификацию классификации Л. Я. Коломинского и выделяем следующие уровни со­циометрического статуса: «любимцы», «предпочитаемые», «терпимые», «неоднознач­ные», «незаметные», «нелюбимые», «гонимые».

Исследуя факторы, влияющие на изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе, мы в большей степени уделяем внимание внутренним факторам, т. к. мы признаем активную роль человека как субъекта социа­лизации. Нами выявлены внутренние факторы, степень проявления которых оказывает прямо пропорциональное влияние на уровень сформированности социометрического статуса. Нами выявлена положительная корреляция между уровнем социометрическо­го статуса и коммуникативными способностями у мальчиков (r=-0,149*), способностью к эмпатии (r=-0,16* для мальчиков, r=-0,19* для девочек), коэффициентом социальной адаптации (по Розенцвейгу) (r=-0,145* для мальчиков, r=-0,242** для девочек), экстер­нальным локусом контроля над жизненными ситуациями у девочек (r=0,172*).

Нами также выявлены различия между уровнями статуса по другим внутренним факторам, таким как виды агрессии, степень социальной адаптации, жизненные цели и ценности, организаторские способности, позволяющие дать целостные характеристики подросткам на разных уровнях социометрического статуса, используя профили лично­сти. Мы исследовали личностные особенности и свойства отдельно у мальчиков и дево­чек, и, соответственно, в работе представлены характеристики семи типов мальчиков и семи типов девочек.

На основе проведенного нами исследования личностных особенностей подростков, мы разработали психокоррекционную программу,  направленную на изменение социо­метрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Исходя из трактовки процесса социализации как «социализации – индивидуализации», нами ис­пользовались такие методы групповой и индивидуальной психокоррекционной работы, как социально-психологический тренинг, который явился микромоделью процесса со­циализации, некоторые техники сказка-терапии, арт-терапии и эриксонианского гипно­за. Коррекционная работа осуществлялась по четырем направлениям, соответствующим выявленным нами личностным особенностям, оказывающим наибольшее влияние на изменение социометрического статуса, а именно: развитие коммуникативных способ­ностей, тренировка поведения в ситуациях фрустрации, развитие эмпатии, принятие от­ветственности за собственные решения и поступки.

По результатам коррекционной работы у подростков экспериментальной группы повысились показатели интернальности  (tSt=-2,13*),  эмпатии  (tSt =-5,916***) и ком­муникативных способностей (tSt =-2,169*), что соответствует целям нашей работы. К сожалению, нам не удалось добиться значимых результатов в изменении поведения в ситуациях фрустрации, хотя и наблюдаются позитивные изменения. Мы не выделяли отдельной целью коррекционной работы изменения показателей агрессивности, т. к. не обнаружили линейной взаимосвязи между агрессивностью и социометрическим стату­сом, но, тем не менее, у подростков экспериментальной группы снизился коэффициент агрессивности (по Басса-Дарки) (tSt =-3,04**). Изменение социометрического статуса подростков, участвовавших в коррекционной работе, указывает на значительную роль социализирующего процесса. Причем различие в сформированности жизненных целей и ценностей у учащихся, в работе с которыми применялись и групповые и индивидуаль­ные методы  психокоррекции по сравнению с группой, в которой применялись только групповые методы (tSt =-3,094**), указывает на более высокую ступень прохождения про­цесса социализации подростками, подвергшимися комплексному влиянию методов груп­повой и индивидуальной психокоррекции.

Полученные в нашем исследовании результаты тесной взаимосвязи личностных особенностей и социометрического статуса подростков позволили нам осуществлять коррекционную работу направленную не только на изменение личностных особенностей подростков, но и на повышение их социометрического статуса. До начала эксперимента в контрольной группе больше половины учащихся (59 %) находились на трех успешных уровнях статуса («любимцы», «предпочитаемые» и «терпимые»). Менее представлен­ными были переходные уровни  («неоднозначные и» «незаметные») (26 %) и неуспеш­ные («нелюбимые» и «гонимые») (15 %).

После проведения эксперимента картина изменилась: уменьшилась доля успешных уровней, и увеличились доли переходных и неуспешных уровней статуса. Отсутствие положительных изменений в контрольной группе можно соотнести с прохождением эти­ми подростками процесса социализации лишь на стадии адаптации. Без дополнительно­го психологического воздействия процесс социализации осуществляется стихийно, что влечет за собой непредсказуемость результатов. Мы можем отметить, что 38 % подрост­ков контрольной группы перешли на более высокий уровень статуса и столько же – на более низкий уровень, т. е. сохранился баланс изменения социометрического статуса в соответствии с характером социализации в группе.

В экспериментальной группе до начала коррекционной работы половина подрост­ков относилась к успешной группе социометрического статуса. На втором месте по чис­ленности стояли неуспешные уровни (30 %), и меньше всего подростков принадлежали к переходным уровням статуса (20 %).

После проведения эксперимента увеличилось количество учащихся успешной груп­пы и переходной, а неуспешной группы значительно сократилось: 37 % ребят перешли на более высокий уровень статуса в группе, а 17 % – на более низкий. Данные нашего исследования подтверждают эффективность проведения коррекционной работы по фор­мированию более высокого социометрического статуса, за счет моделирования процесса социализации с помощью социально-психологического тренинга.

Процесс социализации, моделируемый в виде социально-психологического тренинга, способствует изменению личностных особенностей и уровня социометрического статуса подростков в экспериментальных группах. Групповая психокоррекция, приведшая к изме­нению таких свойств и состояний личности, как агрессивность, интернальность, способ­ность к эмпатии и коммуникативные способности позволяет проводить процесс социали­зации на стадии индивидуализации. В свою очередь, комплексное использование методов групповой и индивидуальной коррекции развивает у подростков осознание своих целей и ценностей в жизни, тем самым, делая возможным достижение ими стадии интеграции.

Ссылка для цитирования

comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика