Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение 1082

Орлова М.А.
Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, Россия

Полный текст

Как научная категория общение принадлежит к психологии человеческих взаимо­отношений. В определении понятия «общение» можно выделить несколько подходов: 1) общение как форма взаимодействия [1]; 2) общение как процесc [2]; 3) общение как деятельность [3]. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; коммуникативная сторона общения со­стоит в обмене информацией между людьми (общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.); интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, рас­пределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между дву­мя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, т. е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активного субъекта. По­этому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совмест­ное постижение предмета, поэтому в нем представлены в единстве деятельность, обще­ние и познание. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: коопера­ция или конкуренция и особый случай взаимодействия – конфликт. В отечественной социальной психологии интерактивная сторона общения традиционно рассматривает­ся в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения. Персептивная сторона общения включа­ет в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за «занавесом» физических характеристик человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основны­ми механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). В процессе межличностного восприятия возникает ряд «эффектов»: первичности и новиз­ны (предъявления информации), «ореола», стереотипизации и т. д. Они в особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке, где весьма высока роль установки. Специфической характеристикой персептивной стороны общения является наличие атрибутивного процесса – приписывания другому человеку, как причин его по­ведения, так и личностных черт. При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции – возникновения привлекательности партнера по общению. Проблемой остается точность межличностного восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения точности межличностного восприятия является развитие персептивной компетентности при помощи социально-психологического тренинга.

Рассмотренные в единстве три стороны общения создают важное условие оптими­зации совместной деятельности людей и их отношений.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах переда­ется от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Такая информация служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелатель­но и испытывает радость.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным дей­ствиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия, передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передавае­мой в процессе общения одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или вос­приятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, ри­сунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на не­сколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен по­буждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с об­служиваемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для под­держания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укре­пления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных от­ношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, пря­мым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторо­нами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоя­тельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практиче­скую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивно­го и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существу­ют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо мате­риального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Де­ятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой актив­ности, а общение – видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразо­вании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения. Техника общения это спо­собы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное [4].

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе обще­ния, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, же­лаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного от­ношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напро­тив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близ­кого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться со­знательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает опре­деленное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присут­ствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выра­жение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разго­вора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, исполь­зуемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, на­блюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со сто­роны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопыт­ные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной опреде­ленной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимо­сти от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности это умения и навыки общения с людьми, от ко­торых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональ­ный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникатив­ных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, по­литики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способ­ностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особен­ности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техни­ка общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения по­степенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным.

В педагогике проблематика общения занимает значительное место. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через при­зму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосре­дованы общением.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловле­на различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися [5]. Учитель в процессе педагогиче­ского общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития лич­ности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Наиболее распро­страненной классификацией стилей руководства, в полной мере относящейся к педаго­гической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демокра­тический и попустительский стили.

При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъем­лющий контроль. Это выражается в том, что преподаватель часто прибегает к приказ­ному тону, делает резкие замечания. При таком стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности классного коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты.

Попустительский стиль является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие, незаин­тересованность проблемами школьной жизни. Следствием подобного подхода учителя к решению своих профессионально-педагогических задач оказывается отсутствие у него адекватных, отражающих реальность знаний о взаимоотношениях в классном коллек­тиве, неспособность позитивно влиять на становление личности учащихся. При столь отстраненной позиции педагога нельзя рассчитывать на какой бы то ни было эмоцио­нальный контакт между ним и классом.

Наиболее эффективным в педагогическом общении в большинстве случаев оказы­вается демократический стиль. Педагог старается принимать решения, советуясь с вос­питанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Систематически контролируя работу, всегда отмечает по­ложительные ре­зультаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Важнейшая особенность деятельности такого педа­гога – ориентация на личность учащихся, а потому и на уроках, и во внеурочной работе он нацелен на повышение активности школьников, на пробуждение их инициативы, на привлечение каждого к решению общих задач. Следствием применения данного стиля является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельно­сти, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успеха­ми, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самы­гин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
  2. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. – М.: Издательский центр Акаде­мия, 1995. – 576 с.
  3. Cлободчиков, В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Cлободчиков, Е. И. Исаева. – М: Школа-Пресс,1995.
  4. Семина, Л. И. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания/ Л. И. Семина. – М.: Бонфи, 2002. – 408 с.
  5. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
  6. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие / Т. А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 460 с.
  7. Немов, Р. С. Общие основы психологии. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов: в 2 кн. – Кн. 1. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика