Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемы изучения политологии в вузах 810

Меликли Г.
Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

Полный текст

Политическая сфера жизнедеятельности интенсивно развивается, что выражается в усилении интереса к данной сфере, в том числе и в виде профессиональной деятельно­сти, которой надо специально обучаться. В качестве учебной дисциплины политология не просто изучает весь комплекс проблем политической жизни, но и определяет мето­ды и методологию их прогнозирования и управления в целом. Политологию в качестве спецкурса изучают все студенты в вузах Азербайджана, различные же разделы ее более углубленно изучают те, кто избрал политологию себе профессией.

Интерес к данной дисциплине связан с тем, что политическая сфера близка и есте­ственна каждому жителю страны, поскольку круг его прав и обязанностей позволяет ему судить о направлениях политики в стране и в мире в целом, участвовать на определенном уровне в претворении ее в жизнь, проявлять свое отношение в политическим фактам и событиям. Отметим, что если курс политологии, изучаемый, к примеру, будущим физи­ком, является достаточным подспорьем в этом вопросе, то учебные планы по подготовке политологов или специалистов по международным отношениям этим ограничиваться не могут: здесь анализ и прогнозирование политических процессов, знание путей воздей­ствия на них и умение их использовать должны быть достаточно глубоки.

Как отмечают исследователи, «современный мир переживает кардинальную транс­формацию. Это связано не только с военно-политическими аспектами нового мирового порядка, но и ускорением темпов глобализации, которая стала стержневым направлением мирового развития в XXI веке. При этом все мы вольно или невольно являемся прямыми участниками своего рода цивилизационного взрыва, охватывающего все сферы жизни и деятельности человека» [1]. Сами условия современного мирового развития способ­ствуют ускоренному развитию этого важного раздела обществоведческого знания. Если конкретно судить об уровне изучения политологических проблем в такой постсоветской стране, как наша, то можно сказать, что здесь есть принципы преемственности и раз­вития. Об этом хорошо сказала Наиля Джалилова, профессор кафедры философии и по­литологии Азербайджанского государственного экономического университета: «Среди множества проблем, касающихся отечественных гуманитарных и общественных наук, особое место занимают проблемы становления и развития социологии и политологии. Без преувеличения можно сказать, что многие из тех социальных и политических бед и ошибок, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно было бы в значительной мере избежать, если бы меньше полагались в решении жизненно важных вопросов на «жи­тейскую» мудрость отдельных областных структур, политическую конъюнктуру и по­литический эмпиризм и больше использовали опыт, накопленный предшествующими поколениями, политические знания и науку об обществе, опыт мировой цивилизации. У нас не отводится должного самостоятельного места ни для политической социологии, ни для социальной психологии, ни тем более для политической науки» [2].

На сегодняшний день принимаются меры по совершенствованию учебного процес­са, в том числе и связанного с преподаванием социальных дисциплин. В частности, в республике уже накоплен достаточный опыт по внедрению системы обучения на осно­ве Болонской декларации, к которой страна уже давно присоединилась. Известно, что организация данного учебного процесса требует учета местных особенностей системы образования, т. е. нужна постоянная опора на практику. Кредитная система, принятая в наших вузах, не является полным подобием принятой в Европе, по сути, это и невоз­можно. К примеру, в ФРГ используются возможности и кредитной системы, и болонской декларации (кстати, также основанной на кредитной системе). Опыт показывает, что Ев­ропейская кредитная система в местных условиях не всегда срабатывает. Для эффек­тивного ее применения необходим правильный баланс соотношения обязательных и на выбор курсов. Политология, как и другие социальные и гуманитарные дисциплины, ока­зывается частенько в загоне, что приводит в замешательство представителей кафедр, где ведутся данные дисциплины: в современный век информационных технологий, искус­ственных языков, компьютерных электронных библиотек утрачиваются многие формы освоения рамок человеческого бытия в традиционном понимании, в результате навыки «вхождения в мир» также меняются, оставаясь на уровне электронных игр и программ для многих молодых поколений, утрачивается способность адекватно оценивать ситуа­цию, теряются многие ценности и социальные нормы поведения.

А ведь философия, политология, другие социальные дисциплины накопили много­вековой богатейший опыт в этом направлении, и ознакомить с этим опытом означает спасти современные поколения от  конформизма, равнодушия и последующего разоча­рования и отчаяния. Политология находится с точки зрения помощи в этом деле в более выигрышном положении, потому что она – наиболее практичная  (если добавить сюда и социологию) из социально-политических дисциплин, помогает не только формирова­нию мировоззрения, но и подводит под нее солидную практическую базу, выступая в качестве прогнозирующей инстанции.

В этом смысле необходимо обратить внимание на структуру курсов политологии, их информационную и методологическую наполненность. К сожалению, небольшой объем курсов, рассчитанных всего на один семестр, не позволяет охватить возможно больше материала, расширить круг практических навыков, передаваемых студентам, поэтому, на наш взгляд, необходима большая опора на другие курсы, читаемые в данной аудитории, в том числе и гуманитарные, а также на самостоятельную работу студентов. Огромный массив сведений, получаемый теперь каждым жителем по крайней мере более или ме­нее развитых стран, должен использоваться как можно  эффективнее, в том числе и в курсе преподавания политологии. Прежде всего это общепланетарные представления об экологических, глобальных проблемах, о международной системе политических от­ношений, географические, экономические, социальные, обыденно-ментальные знания о действительности. Преподаватель должен использовать каждый факт для того, чтобы заставить студента осмыслить необходимую ситуацию и сделать выводы, дать толчок к размышлению. Именно на этой основе можно заставить «расшевелиться» каждого обу­чающегося, заставить его выйти из преставлений об обыденности и войти в более широ­кий круг жизненных ситуаций.

Хорошим подспорьем здесь могут послужить учебные пособия, составленные в виде практикума, опыт подготовки подобных пособий уже есть (3, 4, 5 и проч.). Посколь­ку внедрение информационных технологий носит необратимый характер, есть смысл обратить это «в свою пользу», т.е. при каждом удобном случае искать необходимые ма­териалы в электронном массиве данных, т. е. в Интернете. Отметим, что не вся инфор­мация здесь может быть найдена, прежде всего речь идет об электронных вариантах учебников, монографий, текстов, поскольку есть авторские права, которые защищает за­кон. Даже при подобном ограничении возможностей в поиске и нахождении необходи­мых материалов – масса. Нужен разумный поиск, не направленный лишь на плагиат или компиляцию. Кстати, борьба с этим явлениям тоже требует достаточных навыков. Опыт показывает, что наилучшим выходом здесь является опора на исследование местных ма­териалов, анализ какой-либо злободневной ситуации, где студент невольно должен ис­пользовать собственные ментальные ресурсы.

Творческий поиск как преподавателя, так и студента обязательно завершится успе­хом, поскольку именно этот путь, как показывает опыт, является наиболее оптимальным. Администрация вузов должна активно помогать в этом направлении путем проведения различных поощрительных мероприятий в виде конкурсов, конференций, тренингов, со­трудничества с неправительственными организациями, с соответствующими  правитель­ственными структурами, как, например, Центрами стратегических исследований, школы НАТО, военными ведомствами и т. д.

Взаимная заинтересованность всех соответствующих структур обязательно приво­дит к росту заинтересованности у студентов, как результатами своего студенческого тру­да, так и последствиями, т.е. будущим обеспечением работой, профессиональным ростом и т.д. В этом плане следует обратить внимание на требования к знаниям иностранных языков, которые растут с каждым днем. Здесь необходимо не только улучшение препо­давания языков, которое, кстати, тоже имеет большие погрешности, т.е. на школярском уровне идет зазубривание грамматических правил и текстов, которые порой не связаны с тематикой специальности, по которой идет обучение, и которые не связаны с практикой, т. е. нет общения на данном языке в обыденной жизни. В итоге знания практически ми­зерные, которые остаются балластом, не получаемого практического выхода.

И, наконец, остается еще одна проблема, которая тоже достаточно злободневная, а, может, и самая актуальная – это прикладные аспекты политологических знаний, ко­торые, хотя и разработаны на достаточно высоком уровне и применяются в мировой практике во внешней и внутренней политике всех стран достаточно профессионально и высоко компетентно, в процессе обучения остаются в виде отдельных рекомендаций и сентенций. Речь идет о возможностях политического анализа и политического прогно­зирования. Разделы статистического анализа, которые должен усвоить студент, отдельно им не изучаются, а те усеченные знания в виде отдельных правил или формул недоста­точны для проведения серьезных исследований.

Нужно искать выход из положения опять-таки в связи с другими дисциплинами, в том числе и специализации, с тем, чтобы на этой основе, а также опираясь на самостоя­тельную работу, помочь в реальном освоении любой политической ситуации. Именно на такой базе может быть сформирована не только высокая политическая культура и по­литические знания, но и активная гражданская позиция в обществе, заинтересованность и зрелое отношение к порой суровым реалиям действительности.

В этом плане, возвращаясь к возможностям организации обучения по системе Бо­лонского процесса, отметим, что здесь есть неиспользованные резервы, это – прежде всего кредитная система, которая ужесточает требования к процессу последовательного, систематического усвоения знаний и применения их на практике, к обмену опытом в виде обучения хотя бы один семестр в другом вузе, у других преподавателей, к само­стоятельной работе. Кроме того, растет заинтересованность и преподавателей в каче­ственном обучении, потому что выбор преподавателя порой бывает за студентом, а это – показатель престижа преподавателя, который должен, на наш взгляд, подтверждаться и соответствующей оплатой. То есть в преподавании политологии есть масса заделов, связанных с ее востребованностью в современном сложном, взаимозависимом мире, и эти факторы должны быть учтены в процессе преподавания. 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. http://otherreferats.allbest.ru/political/00018036_0.html  
  2. dayli/az
  3. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия / под редакцией М. М. Лебедевой // Московский общественный научный фонд. – М.: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000 – 156 с. (Серия “Научные доклады”, выпуск № 104.).
  4. Политология в схемах и таблицах: учебное пособие для студентов по курсу «Политология». – Симферополь, 1999.
  5. Практикум по курсу «Политология» / под редакцией профессора М. А. Василика. – Москва, 1999.
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика