Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитиe социальных связей и отношений в виртуальных сообществах 716

Гревцов В.Е.
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Полный текст

Проблематика развития социальных структур является очень важным аспектом в изучении виртуальных сообществ, поскольку основана на мотивации участия в социаль­ных структурах виртуальных сетевых сообществ миллионов жителей планеты. Феномен коллективного разума участников сообществ предусматривает превышающую интересы индивида мотивацию, которая и является одной из основ развития виртуального сообще­ства, как глобального явления современного информационного общества.

Объясняя вопрос беспрецедентного роста и развития виртуальных сообществ, не­обходимо учитывать причины, имеющие отношение к особенностям человека как субъ­екта осуществляемых в информационной среде социальных отношений.

Говоря о мотивации пользователей сети Интернет, необходимо отметить работу О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина и А. Е. Войскунского, которые показали, что в основе деятель­ности пользователей сети Интернет лежит деловая, познавательная, коммуникативная, рекреационная, игровая, аффилиативная мотивация, а также мотивация сотрудничества, самореализации и самоутверждения. Данные результаты могут говорить о том, что Ин­тернет в своем развитии прошел путь от узкой профессиональной среды общения про­граммистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы [1].

Сейчас виртуальные сообщества стали уже привычным инструментом в социаль­ном взаимодействии людей. Соседи используют почтовую рассылку и электронные до­ски объявлений для того, чтобы взаимодействовать и обмениваться информацией между собой, учащиеся используют виртуальные социальные сети для общения и обмена ин­формацией вне своих учебных заведений и т. д. Социальные группы, которым ближе физическое взаимодействие, могут использовать виртуальные сообщества для того, чтобы обеспечивать информацией их участников и оставаться на связи в промежутках между встречами в реальной жизни. Также распространены виртуальные сообщества, состоящие из людей, которые рассредоточены территориально и редко (или никогда) не встречаются лицом к лицу. Такие виртуальные сообщества формируются, как правило, на основе общего интереса к той или иной теме.

Ряд исследователей, обсуждая причины, способствующие тому, что виртуальные миры так быстро стали составной частью повседневности, приходят к выводу о стремле­нии человека превысить определенные ему природой возможности [2]. Сложность совре­менных телекоммуникационных систем превышает что-либо ранее созданное в истории человечества, а массовость их использования и темпы роста числа пользователей говорят о том, что в современном информационном обществе достижения науки и технологий стали частью повседневности.

Виртуальные сообщества являются неотъемлемой частью современной социальной структуры и активно изучаются, например, при помощи метода анализа социальных се­тей (Social network analysis, SNA). Если сравнивать этот метод с рядом традиционных методов социологического исследования, то можно увидеть, что предметом анализа в SNA выступают не характеристики отдельных личностей, а структура их взаимосвязей в рамках того или иного виртуального сообщества.

Н. Дубова в своей работе «Социальная сеть знаний» отмечает, что оценить значи­мость происходящего в социальной сети для достижения определенных целей, напри­мер, для развития социальных связей между членами сообщества, помогает категориза­ция связей между узлами сети. Такие связи могут быть прямыми или косвенными, силь­ными или слабыми, односторонними или двусторонними. Прямая связь в социальной сети – это непосредственные отношения между двумя людьми [3].

Друзья или родственники, часто общающиеся в социальной сети, постоянно обме­ниваются информацией. Однако источником развития для них, скорее всего, будет на­лаживание связей за пределами своих связей (например, обсуждение интересующего во­проса с участниками тематического виртуального сообщества).

Условно связь между людьми социальных сетей можно разделить на три группы:

  1. Дружеское общение между знакомыми людьми. Они добавляют друг друга в дру­зья, при этом в специальном разделе «Друзья» отображаются добавленные на вашу страничку пользователи.
  2. Связи между участниками группы. Социальные сети дают возможность людям об­щаться не только вдвоем, но и целыми группами.
  3. Связи между людьми, имеющими определённую информацию в профиле. С по­мощью социальной сети можно искать новых людей. Благодаря тому, что профили пользователей располагают огромной информацией, это дает хорошую возмож­ность искать людей по конкретным параметрам. Таким образом, можно отыскать тех, кто учился с вами в одной школе, классе, университете, кто живет в том же городе, районе и просто людей с похожими интересами.

Для лучшего понимания специфики функционирования сетевых сооб­ществ очень ва­жен вопрос их устойчивости. В настоящее время в общественных науках вопрос устойчи­вости сетевых сообществ является одним из наименее исследованных. При этом практика не раз показывала, что самые благополучные и устойчивые в виртуальном пространстве те сообщества, в которых происходит эффективное управление процессами социальных взаимодействий.

Виртуальные сообщества могут создаваться целенаправленно или возникать стихий­но. Первые, как правило, более устойчивы, так как их создатели различными способами удерживают пользователей вокруг информационного ресурса (постоянное обновление ин­формационного содержания, конкурсы, подарки и т. п.). Немаловажным для успешного функционирования сообщества является и привлечение новых участников сообщества. Поэтому увеличение численности участников виртуального сетевого сообщества для по­давляющего числа ресурсов является стратегической  задачей.

Таким образом, сформировавшиеся и успешно функционирующие виртуальные сообщества должны принимать меры по обеспечению устойчивости своей социальной структуры. Эти меры должны носить как организационный, так и технический характер, при безусловном приоритете мер социальной организации функционирования виртуаль­ных сообществ.

Информатизация общества привела к значительным переменам в сфере коммуни­каций. Появились и достаточно широко распространились новые средства коммуника­ции – Интернет и цифровая связь. Все это создает предпосылки для существенной пере­стройки социальных механизмов – контроля, репутации, управления и самоорганизации [4]. Уже сегодня возникают новые формы социальных общностей (в т. ч. виртуальные сообщества практики).

Виртуальные социальные общности являются объективными по своей природе, и на них действуют существующие в физическом мире законы развития общества. Особую роль в этом процессе занимает глобальная сеть Интернет, которая является не только сред­ством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, которая влечет за собой изменения в реальной жизни индивида.

Сеть Интернет, предоставляя человеку неограниченные возможности общения в ре­альном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Как и любое другое общество, сообщество пользователей сети Интернет представляет собой социальную среду, где индивидуум в результате социализации может стать личностью и где личность может пройти как путь социализации, так и ресоциализации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Арестова, О. Н. Мотивация пользователей Интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. [Электронный ресурс] // Ассоциация РЕЛАРН. URL: http://www.relarn.ru:8080/human/motivation.txt (дата обращения: 10.12.2009)
  2. Biocca, F.Chapter 1: The vision of virtual reality. / F. Biocca, P. Levy / In: Biocca F. (eds). Communication in the age of virtual reality. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995. PP. 3–14.
  3. Дубова, Н. Социальная сеть знаний / Н. Дубова [Электронный ресурс] // Открытые си­стемы. URL: http://www.osp.ru/text/print/302/380634.html (дата обращения: 19.12.2009).
  4. Плотинский, Ю. М. Развитие социального интернета / Ю. М. Плотинский. – Веб 2.0 [Электронный ресурс] // URL: http://soc-inform4.narod.ru/lectures.html#d6 (дата обраще­ния: 05.10.2009).
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика