Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интегральная социология П. А. Сорокина 856

Назарько Е.В.
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Полный текст

Социология Питирима Сорокина – уникальное явление в науке XX столетия. Со­рокин – и предтеча, и, по меньшей мере, один из главных творцов новой парадигмы обществоведения, связанной с идеей формирования новой цивилизации, означающей глубочайший поворот в общественном развитии. Взгляды Сорокина, высказанные им в основном в середине XX века, сохраняют свою актуальность и сегодня, на пороге нового столетия.

Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.

В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им,  прежде всего, как совокуп­ность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. Сорокин описывает уровни социальной статики  как уровни общего взаимодействия с различными механиз­мами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.

Для работ Сорокина характерно использование интегрализма для изложения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремле­ние найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золо­тая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негатив­ных каждого из интегрируемых элементов множества.

Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы, доста­точно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех сменяющих друг друга социокуль­турных систем.

Однако наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегра­лизм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя по­нятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интеграль­ной ценности.

П. А. Сорокин утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, из­ящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты»[6. С. 35–38].

В основу его миропонимания можно положить принцип «золотой середины». Эта «золотая середина» будет представлять собой совокупность максимума позитивных ха­рактеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества. Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь инте­грального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Конечная цель интегральной социальной нау­ки – реконструкция личности, общества, культуры.

Важное место в творчестве Сорокина занимает идея интегральной культуры, сфор­мировавшаяся в контексте православной духовности, она являлась одной из основных в философско-исторической концепции П. А. Сорокина.

Сопоставляя теории цивилизаций Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Питирим Сорокин выделил общие черты этих теорий: в безграничном «океане» социо­культурных явлений существуют крупные культурные системы, иначе называемые куль­турными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют как реальное единство. Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной груп­пой. Цивилизации как большие суперсистемы определяют основную часть изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного «океана», в том числе историче­ские события и жизнедеятельность малых социокультурных единиц.

Каждая цивилизация строится на каком-либо философском принципе или конечной ценности, которые реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих ком­понентах. Каждая цивилизация взаимодействует с внешними группами и их культурами, которые проникают в данную цивилизацию и существуют в ней в качестве скоплений. Жизнь цивилизаций полна многообразия, неравномерности ритмов, взлетов и упадков.

Сорокин раскрыл закономерность периодической смены идеационального, чув­ственного и идеалистического (интегрального) типа культуры и показал, что XX в. ха­рактеризуется глубоким кризисом свойственного индустриальной эпохе чувственного социокультурного строя. Кризис охватывает науку, философию, искусство, этику, по­литику, экономику, социальную жизнь, но является предвестником будущего расцвета интегральной культуры.

История, по мнению Сорокина, напоминает симфонический оркестр, который каж­дый раз по-новому повторяет одну и ту же тему. Вечно повторяющийся элемент истории составляет цикл «культурного» (духовного) изменения, который характеризует жизнь лю­бой цивилизации: китайской, греческой, римской и западноевропейской [3. С. 23–25].

Основной принцип интегрального типа культуры гласит, что истинной реальностью и ценностью является неопределенное многообразие, которое сочетает сверхчувствен­ные, рациональные и чувственные формы, неотъемлемые одна от другой. Интеграль­ный тип культуры «обращает внимание как на эмпирические, так и на сверхэмпириче­ские аспекты истинной реальности. Наука, так же как философия и теология, начинает расцветать в нем. И они гармонично сотрудничают друг с другом. Можно сказать, что интегральный тип культуры отражает дуалистический генотип построения и динамики человека и общества, в котором противоречиво сочетается биологическое и социальное, материальное и духовное, познанное и непознанное, чувственное и сверхчувственное.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политиче­ских реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. – М.: Экзамен, 2001.
  2. История социологии в Западной Европе и США. – М.: НОРМА - ИНФРА, 1999.
  3. Коновалова, Е. М. Идея интегральной культуры в философии истории П. А. Сорокина / Пленар­ный доклад. Секция № 4.
  4. Сорокин, П.А. Причины войны и условия мира / П. А. Сорокин // Социс. – 1993 – № 12.
  5. Сорокин, П. А. Моя философия – интегрализм / П. А. Сорокин // Социс. – 1992. – № 10. – С. 35–38.
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика