Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние глобализации на потребительское право и теория международного права 626

Шахла З.
Баку, Азербайджан

Полный текст

Известно, что процесс глобализации охватил весь земной шар, начиная примерно с середины 60-х годов ХХ века, хотя всемирная история начала писаться уже в период первоначального накопления капитала, когда были завершены все географические от­крытия и развилась международная торговля. В процессе глобализации широкое раз­витие получили информационные технологии, компьютерные средства и средства связи, уменьшились расходы на  обмен товаров и  связь, увеличился объем торговых отно­шений, распался двухполюсный мир и развился многополюсный, усилились позиции прежде всего торговых организаций, а также международных синдикатов и корпораций. Охватившая все сферы общественной жизни, глобализация воздействует прежде всего на экономическую, политическую и культурную сферу. Впереди других идет экономиче­ская интеграция, которая попирает собой национальные экономики, при этом расширя­ется сфера свободной рыночной экономики, торговли, глобального соперничества в этой сфере, взаимозависимость здесь стран друг от друга.

Выделяют три волны глобализации:

  1. 1870-1914 годы. В этот период развился транспорт, уменьшились тарифы, увели­чилось число богатых, т.е. развитых стран;
  2. 1950-1980 годы. Здесь усилился процесс обогащения развитых стран и появились новые богатые страны;
  3. 1980 год – по настоящее время. В этот период, как уже отмечалось, идет усилен­ное развитие технологий, транспорта, информации и связи.

Рассмотрим, как в условиях глобализации развивается потребительское право и как оно отражается в ряде международных правовых актов. Отметим, что здесь, при развитии свободной экономики, расширения обмена услугами, товарами, человеческим капиталом и возможностями получены определенные возможности и сфере развития потребительского права. Исследования показывают, что все еще мало рассматриваются проблемы именно в постановке, вынесенной в заголовок данной статьи. Выводы, которые будут сделаны, в определенной степени могут помочь в более четком определении граней социальной по­литики стран и регионов в отношении совершенствования потребительского права. Ана­лиз показывает, что в данной области правового регулирования общественных отношений имеются определенные пробелы, которые мы надеемся восполнить.

В 80-х и в особенности в 90-х годах по знаком глобализации начался сложный про­цесс расширение международных рынков. Свободная торговля, наряду с тем, что при­несла населению определенные дивиденды, одновременно явилась и источником  много­численных проблем. Международные компании и фирмы, развиваясь за счет иностран­ных капиталовложений международного капитала в целом, особенно активны в отноше­нии стран с дешевой рабочей силой и большими природными ресурсами. Они, пользуясь развитыми связями, рекламой, торговой психологией, местными образцами потребления и ментальности, пользуясь всеми возможными методами воздействия, стремятся к уве­личению потребления своих товаров со стороны потребителей.

В случае, когда потребляемые товары не раскупаются, тогда уменьшаются доходы этих компаний, в этом случае применяются новые приемы и методы по стимулированию потребительского спроса. Все это порой приводит к угрозе распада национальной систе­мы культуры потребления, местных норм и правил в данной сфере общественной жизни. Именно поэтому западные компании, в особенности в США, наряду с получением при­были от уже потребляемых товаров, стремятся всячески пропагандировать американский способ потребления и американский образ жизни по всему миру. Все это противопо­ставлено разнообразию жизненных проявлений, сохранению самобытности жизненных ориентаций личности и потребительских прав в целом. Именно поэтому одной из перво­степенных задач в период глобализации является сохранение и защита потребительских прав на уровне, защищающем права и достоинство личности, безопасность его жизни и здоровья. Созданные сегодня многочисленные государственные и неправительственные организации по защите прав потребителей заняты стремятся максимально обеспечить потребителям безопасные товары и продукты, подводя под это необходимую правовую и политическую базу [1. С. 35].

Отметим, что усиление международных корпораций и компаний способствует более быстрому обороту средств и товаров, и здесь немалую роль играет искусственное стиму­лирование потребления, о котором мы писали выше [2. С. 54]. Идет развитие свободных рыночных отношений на национальном уровне, потоки капитала начинают двигаться с учетом глобализации и информационных технологий. Все это находит отражение во вступлении в рыночную «игру» все новых игроков, которые начинают умело пользовать­ся такими средствами глобализации, как международная торговля, движение капитала в виде инвестиций и других форм, развитие технологий и внедрение в международное разделение труда [3. С. 60].

Отметим также, что развитие промышленности привело к разделению производства и потребления, что, в свою очередь, привело к необходимости расширения правовой и политической базы для реализации потребления   в полной мере. Немалую роль здесь сыграло и углубление разделения труда, развитие инфраструктуры и сферы обслужива­ния, в которой на первое место выдвинулось обслуживание прежде всего человеческих потребностей [4. С. 72].

Имеется множество исследований о развитии потребительских проблем в условиях глобализации, в том числе связанных с формированием здесь международной правовой базы. Известно, что глобализация на политическом уровне отстает от подобного процес­са в экономической сфере и потому мир превратился в арену конфликтов и напряжен­ного развития событий, т.е. для человека глобализация стала ареной многочисленных угроз и возможностей. Отметим, что согласно определению, потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (администра­тивного, гражданского, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан. В начале 30-х гг. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создавать­ся лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Официальным признанием необходи­мости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребите­лей: право на безопасность, право на информацию, право быть услышанным и право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечают Всемирный день защиты потребителей [5. С. 100].

Начиная с 70-х годов во многих странах появились законы об охране прав потре­бителей. Принятие многими странами, в том числе и Азербайджанской Республикой,  актов о суверенитете способствовало развитию здесь собственного потребительского за­конодательства. Большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителей на уже действующие структуры. В условиях, когда еще не сложилась куль­тура рынка, то, что в других странах регулируется на уровне менталитета, при форми­ровании рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот пе­риод – жесткое потребительское законодательство. Но сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие первый шок вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время более профессиональными в защите своих интересов. Появился целый слой людей, которые научились зарабатывать деньги, опираясь на положения Закона о защите прав потребителей [6. С.8–81].

Жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя на этом этапе превращается в тормоз для развития нормальных рыночных отношений. Поэтому начина­ется некоторое «смягчение» законодательства. Все больше норм из разряда императивных, т.е. не дающих сторонам права выбора, переходят в сферу договорных отношений. У пред­принимателя появляются возможности привлекать потребителя не только и не столько цена­ми, сколько дополнительными услугами (по обслуживанию, доставке, гарантиям и т.п.) [8]. Имеются специальные службы, которые работают в сфере защиты потребительских прав. Так, государственная служба контроля над потребительским рынком при министерстве эко­номического развития Азербайджана в результате проведенного второго июня мониторинга в Баку и регионах страны, вновь выявила факты нарушения потребительских прав [9]. От­метим также, что создан Государственный комитет по стандартизации, метрологии и патен­там Азербайджана, который в текущем году представил технический комитет по пищевым продуктам, это важно в преддверии вступления Азербайджана в ВТО и интеграции в Евро­союз, поскольку область стандартизации имеет здесь большое значение. Вновь созданный технический комитет формирует обеспечение качественными продуктами, решает вопросы безопасности и гармонизации и отвечает требованиям международной стандартизации. Он будет осуществлять подготовку и экспертизу проектов национальных, межгосударствен­ных и международных стандартов, а также обновление и последующий анализ стандартов, входящих в состав документального фонда системы национальной стандартизации [11].

Отметим, что в международном праве потребительское право прежде всего связано с Хартией Организации Объединенных Наций. В статье 55, пунктах a и b провозгла­шается, что права и свободы граждан должны  признаны всем мировым сообществом  и направлены на обеспечение  самых высоких жизненных стандартов. Именно в этом важном документе впервые было открыто заявлено о потребительском праве и условиях его гарантии. Жизненный стандарт же, в свою очередь,  определяется соответствующим вниманием к правильному потреблению, как на уровне индивида, так и семьи или со­циальной группы в целом.

Другим международным правовым документом, связанным с потребительским правом, является Конвенция по международным правам человека. Здесь в общей форме отмечены  человеческие права и свободы. Вместе с тем нет конкретного указания на потребительское право. В статье 25.1 указано, что каждый имеет право достичь тако­го уровня жизни, чтобы при этом обеспечить себя и свою семью питанием, жилищем, общественным и медицинским обслуживанием. Причем если гражданин не в состоянии обеспечить себе достойный образ жизни, в этом, т.е. в создании такого образа жизни, ему надо помочь.  Как видно, обеспечение базовых человеческих потребностей и есть указа­ние на исполнение, или претворение в жизнь, потребительского права, поэтому можно сказать, что указанное право подразумевается и в  Конвенции по международным правам человека [7. С. 90].

Отметим также, что 16 декабря 1966 года ООН приняла Международную экономи­ческую, социальную и культурную Конвенцию, которая вступила в силу 3 января 1976 года. В статье 11.1 указанной Конвенции отмечено, что стороны признают необходи­мость создания соответствующих условий для каждого лица, его семьи, обеспечения здесь необходимой пищей, одеждой, жилищем. Жизненный стандарт подразумевает ми­нимум обеспечения подобными условиями с тем, чтобы каждый человек вел достойное существование. Питание должно быть здоровым, качественным, содержать питательные вещества. Это определяется уже соответствующим законом о потребительских правах. Таким образом, в указанной Конвенции нет прямого указания на потребительское право, однако в ее содержании подразумевается, что ряд прав человека сводится в определен­ной степени и к  потребительскому праву тоже [7. С.70].

Имеется Резолюция № 39, 248 ООН о потребительском праве, которая была принята по желанию общественного и экономического Совета ООН в конце 70-х годов, 6 апре­ля 1985 года. Она стала рамочной как для развитых, так и развивающихся стран, с тем, чтобы здесь обеспечивались права потребителей, чтобы каждое государство проводило в этой связи соответствующую социальную политику. Выяснилось, что, поскольку по­требители не имели соответствующих прав на законодательном уровне, они в какой-то мере оказались бессильны бороться с экономическими производителями. После прове­дения соответствующей подготовительной работы в 1995 году ООН потребовала, чтобы в указанном документе нашли свое отражение и пункты о потребительском праве. На­конец, в 1999 году этот процесс нашел свое завершение, в резолюции были произведены соответствующие изменения, в частности, в дополнениях о необходимости сохранения безопасности и здоровья потребителя, об улучшении экономических запросов потреби­теля и их опеке, об использовании соответствующей информации, касающейся выбора соответствующих потребностям и запросам товаров и услуг, об осведомлении потреби­телей информацией касательно воздействий экономических, социальных и экологиче­ских, о преодолении национального вреда, об обеспечении политического и правового пространства дл выражения потребителем своих прав и потребностей [там же, с.100]. Отметим, что данная резолюция имеет силу лишь для тех государств, которые присоеди­нились к ней. Все аспекты потребительского права здесь основаны непосредственно на правах человека в целом [4. С. 100].

Давно известно, что потребление является глобальным явлением и составляет по­следний этап экономического производства, т.е. производство непосредственно связано с потреблением. На сегодняшний день проблема обеспечения прав потребителей акту­альна, как никогда, поскольку мир глобален, здесь многократно возросли взаимозависи­мость и единство, и, исходя из этого, следует совершенствовать как международную, так и внутригосударственную правовую и законодательную базу.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Зенджани Эхеван Дарьюш. Глобализация и политика. – Тегеран, 2007 (на персидском языке)
  2. Стиглиц Йозеф. Глобализация и ее проблемы. / перевод Гасана Голгизи. – Тегеран, 2004 (на пер­сидском языке)
  3. Илахи Хамаюн. Неразвитые и многонациональные картели. – Тегеран, 2004 (на персидском язы­ке)
  4. Багирзаде Ахад. Рынок, государство, потребительское право. – Кум, 2003 (на персидском языке)
  5. Робертсон Роннедо. Мировая культура и глобализация общественных теорий. / перевод Кемаля Полади. – Тегеран, 2004 (на персидском языке)
  6. Салеки Гусейн. Помощь потребителю. – Тегеран, 1987 (на персидском языке
  7. Гивам Абдульали. Глобализация и третий мир. – Тегеран, 2004 (на персидском языке)
  8. Энциклопедический словарь экономики и права. – М., 2003
  9. Day.Az (сайт)
  10. Trend Capital (сайт)
  11. abc.az (сайт)
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика