Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Контроль сформированности произносительных навыков студентов языковых вузов 627

Жарёнова Н.В.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Полный текст

Дисциплина: Систематизирующий курс фонетики немецкого языка

Специальность: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

При обучении иностранному языку в языковом вузе обучению фонетике отводится важная роль, так как от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуника­тивные возможности человека. Корректное произношение оптимизирует коммуникатив­ный процесс, снижая риск непонимания и повышая самооценку говорящего.

На первом курсе факультета немецкого языка НГЛУ им. Н. А. Добролюбова обуче­ние студентов начинается с вводно-коррективного фонетического курса, целью которо­го является формирование произносительных навыков. При этом основное внимание уделяется, с одной стороны, развитию фонематического слуха, позволяющего четко и правильно слышать и различать звуки иноязычной речи во время обучения, с другой стороны, постановке артикуляции, позволяющей четко и правильно произносить зву­ки, отработке интонационных образцов, характерных для немецкого произносительно­го стандарта. Овладение данными навыками способствует формированию корректного произношения.

Дальнейшая работа над произношением в течение года сводится к декларированию стихотворений немецких классиков, заучиванию наизусть и инсценированию диалогов. В арсенале преподавателей первого курса находятся многочисленные фонетические упражнения коррекционного характера. Однако несмотря на прилагаемые усилия как со стороны преподавателей, так и учащихся, отсутствие немецкоязычного окружения и влияние родного языка нередко приводят к интерференциям. В процессе говорения сту­денты бóльшую часть внимания уделяют грамматической и лексической стороне речи, а произношение уходит на второй план. Приобретенная на первом курсе чистота произ­ношения постепенно утрачивается.

В связи с этим целью систематизирующего курса фонетики современного немецко­го языка на втором курсе является формирование у студентов системы научных знаний о фонетическом строе немецкого языка на коммуникативно-речевой основе, предполагаю­щей коррекцию и дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи.

Задачами курса являются:

  • обобщение, систематизация и углубление знаний и сведений, полученных на за­нятиях по практике языка;
  • коррекция и дальнейшее развитие навыков и умений с помощью системы специ­альных фонетических упражнений и тренировок;
  • обеспечение профессионально-направленного владения произносительными автоматизмами, аутентичными немецкой норме, для успешного развития и со­вершенствования умений самокоррекции и самоконтроля, которые предполагают умение обобщать и систематизировать ошибки в произношении и выбирать мето­дически грамотные приемы их предупреждения и устранения.

Контроль сформированности произносительных навыков производится на каждом аудиторном занятии. Контролируется как домашняя работа (выученное стихотворение, диалог, краткий отрывок литературного текста), так и подготовленные на занятии зада­ния. При этом контроль осуществляется как преподавателем, так и самими учащимися. Так, один студент получает пять микродиалогов и за несколько минут готовит их про­чтение с учетом всех правил нормативного произношения. При этом в каждой реплике диалога выделен определенный звук, на который в процессе прочтения будет обращено особое внимание, но сам контролируемый не знает, какой. Группе раздаются формуляры с контрольными шаблонами. На листе размещена таблица с теми же микродиалогами и указаны звуки, чистота произношения которых оценивается по трехбалльной системе, где G – gut (хорошо); D – durchschnittlich (средний результат); U – unzureichend (неудо­влетворительно). В таблице есть также место для особых отметок (справа).

 

 

G

D

U

 

 

Bemerkungen

1.

3

2

1

[o:]

Wo wohnt deine Schwester?

 

 

3

2

1

[R]

Seit einem Monat in Rom.

 

2.

3

2

1

[l]

Haben Sie alles verstanden?

 

 

3

2

1

[çts]

Nein, fast gar nichts.

 

3.

3

2

1

[’]

Wir müssen uns beeilen.

 

 

3

2

1

[p]

Unsere Gäste kommen um halb sieben.

 

 

3

2

1

[ç]

Kein Problem. Ich bin fast fertig.

 

Студент читает микродиалоги с небольшими паузами, чтобы слушающие могли за­фиксировать оценки. Затем в группе обсуждаются результаты контроля, даются коммен­тарии, исправляются ошибки. Микродиалоги отчитываются в группе. Сам контролируе­мый получает заполненные преподавателем и сокурсниками протокол ответа.

Таким же образом могут контролироваться супрасегментальные элементы, тогда в таблицу включаются такие характеристики, как словесное ударение, фразовое ударение, членение речи, мелодия, темп. Тексты подбираются с разными коммуникативными типа­ми предложений (повествовательными, побудительными, вопросительными). Хороший эффект дает запись на магнитофон, так как после контрольного прочтения есть возмож­ность еще раз прослушать текст, с паузами и комментариями непосредственно после каждого предложения. Кроме того, студент может услышать себя со стороны.  

Вообще запись на магнитофон является неотъемлемым контрольным приемом на занятиях по систематизирующему курсу фонетики. Записи проводятся как в аудитории, так и дома и сдаются преподавателю на проверку. Проверка проводится преподавате­лем дома, заполняется протокол ответа и выставляется оценка. Эффективность записи на магнитофон определяется также тем, что это замечательное средство самоконтроля: имея на руках образцовые записи, учащийся может записать себя на магнитофон и срав­нить свое произношение с произношением диктора.

Как уже говорилось ранее, работа над произношением предполагает развитие фо­нематического слуха студентов, поскольку звуки произносятся в соответствии с тем, как они воспринимаются ухом. Человек является специфическим языковым «переработчи­ком» акустических сигналов, при этом он перерабатывает свойства сигнала выборочно. Если студент не различает звук, не слышит особенностей его произношения, не отсле­живает своеобразие интонационного оформления фразы, ему практически невозможно корректно воспроизвести образец. Для совершенствования фонематического слуха слу­жат определенные упражнения. Наиболее известные и эффективные задания нацелены на звукоразличение (Lautdiskrimination) – из списка слов нужно выбрать и подчеркнуть те, которые произносятся диктором, например: Stadt – Staat. Также учащиеся должны уметь определять интонационные рисунки начитанных фраз.

Задания на звукоразличение и на определение мелодии предложений входят в про­межуточные и итоговые письменные тестовые задания. Помимо них студентам пред­лагается затранскрибировать микротекст в транскрипционной системе IPA, найти при­меры аккомодации, ассимиляции, оглушения, твердого приступа и других фонетических явлений, сделать фонетический анализ слова и анализ просодической структуры предло­жения по определенному образцу. Отдельные задания выполняются на занятиях и дома с целью промежуточного контроля. Заключительный письменный тест, включающий все выше перечисленные задания, студенты пишут перед экзаменом, и результаты тестиро­вания учитываются при выведении итоговой оценки на экзамене. На экзамене студенты отвечают на теоретические вопросы и читают фрагменты литературных произведений. В итоге суммируются три оценки: письменная часть экзамена (тест), чтение отрывка и теоретический вопрос.

В заключение следует отметить, что работа над совершенствованием произноси­тельных навыков не должна ограничиваться первыми двумя курсами. Корректное про­изношение играет не менее важную роль и на старшем этапе, однако методика работы в данном случае предполагает иные подходы и другие типы заданий. 

Ссылка для цитирования

comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика