Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10333Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интеграция информационных технологий в образовательный процесс высшей школы 620

|

Ефимова Д.В.
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Михеев Е.А.
соискатель, Лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия
e-mail: mih-news@mail.ru

Ссылка для цитирования

Полный текст

Перемены в информационно-коммуникационной инфраструктуре привели к тому, что общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет человек в этих процессах. Одним из актуальных направлений реформирования современной системы образования является системная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в сам образовательный процесс и в управление образованием. В ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в компьютерной среде.

Главным представляется не «прочтение» с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и проверка усвоенного, а более высокий уровень репрезентирования в учебном процессе самого осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств. Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей компьютера в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Процесс реформирования рассматривается в контексте создания таких педагогических технологий, которые бы обеспечивали переход от формальнодисциплинарного к проблемно-активному типу обучения. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред.

Общие вопросы информатизации образования широко представлены в философской, социологической, психолого-педагогической литературе (Б. Г. Ананьев, Н. А. Брусенцов, Л. Г. Сандакова, И. В. Роберт и др.). Теоретические и прикладные проблемы профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики приводятся в трудах Г. А. Бордовского, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича и некоторых других. Вопросам внедрения информационнокоммуникационных технологий в учебный процесс посвящены работы Е. С. Полат, Е. Ю. Раткевич, Г. К. Селевко и др. Однако подготовка будущих преподавателей информатики как специалистов в области внедрения средств информатизации недостаточно освещена в научной литературе и характеризуется отсутствием соответствующих содержания, форм и методов.

Мы видим, что на современном этапе у многих преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс вуза связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов вуза (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в вузее компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования.

Современная дидактика признаёт, что проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам самым тесным образом связана с другой, не менее важной проблемой достоверности и надёжности измерения уровня (степени) обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов.

Для использования в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля знаний и умений учащихся необходимы разработка и апробация разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля.

В профессиональных учебных заведениях, впрочем, как и в общеобразовательных, и в курсовых программах профессионального обучения всех уровней важно качество контроля знаний и умений обучаемого.

Обязательным составным элементом системы измерителей результатов обучения будут дидактические тесты. Наряду с другими, традиционными средствами измерения, тест достойно может быть использован не только при текущем контроле знаний, но и при итоговой аттестации, что особенно важно для объективного (насколько это возможно при правильной организации и методическом обеспечении) контроля результатов образовательной деятельности как на заключительном, так и на промежуточных этапах обучения.

Эффективный диагностический тест – это стандартизованная методика, тщательно научно-методически разработанная и проверенная на репрезентативной выборке с достаточно высокой надёжностью и валидностью.

Таким образом, тест должен содержать систему заданий, зафиксированную документально технологию предъявления и отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов, которые должны составлять единство.

На наш взгляд, необходимо создание промежуточного контроля знаний дисциплин в высшей школе с функцией восполнения пробелов. Это возможно реализовать посредством применения информационных технологий: создав тесты контроля знаний, по результатам которых виден не только слабо усвоенный материал (происходит осознание учащимся своей неуспеваемости), но и посредством всплывающих подсказок. Студенты смогут ознакомиться с верным ответом, усвоить его и правильно ответить на поставленный вопрос уже на итоговом контроле (происходит осознание учащимся своей успеваемости – возрастает учебная мотивация). Применение подобных тестовых материалов возможно как для самостоятельной работы, так и для работы в группе.

Информационная технология может оказать положительное влияние на познавательную активность и тем самым способствовать быстрому усвоению материала. Использование информационно-коммуникационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала, что весьма существенно в процессе обучения. Благодаря организации процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно сократить время, затрачиваемое преподавателями и обучающимися на поиск необходимой учебной и научной информации и доступ к ней; ускорить обновление содержания за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у слушателей для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности) на совершенствование и развитие образовательного процесса; уменьшается время, необходимое для достижения обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика