Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9055Новости 1790Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эволюция национальных традиций в жизни современных народов: на примере исследований среди этнических казахов Восточного Казахстана 609

Коновалов А.П.
Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Семипалатинск, Казахстан

Акмолдина А.К.
Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Семипалатинск, Казахстан

Сарсембаева М.О.
Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Семипалатинск, Казахстан

Угрюмова О.С.
Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Семипалатинск, Казахстан

Полный текст

Авторы данной статьи провели социологическое и этнографическое исследование среди жителей г. Семей и Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области – этнических казахов по достаточно актуальной проблеме развития народов – эволюции национальных традиций в условиях бурно развивающегося прогресса, быстро меняющихся условий социального бытия и потребления материальных и духовных благ.

Исследователи руководствовались следующими целями: 1) насколько глубоко сохранились традиции, сформированные казахским этносом в истории своего развития;

2) какие изменения произошли в казахской этнокультуре под воздействием тех общественных реалий, в которых проживает Казахстан в составе мирового сообщества;

3) какие факторы больше других сказываются на эволюции национальных традиций, а какие позволяют сохранять идентичность казахского народа;

4) проследить появление новых традиций, которые определяют лицо современных казахов и обусловливают их гармоничное включение в мировой прогресс, сохраняя при этом свою оригинальность и др.

Социологическое исследование проведено в форме экспертных опросов городских (г. Семей) и сельских жителей (Кокпектинский район) по формализированной анкете, в ней имелись и свободные строки для вписывания дополнительного мнения, которым располагали респонденты по теме опроса. Всего в социологическом опросе приняли участие 200 экспертов, соответственно по сто от города и села. Среди опрошенных пропорционально репрезентировано взрослое население, начиная с 18 лет и старше.

Этнографическое исследование представлено снимками быта, в которых сегодня проживают городские и сельские казахи. Ограниченные рамки настоящей статьи не позволяют авторам продемонстрировать весь полученный исследовательский материал. Мы предлагаем лишь отдельные его фрагменты, но в той логической последовательности и виде, которые позволяют отразить основную суть заявленной авторами проблемы.

Разговор будет строиться больше вокруг аналитических таблиц с данными социологического опроса, вокруг цифр, с их динамикой, которая сама по себе несет уникальную информацию по поводу сохранения и эволюции национальных традиций в жизни современных казахов.

Первые таблицы содержат социологическую аналитическую статистику по наиболее общим вопросам развития национальных традиций – знаниям респондентами тех социальных ценностей, которые культивировали предки современных казахов. Начнем их рассмотрение с таблицы 1, где систематизированы ответы респондентов по поводу их осведомленности о главных отличиях их этноса в основных сферах жизни общества.

Таблица 1 Удельный вес вписавших наличие знаний по поводу отличий этноса в основных сферах жизни общества (в %)

Рейтинг знаний главных отличий

В том числе респонденты

№ № п. п.

Наименование сфер

Всего

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

1. В национальной кухне

88,5

87,8

86,3

91,1

88,0

89,0

2. В национальных музык. инструментах

87,0

87,8

90,0

83,5

88,0

86,0

3. В проведении свадебных обрядов

79,5

73,2

72,5

89,9

78,0

81,0

4. В национальной одежде

79,0

78,0

77,5

81,0

75,0

83,0

5. В приеме гостей

66,0

78,0

61,3

64,6

47,0

85,0

6. В национальных танцах

63,0

68,3

66,3

57,0

52,0

74,0

7. В захоронениях

61,5

46,4

61,3

69,6

56,0

67,0

8. В воспитании детей

59,0

41,5

60,0

67,1

49,0

69,0

9. В национальных песнях

47,0

43,9

53,8

41,8

33,0

61,0

10. В отправлении религиозных культов

45,0

41,5

45,0

46,8

22,0

68,0

11. Во внутреннем убранстве жилища

44,5

41,5

41,3

49,4

45,0

44,0

12. В строительстве жилища

38,0

31,7

37,5

41,8

30,0

46,0

13. В хозяйствовании

25,5

19,5

23,8

30,4

15,0

36,0

Рис.1 и 2. Интерьер городской квартиры

В представленных данных проявились те этноидентификационные факторы, которые выделяют любую национальную группу в полиэтничном мире. Разумеется, речь пока идет на уровне умозрений, на уровне ощущений тех особенностей, которые можно наблюдать в тринадцати указанных сферах жизни общества.

Обращает на себя внимание динамика статистики таблицы 1. Во-первых, респонденты гораздо больше знают национальные особенности в приготовлении пищи, использовании музыкальных инструментов и др., нежели таковые во внутреннем убранстве современного жилья, в хозяйствовании и еще меньше – в строительстве домов.

Рис.3 и 4. Интерьер сельской квартиры

Во-вторых, по ряду традиций село занимает лидирующие позиции (в хозяйствовании, содержании жилища, в национальных песнях, отправлении религиозных культов и др.). Это подтверждает ту истину, что село –«хранитель» национальных традиций. Втретьих, старшее поколение больше тяготеет к соблюдению традиций предков. В этом ему способствует возрастной консерватизм, который традиционно наблюдается в одежде, питании, обустройстве жилья, приверженности к другим атрибутам жизни.

Рис. 5. Дворовые постройки. Село

Интересными также представляются данные опроса, помещенные в таблице 2 и, свидетельствующие уже о самооценках характера знаний и соблюдения респондентами традиций своих предков.

Таблица 2 Респонденты о собственных знаниях и соблюдении традиций (в %)

Рейтинг уровня знаний и соблюдений

Всего

В том числе респонденты

№№ п.п.

Наименования

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

1. «Знаю многие, соблюдаю не все»

36,0

41,5

27,4

41,8

47,0

25,0

2. «Знаю и соблюдаю наиболее важные»

29,0

26,8

35,0

25,3

18,0

41,0

3. «Знаю хорошо и все соблюдаю»

19,5

14,6

13,8

27,8

16,0

23,0

4. «Мало знаю и соблюдаю наиболее важные для меня»

7,5

9,8

12,5

1,3

9,0

1,0

5. «Соблюдаю те, которые другие почитают, не больше, не меньше»

6,5

4,9

11,3

2,5

10,0

3,0

6. «Практически не знаю и не соблюдаю»

1,5

2,4

-

1,5

-

7,0

Данные таблицы 2 демонстрируют достаточно широкий разброс в характере знаний, а тем более – соблюдении национальных традиций. По крайней мере,«Знаю хорошо и все соблюдаю», отметили только 19,5и% опрошенных. Больше среди них – представителей старшего поколения (27,8и%).

В таблице 3 показаны опредмеченные знания и опредмеченное соблюдение респондентами сорока четырех основных традиций казахского народа. Результаты опроса по данному поводу, как видим, дают возможности конкретно взглянуть на характер востребованности тех или иных традиционных мероприятий в жизни современных казахов.

Рис.6. Национальные атрибуты в одежде, покрытии дивана и рукоделии

Рис.7. Сочетание национальных и со временных атрибутов в одежде и характере торжества

Первое, на что обратили внимание исследователи, это разное отношение к перечисленным традициям. К примеру, относительно регулярно и массово (более 50 % ответивших) соблюдается 21 традиция. В первом десятке, как видим, фигурируют традиции гостеприимства, праздник «Наурыз» и некоторые религиозные мероприятия.

Второе, многие традиции находят большую поддержку на селе. Это еще раз подтверждает роль аула в сохранении национальной идентичности.

Таблица 3 Респонденты о регулярности соблюдения национальных традиций в их семьях (в %)

(звездочками отмечены равные значения ответов)

Рейтинг регулярности

В том числе респонденты

№№ п.п.

Наименования традиций, соблюдаемых регулярно

Всего

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

1. Қуырдақ

96,0

78,0

96,3

98,7

93,0

99,0

2. Шай беру, ет асу

94,5

87,8

95,0

96,2

94,0

95,0

3. Наурыз

77,5

92,7

67,5

79,7

77,0

78,8

4. Қурбан -айт

74,0

82,9

63,8

79,7

78,0

70,0

5. Ораза – айт

68,5

70,7

62,5

73,4

76,0

61,0

6. Қарта

65,5

65,9

57,5

743,4

63,0

68,0

7. Бата

62,0

73,2

60,0

77,2

35,0

89,0

8. Қазы

59,0

31,7

53,8

60,8

52,0

66,0

9. Қонақ асы

56,5

70,7

50,0

55,7

31,0

82,0

10. Қурт

56,0

65,9

48,8

58,2

52,0

60,0

11.* Бет ашар

54,0

63,4

51,3

67,1

38,0

70,0

11.* Шілдехана

54,0

56,1

47,5

59,5

31,0

77,0

12.* Қырқы

52,5

58,5

47,5

54,4

31,0

74,0

12.* Қырқынан шығару

52,5

53,7

46,3

58,2

30,0

75,0

13.* Бесікке салу

52,0

53,7

43,8

57,0

30,0

74,0

13.* Сүндет

52,0

51,2

47,5

57,0

31,0

73,0

13.* Той жыры

52,0

61,0

45,0

54,4

32,0

72,0

 

14.* Жал

50,5

43,9

48,8

56,7

44,0

57,0

14.* Тұсау кесу

50,5

53,7

45,0

54,4

29,0

72,0

15.* Киіт

50,0

51,2

43,8

55,7

30,0

70,0

15.* Көніл айту

50,0

58,5

42,5

53,2

29,0

71,0

16. Ірімшік

49,0

41,5

42,5

59,5

42,0

56,0

17. Тұсау салу

47,0

46,3

41,3

54,4

27,0

67,0

18. Келін шай

46,0

46,3

41,3

50,6

33,0

59,0

19. Шұжық

41,5

51,2

36,3

41,8

20,0

63,0

20. Жоқтау

33,0

36,6

33,8

30,3

23,0

43,0

21. Дауыс шығару

32,5

39,0

27,5

34,2

23,0

42,0

22. Тақия

30,0

43,9

22,5

30,4

27,0

33,0

23. Етік

25,5

26,8

13,8

36,7

35,0

16,0

24. Домбыра

20,0

29,3

21,3

13,9

18,0

22,0

25. Кісе

18,5

9,8

5,0

36,7

33,0

4,0

26. Тон

13,0

31,7

7,5

8,9

14,0

12,0

27.* Қобыз

9,5

12,2

8,8

8,9

8,0

11,0

27.* Тымақ

9,5

9,8

5,0

13,9

4,0

15,0

28. Камзол

9,0

9,8

7,5

10,1

5,0

13,0

29. Шапан

8,5

9,8

11,3

5,1

7,0

10,0

30.* Мəсі

8,0

12,2

7,5

6,3

6,0

10,0

30.* Бөрік

8,0

9,8

6,3

8,9

5,0

11,0

31. Қырықтық

7,5

4,9

6,3

10,1

6,0

9,0

32. Кимешек

7,0

7,3

5,0

8,9

6,0

8,0

33. Қалпақ

6,5

9,8

5,0

6,3

4,0

9,0

34.* Қайырпақ

5,0

2,4

2,5

8,9

7,0

3,0

34.* Кебенек

5,0

2,4

2,5

8,9

4,0

6,0

35. Кебіс

3,5

7,3

3,8

1,3

4,0

3,0

Всего протестеривано 44 вида традиций

Средний (социализированный) процент

39,1

41,5

34,7

42,6

30,1

47,2

Интересными выглядят отношения к национальным традициям казахов, которым 30–49 лет. Дело в том, как можно видеть, что среди них на порядок, а то и несколько порядков меньше тех, кто регулярно соблюдает указанные традиции. На наш взгляд, для этого у них имеются причины. Нельзя не иметь ввиду, что они – дети советского времени, когда многие и многие этнические особенности жизни казахов искусственно приглушались, не давая им проявиться в массе населения. Что соответственно и социализировали респонденты отмеченного возраста.

Рис.8 «Бет ашар», букв. «открывание лица» невесты

Рис.9 Жая, Қазы традиционное  угощение казахов

Средний,«социализированный» процент соблюдения респондентами национальных традиций составил – 39,1. Среди молодежи – 41,5, среднего возраста – 34,7 и старшего 42,6. Для города он оказался – 30,1, а аула – 47,2. Эти значения еще раз доказывают наличие дифференциации в отношениях указанных категорий населения к традициям.

Следующие результаты опроса касаются причин, почему многие национальные традиции востребованы в жизни современных казахов, а некоторые – нет.

В таблице 4 помещены данные опроса, касающиеся знаний респондентами рода занятий их ближайших предков.

Таблица 4 Знания респондентами профессий своих ближайших предков (в %)

Назвали, кем были по профессии

Всего

В том числе респонденты

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

Отец

95,0

83,0

98,8

97,5

97,0

93,0

Мать

99,0

97,6

100,0

98,7

100,0

98,0

Дедушка по отцу

54,5

46,3

58,8

54,4

48,0

61,0

Дедушка по матери

49,0

41,5

57,5

44,3

47,0

51,0

Бабушка по отцу

52,5

36,6

57,5

55,7

40,0

65,0

Бабушка по матери

48,5

43,9

52,5

46,8

37,0

60,0

Приведенные данные в таблице 4, хотя и косвенно, но отчасти объясняют причины снижения востребованности ряда национальных традиций. Речь идет о такой причине, как проблемы сохранения и передачи знаний по поводу того, как выглядят те или иные мероприятия, проводимые предками казахов и приобретшие уровень этнической ценности. Действительно, скажем, если были бы живы все дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и они контачили с их нынешними потомками, тогда подлинность исторических традиций была обеспечена в большей мере. Однако, как видим, почти 50 % наших респондентов мало общались с указанными предками, если даже не знают их род занятий.

Другой причиной забвения национальных традиций, как и во всем мире, является полиэтничность, наличие представителей других народов, со своим, также исторически сложившимся порядком вещей, который влияет на «казахский этнопорядок», накладывает на него свои отпечатки. В таблице 5 приводятся результаты опроса по поводу полиэтничности в окружении респондентов, подтверждающие наличие тех «сложностей», которые «размывают чистоту национальных вещей», наполняют ее иным содержанием.

Таблица 5 Степень полиэтничности окружения и религиозности респондентов (в %)

№№ п.п.

Вопросы и ответы

Всего

В том числе респонденты

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

1. Имеются представители других национальностей

В семьях респондентов

17,5

22,0

15,0

17,7

18,0

17,0

Среди ближайших Родственников респондентов

40,0

53,7

38,8

34,2

32,0

48,0

Среди друзей респондентов

73,5

82,9

73,8

68,4

60,0

87,0

2. Отношение к религии

Относят себя к исламу

59,5

68,3

42,5

60,8

59,0

60,0

Не относят

40,5

31,7

57,5

39,2

41,0

40,0

3. Характер посещения культовых заведений

Регулярно

5,5

7,3

6,3

3,8

4,0

7,0

Периодически

34,0

39,0

28,8

36,7

33,0

35,0

Редко

45,5

35,6

50,0

45,6

37,0

54,0

Не посещают

15,0

17,1

15,0

13,9

26,0

4,0

В таблице 5 заметно своеобразное отношение респондентов к религии. Во-первых, все казахи себя идентифицируют с исламом. Во-вторых, степень верования большинства опрошенных умеренная. В-третьих, опять-таки среднее поколение, воспитанное в условиях советского атеизма, проявляет гораздо меньшую религиозную активность, чем, скажем, молодые люди, воспитанные после получения Казахстаном государственной независимости.

Проявлением глубокой полиэтничности и, скажем, непохожести на условия проживания казахов в XVII–XIX веках, оказалась современная социальная среда, где средствами коммуникации являются русский и другие, помимо казахского, языки. Это хорошо просматривается в данных социологического опроса, помещенных в таблице 6. Здесь же можно проследить, насколько русский язык сказывается на формировании межсубъектных контактах, на взглядах вкусах и ценностях респондентов – он способствует формированию новых понятий и ощущений.

Разумеется, в том, что многие казахи, помимо родного, хорошо знают и русский язык, нет ничего предосудительного. Более того, как показывают другие наши исследования, именно с помощью русского языка многие казахи приобщились к достижениям цивилизации, науке и технике. К примеру, все студенты технических специальностей работают с литературой на русском языке. По той простой причине, что на казахском языке чаще можно встретить переводы с русского, а не оригиналы.

Таблица 6 Респонденты о языках социальной коммуникации (в %)

№№ п.п.

Вопросы и ответы

Всего

В том числе респонденты

1829 лет

3049 лет

50 и > лет

Города

Села

1. Говорят в семье в основном

На казахском языке

29,5

34,1

22,5

34,2

24,0

35,0

На казахском и русском языках

68,5

60,0

70,0

59,5

67,0

55,0

На русском языке

2,0

5,9

7,5

6,3

9,0

10,0

2. Говорят на работе, учебе в основном

На казахском языке

20,0

14,6

16,3

26,6

9,0

31,0

На казахском и русском языках

68,5

58,5

71,3

70,9

82,0

55,0

На русском языке

11,5

26,9

12,4

2,5

9,0

14,0

3. Говорят в общественных местах (больница, транспорт и др.) в основном

На казахском языке

17,5

9,8

16,3

22,8

6,0

29,0

На казахском и русском языках

71,5

61,0

73,8

74,7

81,0

62,0

На русском языке

11,0

29,2

9,9

2,5

13,0

9,0

4. Общаются с друзьями, родственниками в основном

На казахском языке

20,0

4,6

18,8

24,1

12,0

28,0

На казахском и русском языках

64,5

46,3

68,8

69,6

73,0

56,0

На русском языке

15,5

39,1

12,4

6,3

15,0

16,0

5. Говорят в гос органах в основном

На казахском языке

24,5

22,0

25,0

25,3

3,0

46,0

На казахском и русском языках

68,0

61,0

67,5

72,2

87,0

49,0

На русском языке

7,5

17,0

7,5

2,5

10,0

5,0

6. Читают газеты в основном

На казахском языке

21,0

14,6

15,0

30,4

15,0

27,0

На казахском и русском языках

60,0

39,0

68,8

62,0

68,0

52,0

На русском языке

19,0

46,4

16,2

7,6

17,0

21,0

7. Смотрят телеперадачи в основном

На казахском языке

15,0

2,4

25,3

21,5

12,0

18,0

На казахском и русском языках

68,5

53,7

74,7

72,3

74,0

63,0

На русском языке

16,5

43,9

-

6,2

14,0

19,0

Средний процент коммуникации

На казахском языке

21,1

16,0

19,9

26,4

11,6

30,6

На казахском и русском языках

67,1

54,2

70,7

68,7

76,0

56,0

На русском языке

11,8

29,8

9,4

4,9

12,4

13,4

Имеется еще одна достаточно глобальная причина эволюции национальных традиций казахов – это влияние материальных и духовных предметов потребления, характер которых и место производства – вне национальной территории Казахстана. Речь идет, в частности, о данных опроса, представленных в таблице 7. Где, как видим, большая часть одежды, бытовой техники и автомобилей представлена Россией и другими странами.

Наши исследования «Влияние китайских товаров на потребительские настроения казахстанцев» подтвердили, например, что Китай прочно удерживает первое место в 21 виде товаров из 27-ми, реализуемых на рынках.

Таблица 7 Распространение импортной продукции в пользовании респондентов (в %)

№№ п.п.

Наименование изделий

Страны -производители

Казахстан

Россия

Другие (Китай и т.д.)

1. Одежда

3,5

27,5

69,0

2. Продукты питания

84,0

10,5

5,5

3. Автомобили

14,0

10,5

75,5

4. Бытовая техника

5,0

43,5

51,5

5. Фильмы

31,5

39,5

29,0

6. Журналы

53,0

37,5

9,5

7. Газеты

90,5

8,5

1,0

Как влияют предметы потребления на национальные традиции, хорошо известно, у людей появляются новые вкусы, взгляды и пристрастия. Что мы и обнаружили, анализируя результаты опроса по тому, какие праздники респонденты почитают больше всего (таблица 8).

Таблица 8 Рейтинг наиболее почитаемых респондентами праздников (в %)

№№ п.п.

Наименования праздников

Всего

В том числе респонденты

18-29 лет

30-49 лет

50 и > лет

Города

Села

1. Новый год

82,0

90,2

77,5

81,0

95,0

69,0

2. Собственный день рождения

67,0

80,5

72,5

54,5

61,0

73,0

3. Наурыз

66,5

58,5

66,3

70,9

79,0

54,0

4. Дни рождения близких

46,0

36,6

43,8

53,2

47,0

45,0

5. День независимости республики Казахстан

11,0

9,8

10,0

15,2

8,3

17,0

6. 9 мая и 23 февраля

6,0

7,3

12,5

15,2

1,6

12,0

7. Религиозные

4,0

2,4

5,0

3,8

5,0

3,0

8. Другие

2,0

-

3,8

2,5

-

4,0

Из того, что здесь назвали опрошенные, следует несколько выводов:

1.      В полиэтнической среде формируются общие для всех национальных групп ценности. Именно они объединяют людей разных этносов.

2.      Судя по популярности многих национальных праздников казахов среди представителей других этносов, они стали уже тем общим, что объединяет все население Казахстана.

3.      Сочетание этнизма и общесоциального в тонкостях историко-социальной, экономической и духовной действительности определяют особенности казахстан

ского общества, его субэтническую природу, выражением которой является такое определение, как «казахстанский народ», «казахстанская нация» и др.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика