Социосфера Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» ISSN: 2078-7081 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социосфера Эволюция национальных традиций в жизни современных народов: на примере исследований среди этнических казахов Восточного Казахстана 620Коновалов А.П. Акмолдина А.К. Сарсембаева М.О. Угрюмова О.С. Полный текст
Авторы данной статьи провели социологическое и этнографическое исследование среди жителей г. Семей и Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области – этнических казахов по достаточно актуальной проблеме развития народов – эволюции национальных традиций в условиях бурно развивающегося прогресса, быстро меняющихся условий социального бытия и потребления материальных и духовных благ. Исследователи руководствовались следующими целями: 1) насколько глубоко сохранились традиции, сформированные казахским этносом в истории своего развития; 2) какие изменения произошли в казахской этнокультуре под воздействием тех общественных реалий, в которых проживает Казахстан в составе мирового сообщества; 3) какие факторы больше других сказываются на эволюции национальных традиций, а какие позволяют сохранять идентичность казахского народа; 4) проследить появление новых традиций, которые определяют лицо современных казахов и обусловливают их гармоничное включение в мировой прогресс, сохраняя при этом свою оригинальность и др. Социологическое исследование проведено в форме экспертных опросов городских (г. Семей) и сельских жителей (Кокпектинский район) по формализированной анкете, в ней имелись и свободные строки для вписывания дополнительного мнения, которым располагали респонденты по теме опроса. Всего в социологическом опросе приняли участие 200 экспертов, соответственно по сто от города и села. Среди опрошенных пропорционально репрезентировано взрослое население, начиная с 18 лет и старше. Этнографическое исследование представлено снимками быта, в которых сегодня проживают городские и сельские казахи. Ограниченные рамки настоящей статьи не позволяют авторам продемонстрировать весь полученный исследовательский материал. Мы предлагаем лишь отдельные его фрагменты, но в той логической последовательности и виде, которые позволяют отразить основную суть заявленной авторами проблемы. Разговор будет строиться больше вокруг аналитических таблиц с данными социологического опроса, вокруг цифр, с их динамикой, которая сама по себе несет уникальную информацию по поводу сохранения и эволюции национальных традиций в жизни современных казахов. Первые таблицы содержат социологическую аналитическую статистику по наиболее общим вопросам развития национальных традиций – знаниям респондентами тех социальных ценностей, которые культивировали предки современных казахов. Начнем их рассмотрение с таблицы 1, где систематизированы ответы респондентов по поводу их осведомленности о главных отличиях их этноса в основных сферах жизни общества. Таблица 1 Удельный вес вписавших наличие знаний по поводу отличий этноса в основных сферах жизни общества (в %)
Рис.1 и 2. Интерьер городской квартиры В представленных данных проявились те этноидентификационные факторы, которые выделяют любую национальную группу в полиэтничном мире. Разумеется, речь пока идет на уровне умозрений, на уровне ощущений тех особенностей, которые можно наблюдать в тринадцати указанных сферах жизни общества. Обращает на себя внимание динамика статистики таблицы 1. Во-первых, респонденты гораздо больше знают национальные особенности в приготовлении пищи, использовании музыкальных инструментов и др., нежели таковые во внутреннем убранстве современного жилья, в хозяйствовании и еще меньше – в строительстве домов. Рис.3 и 4. Интерьер сельской квартиры Во-вторых, по ряду традиций село занимает лидирующие позиции (в хозяйствовании, содержании жилища, в национальных песнях, отправлении религиозных культов и др.). Это подтверждает ту истину, что село –«хранитель» национальных традиций. Втретьих, старшее поколение больше тяготеет к соблюдению традиций предков. В этом ему способствует возрастной консерватизм, который традиционно наблюдается в одежде, питании, обустройстве жилья, приверженности к другим атрибутам жизни. Рис. 5. Дворовые постройки. Село Интересными также представляются данные опроса, помещенные в таблице 2 и, свидетельствующие уже о самооценках характера знаний и соблюдения респондентами традиций своих предков. Таблица 2 Респонденты о собственных знаниях и соблюдении традиций (в %)
Данные таблицы 2 демонстрируют достаточно широкий разброс в характере знаний, а тем более – соблюдении национальных традиций. По крайней мере,«Знаю хорошо и все соблюдаю», отметили только 19,5и% опрошенных. Больше среди них – представителей старшего поколения (27,8и%). В таблице 3 показаны опредмеченные знания и опредмеченное соблюдение респондентами сорока четырех основных традиций казахского народа. Результаты опроса по данному поводу, как видим, дают возможности конкретно взглянуть на характер востребованности тех или иных традиционных мероприятий в жизни современных казахов. Рис.6. Национальные атрибуты в одежде, покрытии дивана и рукоделии Рис.7. Сочетание национальных и со временных атрибутов в одежде и характере торжества Первое, на что обратили внимание исследователи, это разное отношение к перечисленным традициям. К примеру, относительно регулярно и массово (более 50 % ответивших) соблюдается 21 традиция. В первом десятке, как видим, фигурируют традиции гостеприимства, праздник «Наурыз» и некоторые религиозные мероприятия. Второе, многие традиции находят большую поддержку на селе. Это еще раз подтверждает роль аула в сохранении национальной идентичности. Таблица 3 Респонденты о регулярности соблюдения национальных традиций в их семьях (в %) (звездочками отмечены равные значения ответов)
Интересными выглядят отношения к национальным традициям казахов, которым 30–49 лет. Дело в том, как можно видеть, что среди них на порядок, а то и несколько порядков меньше тех, кто регулярно соблюдает указанные традиции. На наш взгляд, для этого у них имеются причины. Нельзя не иметь ввиду, что они – дети советского времени, когда многие и многие этнические особенности жизни казахов искусственно приглушались, не давая им проявиться в массе населения. Что соответственно и социализировали респонденты отмеченного возраста. Рис.8 «Бет ашар», букв. «открывание лица» невесты Рис.9 Жая, Қазы – традиционное угощение казахов Средний,«социализированный» процент соблюдения респондентами национальных традиций составил – 39,1. Среди молодежи – 41,5, среднего возраста – 34,7 и старшего 42,6. Для города он оказался – 30,1, а аула – 47,2. Эти значения еще раз доказывают наличие дифференциации в отношениях указанных категорий населения к традициям. Следующие результаты опроса касаются причин, почему многие национальные традиции востребованы в жизни современных казахов, а некоторые – нет. В таблице 4 помещены данные опроса, касающиеся знаний респондентами рода занятий их ближайших предков. Таблица 4 Знания респондентами профессий своих ближайших предков (в %)
Приведенные данные в таблице 4, хотя и косвенно, но отчасти объясняют причины снижения востребованности ряда национальных традиций. Речь идет о такой причине, как проблемы сохранения и передачи знаний по поводу того, как выглядят те или иные мероприятия, проводимые предками казахов и приобретшие уровень этнической ценности. Действительно, скажем, если были бы живы все дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и они контачили с их нынешними потомками, тогда подлинность исторических традиций была обеспечена в большей мере. Однако, как видим, почти 50 % наших респондентов мало общались с указанными предками, если даже не знают их род занятий. Другой причиной забвения национальных традиций, как и во всем мире, является полиэтничность, наличие представителей других народов, со своим, также исторически сложившимся порядком вещей, который влияет на «казахский этнопорядок», накладывает на него свои отпечатки. В таблице 5 приводятся результаты опроса по поводу полиэтничности в окружении респондентов, подтверждающие наличие тех «сложностей», которые «размывают чистоту национальных вещей», наполняют ее иным содержанием. Таблица 5 Степень полиэтничности окружения и религиозности респондентов (в %)
В таблице 5 заметно своеобразное отношение респондентов к религии. Во-первых, все казахи себя идентифицируют с исламом. Во-вторых, степень верования большинства опрошенных умеренная. В-третьих, опять-таки среднее поколение, воспитанное в условиях советского атеизма, проявляет гораздо меньшую религиозную активность, чем, скажем, молодые люди, воспитанные после получения Казахстаном государственной независимости. Проявлением глубокой полиэтничности и, скажем, непохожести на условия проживания казахов в XVII–XIX веках, оказалась современная социальная среда, где средствами коммуникации являются русский и другие, помимо казахского, языки. Это хорошо просматривается в данных социологического опроса, помещенных в таблице 6. Здесь же можно проследить, насколько русский язык сказывается на формировании межсубъектных контактах, на взглядах вкусах и ценностях респондентов – он способствует формированию новых понятий и ощущений. Разумеется, в том, что многие казахи, помимо родного, хорошо знают и русский язык, нет ничего предосудительного. Более того, как показывают другие наши исследования, именно с помощью русского языка многие казахи приобщились к достижениям цивилизации, науке и технике. К примеру, все студенты технических специальностей работают с литературой на русском языке. По той простой причине, что на казахском языке чаще можно встретить переводы с русского, а не оригиналы. Таблица 6 Респонденты о языках социальной коммуникации (в %)
Имеется еще одна достаточно глобальная причина эволюции национальных традиций казахов – это влияние материальных и духовных предметов потребления, характер которых и место производства – вне национальной территории Казахстана. Речь идет, в частности, о данных опроса, представленных в таблице 7. Где, как видим, большая часть одежды, бытовой техники и автомобилей представлена Россией и другими странами. Наши исследования «Влияние китайских товаров на потребительские настроения казахстанцев» подтвердили, например, что Китай прочно удерживает первое место в 21 виде товаров из 27-ми, реализуемых на рынках. Таблица 7 Распространение импортной продукции в пользовании респондентов (в %)
Как влияют предметы потребления на национальные традиции, хорошо известно, у людей появляются новые вкусы, взгляды и пристрастия. Что мы и обнаружили, анализируя результаты опроса по тому, какие праздники респонденты почитают больше всего (таблица 8). Таблица 8 Рейтинг наиболее почитаемых респондентами праздников (в %)
Из того, что здесь назвали опрошенные, следует несколько выводов: 1. В полиэтнической среде формируются общие для всех национальных групп ценности. Именно они объединяют людей разных этносов. 2. Судя по популярности многих национальных праздников казахов среди представителей других этносов, они стали уже тем общим, что объединяет все население Казахстана. 3. Сочетание этнизма и общесоциального в тонкостях историко-социальной, экономической и духовной действительности определяют особенности казахстан ского общества, его субэтническую природу, выражением которой является такое определение, как «казахстанский народ», «казахстанская нация» и др. Статьи по теме
Коновалов А.П., Угрюмова О.С. Основные тенденции в профориентациях выпускников средних школ Восточного Казахстана |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|