Социосфера Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» ISSN: 2078-7081 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социосфера Основные тенденции в профориентациях выпускников средних школ Восточного Казахстана 556Коновалов А.П. Угрюмова О.С. Полный текст
Ежегодно центр социального мониторинга и прогнозирования Семипалатинского государственного университета им. Шакарима проводит замер общественного мнения среди выпускников средних школ Восточного региона Казахстана по одной из многосвязных в жизни подрастающего поколения тем:«Выпускники средних школ о профессиональной ориентации и послешкольном образовании». Цели регулярных опросов по данной теме известные. Во-первых, в том, чему хотели бы посвятить послешкольную жизнь одиннадцатиклассники, проявляются основные тенденции развития общества, распространение прогресса и масса других сопутствующих этому связей. То есть реалии повседневной действительности так или иначе, но опосредуются в сознании школьников, формируя у них систему знаний и ощущений. Именно по ним можно наблюдать или реальные запросы развивающего общества, или искаженные и поверхностные представления, скажем так, будущих созидателей по поводу того, где их способности могли бы найти наилучшее применение. Во-вторых, именно одиннадцатиклассники, по сути, обладают наиболее достоверной информацией об уровне и качестве школьного образования и воспитания. В-третьих, поскольку спрос на послешкольное образование существенно вырос, следовательно, через выпускников средних школ можно взглянуть на постановку образовательного процесса в высших и среднеспециальных учебных заведениях, на рейтинг вузов в глазах школьников, на то, в какой степени для них важно дальнейшее обучение и др. Ежегодно в социологическом опросе участвуют 800–900 одиннадцатиклассников из 20 и более средних школ региона. Обычно опрос проводится в апреле – под занавес учебного процесса, когда выпускные экзамены, в форме единого национального тестирования (ЕНТ), и проблемы «куда пойти учиться…» наиболее актуальные. В настоящей статье мы хотим поделиться некоторыми социологическими данными последних пяти лет, которые в достаточной мере подтверждают хорошо известное: «Устами младенца глаголет истина…». В таблице № 1 мы попытались систематизировать соотношения результатов опроса одиннадцатиклассников по качеству школьного образования в Восточном регионе Казахстана. Таблица 1 Анализ результатов опроса по качеству знаний (в %)
О чем можно судить, глядя на данные таблицы 1? Во-первых, если иметь в виду характер оценок, то можно считать, что качество школьного образования практически не меняется. Как и не меняется уровень базовых знаний большинства выпускников школ региона – они у большинства посредственные. Во-вторых, это уже мнение учащихся, почти 60 процентов опрошенных одиннадцатиклассников однозначно подтверждают, что они получают именно таковые (посредственные) знания. В-третьих (наши наблюдения), в таблице № 2 мы попытались систематизировать результаты наших опросов и данные ЕНТ 2009 года (они опубликованы в местных газетах, например: газета «Спектр», 2009, 23 сентября, № 38). В итоге получилась интересная картина даже по поводу того, насколько относительными (не в лучшую сторону) можно рассматривать полученные «пятерки» и «четверки» во многих школах города Семей. Другими словами, речь идет о несоответствии значительной части оценок (завышены) реально получаемым знаниям. В каких школах такие расхождения более выражены, видно по представленному анализу. К примеру, средняя школа № 3 по удельному весу и «пятерок», и «четверок» занимает седьмое место, а по результатам ЕНТ 2009 года находится на сорок третьем месте. Такие же несоответствия мы наблюдаем в 42 процентах школ региона. Таблица 2 Степень соответствия оценок качества знаний с результатами ЕНТ 2009 г.
С другой стороны, по данным той же таблицы (№ 2) можно наблюдать, что имеются средние общеобразовательные заведения, где более реальные, даже строгие оценки знаний учащихся (экономический лицей, школа гимназия № 6, СШ №№ 11, 30, 39 и др.) значительно стимулируют качество базовых знаний. Что, собственно, подтверждается и другими фактами. К примеру, победами на соревнованиях, олимпиадах, а также поступлениями в вузы по грантам (именно выпускники этих школ чаще всего становятся обладателями госзаказа на обучение в вузах). В таблице № 3 выделены результаты опросов 2005–2010 годов по, скажем так, самому кульминационному моменту среднего образования – ЕНТ. Что здесь представляет интерес? Как показывает анализ, с каждым годом растет число одиннадцатиклассников, которые с большим волнением ожидают итоговый экзамен. Почему? Во-первых, как уже выше отмечалось, большая часть выпускников не считает, что получает достаточно знаний, чтобы претендовать на высокий балл в ходе ЕНТ, а затем надеяться на получение гранта для обучения в вузе. Таблица 3 Ожидания Единого национального тестирования (в %)
Во-вторых, действительно, что в ходе Единого национального тестирования 2009 года средний балл по городу составил – 70 (с казахским языком) и 71 (русским языком). В то время как по большинству специальностей вузов города 2009 года на получение грантов могли надеяться только те, у кого такие баллы были выше 80-ти (см. Казахстанская правда, 2009, 11 августа, № 191–193). Отсюда и получилось, что только каждый пятый выпускник города поступил в вуз по гранту (газета «Спектр», 2009, 23 сентября , № 38). А это всего 135 (20,1 %) «счастливчиков». Данные опроса, помещенные в таблице № 3(второй вопрос), уже не первый раз в истории опроса школьников города подтверждают предположения по поводу реальных результатов ЕНТ. Дело в том, как известно, что в 2010 году средний балл ЕНТ по городу составил – 82 (в 2009 – 72). Причины таких совпадений различные. В их числе главная – это более реальная оценка выпускниками своих возможностей, а также их более активная подготовка к ЕНТ, которая осуществлялась с двух сторон: 1) организаторами обучения и 2) самими учащимися. Как готовились учащиеся к ЕНТ, хорошо видно по данным третьего вопроса таблицы № 3. По крайней мере, совсем незначительное количество подростков не утруждает себя дополнительными занятиями. Другие исследования показали, что в школах с каждым годом усиливается внимание к демонстрации знаний выпускниками в ходе ЕНТ. Для этого активно работают учителя (это видно и по данным таблицы № 3), регулярно проводятся контрольные тестирования, и не только в школах (в приемных комиссиях вузов, например). Итоги такой работы налицо – существенное повышение среднего балла. Все это хорошо, но нельзя забывать, что аналогичное отношение к ЕНТ наблюдается по всему Казахстану. Чтобы надеяться на получение гранта, как известно, необходимы и полученные баллы, и грамотный выбор специальности. О чем мы ниже будем говорить подробнее. Результаты опроса выпускников по другому, также достаточно важному разделу воспитания школьников – приобщение к дополнительному творчеству – показали, что более 20 % учащихся регулярно занимаются в каких-либо секциях и кружках вне школы. Надо считать фактом положительным, что с каждым годом снижается удельный вес тех выпускников, которые за период обучения в школе дополнительным творчеством не увлекались, а значит, и не развили какие-то данные природой способности, таланты. Другие исследования, а также одиннадцатилетний опыт работы Центра социального мониторинга и прогнозирования СГУ им. Шакарима с научно-практическим центром «Дарын»(республиканская организация, координирующая разработку и защиту научных проектов школьников. Победители республиканских туров получают право на обучение в любом вузе Казахстана за счет образовательных грантов) показывают, что в развитии творческих способностей детей, скажем так, больше всего не дорабатывают их родители, а также учителя. Именно учителя чаще всего проявляют инертность в приобщении детей к творчеству. Взять, к примеру, участие детей региона в тех же научных проектах. Хотя побед в этом деле в последнее время прибавилось, тем не менее, нужно сказать следующее: примерно, только один из десяти школьников, обладающих научным складом ума, сегодня реализует себя в научных проектах. Не случайно, как показывают опросы первокурсников СГУ им. Шакарима, более половины начавших обучение в вузе хотели бы в течение 4–5 лет участвовать в научных исследованиях, выступать на научных конференциях и восполнить в этом плане то, что не удалось реализовать в школе. Роль родителей в развитии творческих способностей детей, как известно, зависит больше от их материальной и моральной поддержки, а также инициативы в том, чтобы их чада приобщались к творчеству. К сожалению, экономические невзгоды, недостаток материальных средств сегодня выступают главными в объяснении родителями причин, почему их дети не посещают кружки, не участвуют в творческих состязаниях, не поют, не рисуют, не танцуют и т. д. Однако, как показали наши исследования в рамках проекта детского фонда ООН ЮНИСЕФ, например, только 5 % (!) родителей участвуют в спортивных мероприятиях, а 12,7 % – других творческих занятиях вместе со своими детьми. Хотя хорошо известно, что в семи из десяти случаев ребенок социализирует то, что демонстрирует его семья. Не случайно, как показали наши исследования, более 70 % опрошенных подростков видят кумирами только своих родителей (по данным опроса «Подростки о жизненных ценностях и условиях их социализации», 2009 год). Таблица № 4 содержит обобщенные данные опросов 2005–2010 годов по ориентациям выпускников на послешкольный род деятельности. Таблица 4. Выпускники о послешкольном роде занятий (в %)
Как видим, тенденции не меняются. Абсолютное большинство окончивших среднюю школу хотят продолжить образование. Хотя многие дети вынуждены думать и о том, чтобы работать, зарабатывать себе на жизнь. Но проблемы с трудоустройством молодых людей, да ещё и без специальности сегодня, как известно, реализацию таких замыслов делают не реальной. Данные таблицы № 5 уточняют структуру послешкольного образования. По крайней мере, пока на уровне желаний. Тем не менее, факт остаётся фактом, что с каждым годом удельный вес желающих обучаться именно в вузе неуклонно увеличивается. Таблица 5 Ориентации на уровни послешкольного образования (в %)
Феномен роста востребованности высшего образования объясняется многими причинами. Среди глобальных – это мировой прогресс, колоссальный рост объемов интеллектуального труда и др. В таблице № 6 приведены объяснения востребованности обучения в вузах, которые дали наши респонденты – выпускники школ города 2005–2010 годов. Таблица 6 Отношения к высшему образованию (в %)
Во-первых, как видим, доминирует психологический фактор – престижность. То есть, по мнению большинства опрошенных, практически каждый, кто закончил вуз, может гордиться тем, что имеет высшее образование. Заметим, что получение высшего образования входит в одну из первых пяти жизненных ценностей казахстанцев. Как показали наши исследования по ВосточноКазахстанской области (ВКО), именно получение высшего образования входит в главные критерии «гордости родителей за своих детей» Это, как видим, социализируют и сами дети. Во-вторых, радует, что для еще не студентов обучение в вузе рассматривается, прежде всего, как получение интересной специальности. Хотя тут же мы видим и формальный приоритет:«Получение диплома о высшем образовании». Проза дальнейшего бытия для большинства выпускников школ (на момент обучения в школе) еще не известна. Речь идет о том, что выбор «интересной специальности» на момент поступления в вуз во многом дезавуируется. Чтобы в этом убедиться, приведем результаты последнего традиционного опроса студентов-первокурсников о причинах выбора специальности. К примеру, более 30 % опрошенных сделали свой выбор по таким причинам, как «посоветовали», «легче подготовиться», «меньше конкурс» и др. К сожалению, очень часто критерий «интересная специальность» в дальнейшем трансформируется в то, чтобы обучаться в вузе уже по любой специальности, лишь бы по ней было «больше грантов», «легче учиться» ит. д. В таблице № 7 сформирован рейтинг первой десятки специальностей, которые нравятся школьникам. О чем он говорит? Второй год подряд наименования рейтинговых специальностей остаются неизменными (по наличию в первой десятке) Среди вписанных опрошенными – уже 162 профессии. Это уникальная тенденция, свидетельствующая о росте профессиональной осведомленности школьников. А вместе с этим говорит о том, что наша страна развивается, и оживают и востребуются новые сферы ее жизнедеятельности. Таблиц 7 Профессии, специальности, которые нравятся выпускникам
Интересным дополнением представляются результаты опроса выпускников средних школ по поводу источников социализации специальностей. Интересными они выглядят в том плане, что показывают характер включенности в это дело учителей и родителей опрошенных (таблица № 8). Дело в том, что, хотим того или нет, но в целом дети воспринимают все те профессии, о которых говорят учителя и родители. К сожалению, в профориентации школьников меньше учителей. Хотя их роль, как известно, более чем необходима. В этой связи установка «на усмотрение детей» является теоретически несостоятельной и практически вредной. Дело в том, как показывают регулярные исследования среди студентов вузов, именно среди тех обучающихся, которые «готовились к специальности со школы», больше «отличников», а затем стремящихся работать по профилю учебы в вузе. Таблица 8 Рейтинг социализированных профессий (специальностей)
Именно в школе больше всего условий для выявления у ребенка склонностей для определенной профессии. Именно в школе ученик накапливает базу знаний, без которой трудно учиться в вузе, а затем работать на производстве. Отсюда следует вывод, что система профориентации в школе не претерпела изменений в качественную сторону. Основную профориентационную нагрузку попрежнему несут вузы, их коллективы. Однако каждый вуз, что называется, тянет одеяло в свою сторону. А внутри вуза идет конкуренция между факультетами, кафедрами и конкретными сотрудниками. Такая обстановка профориентации объяснима с точки зрения выживания и сохранения работы для ППС. Однако насколько она полезна будущим студентам, вопрос остается открытым. В опросе также присутствовал вопрос об основных предпочтениях по поводу высших учебных заведений (рейтинг). Что здесь примечательное? Во-первых, школьники вписали 56 вузов, в которых хотели бы учиться, независимо от их месторасположения. Что значительно больше, чем в предыдущие годы. Это говорит о том, что современные школьники располагают новыми возможностями (Интернет, например) для получения обширной информации об имеющихся вузах, их достоинствах, престижности и т. д. Во-вторых, однако, в числе наиболее регулярно повторяющихся вузов фигурируют все-таки, даже не столько казахстанские (центральные), а региональные. То есть мы вновь наблюдаем, как территориальный фактор срабатывает и в вопросах выбора вуза для обучения –«поближе к месту проживания». В рейтинге предпочтений вузов ежегодно лидирует СГУ им. Шакарима. Хотя часть электората он уже уступил Семипалатинскому госмедуниверситету, по обоснованным причинам. Среди них – на медицинские специальности существенно увеличилось количество госгрантов. А еще, выше мы видели, что профессия врача находится на первом месте в рейтинге престижных и востребованных специальностей. То есть профессия врача сейчас наиболее востребована и существенно сказывается на профориентационных настроениях абитуриентов. В таблицах № 9 и№ 10 приведены данные опросы, которые, в конечном счете, определяют характер учебного заведения, в котором будут учиться выпускники школ 2010 года. Во-первых, половина вчерашних школьников вынуждена ориентироваться на обучение в колледжах, где также имеются госгранты и где гораздо ниже стоимость учебы. Во-вторых, те, кто твердо намерен поступать в вуз стремятся на: а) престижные специальности, б) наличие специальностей с большим количеством грантов, в) солидную материальную, профессиональную базу, а также высокий порядок и дисциплину. Таблица 9 Рейтинг обстоятельств, имеющих решающее значение для окончательного выбора вуза для обучения (в %)
Таблица 10 Возможности для обучения на платной основе (в %)
В заключение предлагаем перечень наиболее характерных замечаний и пожеланий, вписанных выпускниками в свободных строках социологической анкеты, которые дополняют картину условий обучения в школах региона и послешкольных учебных заведениях: · больше дополнительных занятий, секций и кружков; · зимой холодно, утеплять, создать нормальные температурные условия; · разнообразить учебно-производственный комплекс; · ввести дополнительные уроки по изучению научных программ; · совершенствовать систему образования, повышать качество знаний; · повышать профессионализм учителей, допускать к детям педагогов с более высокой педагогической подготовкой; · ввести единую школьную форму; · снизить коррупцию; · вводить инновационные технологии; · повышать требования к качеству знаний; · организовывать встречи с представителями вузов, чаще проводить экскурсии; · больше информации о вузах и специальностях; · больше госгрантов и др. Статьи по теме
Коновалов А.П., Акмолдина А.К., Сарсембаева М.О., Угрюмова О.С. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|