Социосфера Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» ISSN: 2078-7081 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социосфера Учебно-методическая разработка «О массовых репрессиях в истории СССР» дисциплины «История России» 608Якушкин И.С. Полный текст
И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли… (Бытие, 4,10) Цель и задачи учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х – первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития. Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, права и свободы человека, демократические принципы общественной жизни. План занятия 1. Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания). 2. «Большой террор»(обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа). 3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия). 1. Повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания Слово и понятие «ГУЛАГ» вошло в наш обиход с появлением книги «Архипелаг ГУЛАГ», которая несмотря на то, что была впервые издана на Западе в 1973 г., широко распространялась в Самиздате. С тех пор «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем сталинского режима, обобщенным символом советского тоталитарного строя. Обычно «гулаговский» период советской истории относят к 1934–1956 гг. Но, конечно, ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) появился не в середине 30-х. Карательный отдел Народного Комиссариата юстиции был образован в мае 1918 г. Сколько человек перемолола эта чудовищная мясорубка, сказать трудно: историки до сих пор спорят на эту тему. За редким исключением, историки традиционно рассматривают отдельные, наиболее известные, аспекты этой проблемы: раскулачивание,«большой террор», депортации народов и т. д., избегая общего взгляда на нее. На сегодняшний день в связи с открытием многочисленных архивных фондов мы можем лучше обозначить различные направления и методы сталинской репрессивной политики. Характерной чертой репрессий была как крайняя жестокость, так и непредсказуемость. «Откуда такая забота о враге? Подохнет, туда ему и дорога, воздух чище будет» (Н. И. Ежов). 1. Выскажите предположение, почему стало возможным проведение репрессивной политики. Что, на ваш взгляд, значит «забота о враге»? 2. Подумайте, каким образом на мироощущение и настроение советских граждан повлияла вера в идеалы советской эпохи Сталина. Каким образом эти факторы обусловили развитие репрессивной политики в СССР? 3. Прокомментируйте это высказывание. Какую идею оно выражало? Какие чувства и настроения внушало? Какие слои общества более других оказывались подверженными этой идеологической пропаганде. Вопросы для дискуссии 1. Почему репрессии против собственного народа вошли и наложили свою смертоносную печать на всю историю ХХ века? 2. Стал ли ГУЛАГ обобщенным символом советского тоталитарного строя? Почему вы так думаете? 3. «Ключевые моменты и главные этапы эволюции репрессий, которые в течение четверти века способствовали отправке в лагеря или в ссылку около 25 млн мужчин, женщин и детей» (I том «История сталинских репрессий»). Как вы думаете, как ГУЛАГ (точка отсчета) воспринималась жителями СССР или, возможно, населением других стран мира тоже? 2. Анализ источника № 53 Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним 20 апреля 1935 г. Совершенно секретно Хранить наравне с шифром № 1/001537 — 30/002517 Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда. Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с. г.«О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», разъясняем: 1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст.1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел). 1. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и 2. соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 10-летнего возраста, не применяется. 2. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания. 3. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке. Прокурор Союза ССР Вышинский Председатель Верховного суда СССР Винокуров ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник 1. Своими словами охарактеризуйте и кратко передайте содержание данного источника. 2. Обратите внимание на дату этого документа. Какие события в это время происходили в Советском Союзе? 3. Последствия политических репрессий в СССР Приведенный ниже перечень последствий политических репрессий соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и инвалидов, подростков и молодежи, вдов и т. д.
Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Архипелаг ГУЛАГ: человек и общество». В зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб-сайтов и иллюстрации в «Истории России ХХ века». Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|