Социосфера Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» ISSN: 2078-7081 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социосфера Конспект открытого урока по теме «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края» 1075Талиманчук И.А. Полный текст
Окружающий мир, 1 класс Цели: · обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений; · повторение отличительных признаков разных групп растений; · расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу; · формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений; · воспитание бережного отношения, любви к природе своего края; · развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся, · развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оборудование: · компьютер; · презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. -Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).
Что это? (Растение) (рис. 2).
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях). -Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер. III. Обобщение о растениях 1. Группы растений -Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения? -Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).
-Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево. 2. Деревья -Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).
В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня, клёна, ольхи, липы, осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).
-Это лиственные деревья, форма листа – широкая пластина. -Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной?(Ель, сосна)(рис. 6).
-Какие это деревья? -Хвойные деревья, форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница, кедр)(рис. 7).
-Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).
-Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву. -Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном. · Дуб – 54 кг в год. · Клен – 33 кг в год. · Сосна – 35 кг в год. · Ель – 32 кг в год. 3. Игра «Отгадай деревья» -А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь). -Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей). 4. Игра “Чей листик?” -А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис. 10).
5. Кустарники -А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).
-Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).
-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли. -Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень…). 6. Физкультминутка (рис. 13)
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. 7. Травянистые растения -К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).
-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров. -Назовите травянистые растения (ответы детей). -На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль (рис. 15).
На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы, ржи, овса и кукурузы (рис. 16).
-А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.
-Как вы думаете, почему это растение так назвали? -Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком. -С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы, капуста, картофель, помидоры, лук, морковь), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).
-Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.) -Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.) 8. Физкультминутка (рис. 19)
Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно), Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают), Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками), Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)? Пересолили! Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)! 9. Растение – земли украшение -Говорят: «Растение – земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей). -Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).
10. Игра «Отгадай цветы» -Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН) III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края -Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).
Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).
И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),
кувшинка чисто белая (рис. 25),
Адоникс Весенний (рис. 26).
-А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).
IV. Физкультминутка (рис. 28)
Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы... V. Секрет цветов -И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).
На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы. Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле. Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики. Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы. -В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.) VI. Хорошо или плохо (рис. 30)
-Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ. -Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников. Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).
Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. VII. Итог урока -Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)». Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|