Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10334Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма 618

|

Антипов М.А.
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Колдомасов А.С.
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Ссылка для цитирования

Полный текст

Согласно данным социологического опроса, проведённого немецкой ассоциацией IT-­компаний BITKOM, каждый четвёртый немец готов вжи­вить себе под кожу микрочип. Часть опрошенных выражала готовность пойти на этот шаг, если чип будет содержать личные данные и медицин­скую информацию, которая поможет быстро опознать человека и оказать ему помощь в случае опасного для жизни инцидента. Другая часть соблаз­нилась причинами куда более легкомысленного характера: если RFID­-чип будет содержать информацию о балансе банковского счёта, его можно будет использовать в качестве кредитной карты во время похода в магазин [3].

Говоря об этом, можно процитировать пару строк из книги Евгения Замятина «Мы» (1920 год): «В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь ту­ман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие ша­роголовы. Издалека, сквозь туман постукивает метроном, и под эту при­вычно ­ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пя­тидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый ку­сок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все» [1, с. 54]. Именно такие ассоциации вызывает эта тема в голове.

Идеи незавершившейся эволюции вида homo sapiens и преображе­ния человека бытуют в умах многих мыслителей уже не первый век. Наи­более ярким здесь является концепт сверхчеловека Ф. Ницше и его опре­деление человека («канат, протянутый между животным и Сверхчелове­ком, это канат над пропастью») [2, с. 19]. Эта отрасль рассуждений нашла своё пристанище в современном философском движении под названием трансгуманизм. Его суть заключается в том, что человек не является по­следним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до беско­нечности при помощи современных достижений в науке и технике. Дан­ный тип гуманизма можно назвать постгуманизмом, отражающим суть со­временной техногенной цивилизации.

Трансгуманизм как нельзя лучше отражает одно из цивилизацион­ных противоречий: отставание духовно-­нравственного развития человече­ства от материально­-технологического прогресса. Мы считаем, что совер­шенствование человека предполагает развитие и телесности, и духовности.

Трансгуманисты же исходят из идеи одностороннего развития человека – телесного, при этом духовное измерение развития игнорируется.

Ренессансный гуманизм, который традиционно рассматривается как классический тип гуманизма, показал свою полную несостоятельность. Оптимистичным мечтаниям представителей Ренессанса, а позднее эпохи Просвещения о нравственном совершенствовании общества посредством интеллектуального развития представителей человеческого рода не суж­дено было сбыться. Мало того, мировые события ХХ века показали пол­нейшую несостоятельность рационалистичных и оптимистичных взглядов на природу человека.

Не повторит ли трансгуманизм судьбу своего предшественника? Ес­ли центром ренессансного гуманизма была идея о повышении нравствен­ного уровня человечества, аппелирование к разуму, то в трансгуманизме в качестве исходной посылки берется развитие телесных способностей. По­добные диспропорции между материальным и духовным могут в будущем сделать фантазии писателей и кинематографистов реальностью, с которой придется столкнуться будущему человечеству.

Впрочем, пока киборгизация человека является не каким-­то при­влекательным способом улучшения его природы, а всего лишь частью протезирования утраченных органов, хотя внедряемая в тело человека электроника сейчас намного сложнее, чем изготавливавшиеся ещё в древ­ности деревянные ноги или стеклянные глаза. Препятствия развитию но­вой прикладной дисциплины связаны с поиском совместимых с живыми тканями материалов, из которых можно было бы делать микросхемы и электрические цепи, высокой затратностью новых проектов, а также во­просами этического характера, главный из которых состоит в риске утраты человеком своего естества, замены подлинной сущности машинной, пол­ностью кибернетической.

Научно­-фантастические фильмы и книги часто рассказывают о ме­ханических протезах различных конечностей тела. Трудно поверить, но эксперименты по созданию такого рода конечностей в США проводились уже с конца 1970­х. Однако технологии того времени не позволяли обеспе­чить ни скорость, ни точность движений, ни уж тем более возможность со­единения электродов с нервной тканью.

Лишь в 1990­х годах эксперименты увенчались успехом: чикагскому Институту реабилитации инвалидов удалось провести серию успешных экспериментов по приживлению механических рук. В отличие от разрабо­танной ещё в 1990­е годы искусственной ноги С­Leg (созданный немецкой фирмой Otto Bock протез управляется микропроцессорами, имеет встро­енный гироскоп и способен обеспечить приближённые к естественным движения конечности), эти механические руки не пристёгивались к куль­те, а раз и навсегда соединялись с телом [4].

На сегодняшний день это наиболее совершенная искусственная ко­нечность, однако, несмотря на высокую точность движений и удобство, у неё есть ряд недостатков. Во­-первых, необходимость периодически подза­ряжать аккумулятор питания. Во­-вторых, ощущения далеки от естествен­ных: если сразу после их приживления инвалид ощущает пальцы механи­ческой руки и их прикосновение к предметам, то через несколько лет мозг разгадывает иллюзию – владельцы роботизированных конечностей начи­нают чувствовать, что ощущения рождаются в груди, там, где отрезанные нервы соединены с датчиками, посылающими им сигналы. Словом, есть над чем поработать.

Другой успешный и перспективный эксперимент по электронному протезированию был проведён командой медиков из университетов Аахе­на, Марбурга и Эссена, сумевших при помощи умного имплантата частич­но вернуть зрение пациентам, страдающим пигментным ретинитом – за­болеванием, при котором происходит отмирание палочек и колбочек сет­чатки. Болезнь считалась неизлечимой: пациенты постепенно утрачивали способность различать цвета и видеть в темноте. При дальнейшем разви­тии недуга они полностью утрачивали зрение.

Врачи поместили прямо в глазное яблоко комплекс из электродов, позволяющий стимулировать уцелевшие светочувствительные клетки та­ким образом, что они берут на себя функции отмерших. Поскольку элек­троды должны работать не постоянно, а лишь время от времени, собствен­ный аккумулятор им не нужен: питание подаётся путём концентрации создаваемого внешним прибором магнитного поля за счёт электромагнит­ной индукции. Пациенты, получившие имплантат, смогли вновь видеть крупные предметы и различать интенсивность света [5].

Сейчас учёные работают над имплантатом нового поколения, кото­рый был бы соединён с внешней камерой. В этом случае возможность ви­деть предметы появится и у людей, ослепших по другим причинам: специ­альная электронная камера сможет делить образы окружающей реально­сти на контуры и линии, а затем передавать эту информацию на сетчатку, создавая простую картинку. Такое схематическое зрение будет сильно от­личаться от настоящего, но это сможет вернуть способность уверенно пе­редвигаться и манипулировать предметами тем, кто полностью утратил зрение.

Совсем недавно учёные заговорили о том, что человеческое тело можно оснастить и собственным генератором электричества. Вместо того чтобы периодически менять питающую кардиостимулятор батарейку, можно внедрить в ткани материал, позволяющий преобразовывать меха­ническую энергию движений тела в электрический ток.

Все эти научные достижения естественно имеют море плюсов для людей, нуждающихся в срочных жизненно важных операциях. Киборги­зация открывает двери инвалидам и дарит надежды на возможность нор­мальной, полноценной жизни. Но остановится ли на этом ум человека? Да и справедливо ли так сильно продлевать жизнь людей, которые в естест­венных условиях покинули бы этот мир? Вопрос спорный и неоднознач­ный. Исторический опыт современной науки показывает, что человек не знает меры в своих желаниях, и элементарные стремления помочь боль­ным людям запросто могут трансформироваться в массовое электронное безумие в наших телах. Когда­-нибудь человеческий гений в погоне за трансгуманистическим раем станет бессмертным и потеряет реальный цвет ценности своей жизни. Надеюсь, это просто фантазии, которые нико­гда не воплотятся в реальность, хоть и не в скором времени.

К чему приведёт такой скачок развития человечества? К новым эво­люционным высотам, или же утопит нас в бесконечном технократическом сером хаосе? Все помнят стереотипный образ из не столь далёкого про­шлого, когда кто­нибудь проходил по тёмным подворотням, на него напа­дали грабители и вырывали вставные золотые зубы. Что же ждёт совре­менного человека от современной подворотни? Или же мир станет таким же сухим и математическим как в знаменитом произведении Евгения За­мятина «Мы»? Ответ на вопрос уже не за горами.

Литература
  1. Замятин Е. И. Мы: роман, повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2006. – 604 с.
  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра – М.: Интербук, 1990. – 432 с.
  3. http://vodorez.com/raznoe.html
  4. http://www.cleg.ottobockus.com
  5. http://science.ua/2010/11/03/eye­implant
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика